Дело № 2-218/2021
УИД 46RS0021-01-2021-000364-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
поселок Кшенский 31 августа 2021 года
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Гуреевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Л.И.,
с участием помощника прокурора Советского района Курской области Григорьевой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Советского района Курской области, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области о возложении обязанности обеспечить финансирование и проведение дератизационных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Курской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Советского района Курской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области для проведения дератизационных мероприятий. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с заданием прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Указывает, что целью проведения мероприятий по дератизации является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
При этом ввиду того, что деятельность по дератизации относится к категории лицензируемых, проведение таких работ возможно только специализированной организацией.
Согласно информации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района, мероприятия по дератизации в здании образовательного учреждения за период 2020-2021 года специализированной организацией не проводились, что свидетельствует о том, что меры по поддержанию санитарного состояния образовательного учреждения не принимаются, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, круг которых определить не представляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Курской области Григорьева Г.Ю. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Администрации Советского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, от представителя по доверенности Бондаревой Т.В. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указано о полном признании иска прокурора.
Представитель ответчика, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, от директора учебного заведения Носовой В.Н. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указано о полном признании иска прокурора.
Представитель третьего лица, Управления образования Администрации Советского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, от начальника Управления Свеженцева В.А. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения помощника прокурора Григорьевой Г.Ю., и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статье 38 Федерального закона № 52-ФЗ, разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
На основании пункта 2.3 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дератизационных мероприятий» Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.3223-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 № 58, на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия. Указанным пунктом СП 3.5.3.3223-14 установлено, что к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение, относятся в том числе, образовательные организации.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 года) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункт 15 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона №273-ФЗ, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Пунктом 3 части 4 указанной статьи Закона №273-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Как следует из пункта 10 статьи 2 Закона № 323-ФЗ, медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность, в том числе по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В свою очередь, в силу положений пункта 1 статьи 29 Закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020), предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Услуги по дератизации, дезинсекции в этот перечень не включены, в то же время в нем названы работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно п. 3.1 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» дезинфекционная деятельность включает перечисленные в этой норме мероприятия (приведенный перечень не является исчерпывающим), в числе которых - камерное обеззараживание вещей, санитарная обработка людей, объектов, открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции (п. 3.8.1 СП 3.5.1378-03) и дератизации (п. 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Как указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 и от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344, хотя дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы сами по себе не являются медицинским вмешательством и медицинской услугой, они включены в понятие «медицинская деятельность», а значит, для их выполнения необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, целью проведения мероприятий по дератизации является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
При этом ввиду того, что деятельность по дератизации относится к категории лицензируемых, проведение таких работ возможно только специализированной организацией.
В судебном заседании установлено, что согласно информации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района, мероприятия по дератизации в здании образовательного учреждения за период 2020-2021 годы специализированной организацией не проводились (л.д.10).
Указанное свидетельствует о том, что меры по поддержанию санитарного состояния образовательного учреждения не принимаются, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, круг которых определить не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Советский район» Курской области. От имени муниципального района «Советский район» Курской области функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Советского района Курской области.
В соответствии с пунктами 9.1-9.2 Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется Учредителем на основании сметы в соответствии с законодательством РФ. Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения также являются средства, полученные от гражданско-правовых сделок, в том числе от добровольных пожертвований, дополнительных платных и иных образовательных услуг.
Согласно пунктам 1.7 и 1.10 Устава, Школа является самостоятельным юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде (л.д.15-17).
Предъявление настоящего иска в суд прокурором обусловлено защитой неопределенного круга лиц, пребывающих в здании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области.
Как следует из письменного ответа Директора школы прокурору Советского района от 03.06.2021 года, собственных средств на дератизацию школы не имеется (л.д.10).
Таким образом, исполнение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области возложено на образовательное учреждение. При этом при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет Учредитель, то есть Администрация муниципального района.
В связи с чем, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что непринятие мер по поддержанию санитарного состояния образовательного учреждения в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, круг которых определить не представляется возможным, а заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Срок, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным для исполнения требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░