11RS0007-01-2022-000051-75
Дело № 2а-56/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вуктыл Республика Коми 11 февраля 2022 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Мингазетдиновой К.В.,
с участием административного ответчика Емельяненко А.Н.,
старшего помощника прокурора г. Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи административное исковое заявление начальника Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу об установлении административного надзора в отношении Емельяненко А. Н.,
УСТАНОВИЛ:
начальник Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу 26 января 2022 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Емельяненко А.Н., поскольку он является совершеннолетним лицом, освободившимся из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
Административный истец полагал необходимым установление следующих административных ограничений в отношении Емельяненко А.Н.:
-обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов вечера до 06 часов утра;
-запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Необходимость установления административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время, а также запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий мотивировано фактами совершения Емельяненко А.Н. административных правонарушений в ночное время, а также в общественном месте.
Представитель административного истца в лице Отделения Министерства внутренних дел России по городу Вуктылу, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явился, представив суду письменное ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу.
Административный ответчик Емельяненко А.Н. пояснил суду о частичном согласии с заявленными административными исковыми требованиями, указав, что административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел является чрезмерно обременительным в связи с намерением трудоустройства.
Также Емельяненко А.Н. просил суд не устанавливать административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время, поскольку планирует трудоустроиться в качестве ночного сторожа.
Прокурор пояснил о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований в отношении Емельяненко А.Н., полагая достаточным установление административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свобод» (далее по тексту - Закон об административном надзоре; Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
Согласно пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По приговору Вуктыльского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2021 года Емельяненко А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора суда обстоятельством, отягчающим наказание Емельяненко А.Н. в силу п. «а» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, признан рецидив преступлений, который в силу п. «б» ч. 2 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации является опасным, поскольку имея непогашенную судимость за тяжкое преступление, за которое Емельяненко А.Н. осуждался к реальному лишению свободы (по приговору от 19 сентября 2019 года), он вновь совершил тяжкое преступление (л.д. 18-23).
По постановлению Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2021 года Емельяненко А.Н. освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 2 (два) месяца 23 (двадцать три) дня (л.д. 17).
Из материалов административного дела следует, что в соответствии с копией справки об освобождении Серии ЗЦ №, Емельяненко А.Н. отбывал наказание в местах лишения свободы: с 2 марта 2021 года по 5 октября 2021 года, откуда освобожден по постановлению Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 сентября 2021 года условно-досрочно на неотбытый срок 2 (два) месяца 23 (двадцать три) дня (вступило в законную силу 5 октября 2021 года) - л.д. 9.
Как следует из информации, представленной Сосногорским межмуниципальным филиалом Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» от 30 декабря 2021 года, Емельяненко А.Н. поставлен на учет в инспекции 29 октября 2021 года, снят с учета в инспекции 27 декабря 2021 года в связи с отбытием срока наказания (л.д. 15).
Согласно положениям ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, являлось на момент осуждения Емельяненко А.Н. и является в настоящее время, тяжким преступлением.
В соответствии с положениями п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Таким образом, с учетом того, что Емельяненко А.Н. освобожден условно-досрочно 5 октября 2021 года, то судимость у него будет погашена 5 октября 2029 года.
Из справки Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу следует, что после освобождения из мест лишения свободы 5 октября 2021 года Емельяненко А.Н. к административной ответственности не привлекался (л.д. 13-14).
Как указано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Материалами административного дела установлено, что в настоящее время административный ответчик Емельяненко А.Н. характеризуется удовлетворительно, имеет постоянное место жительства и регистрации, планирует трудоустроиться. Вместе с тем, по мнению суда, сам факт отсутствия отрицательных характеристик в отношении административного ответчика, не является безусловным основанием для отказа в установлении административного надзора в отношении лица, отбывавшего наказание за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, поскольку данный образ жизни и поведения должен являться общепринятой нормой.
В соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Установление административного надзора, по убеждению суда, в данном случае является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора - предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При установлении административного надзора и конкретных административных ограничений суд также принимает во внимание обстоятельства совершения умышленного тяжкого преступления против собственности, а именно совершение его в дневное время в жилом помещении, в связи с чем, полагает нецелесообразным в настоящее время установление в отношении Емельяненко А.Н. административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время, а также запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.
При этом суд учитывает, что положения ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусматривают возможность дополнения в течение срока административного надзора ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления Емельяненко А.Н. административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В данном случае, в отношении Емельяненко А.Н., срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 3; п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; ст.ст. 177-178, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу об установлении административного надзора в отношении Емельяненко А. Н. удовлетворить частично.
Установить в отношении Емельяненко А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Вуктыл Республики Коми, административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Вуктыльского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2021 года, который подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, возложив на него исполнение следующих административных ограничений:
-обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разъяснить Емельяненко А. Н., что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за уклонение от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения, то есть с 11 февраля 2022 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева