Дело № 2-3285/2024
49RS0001-01-2024-005297-33 29 ноября 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.,
при секретаре Чуйко А.В.,
с участием представителя ответчика Бондаренко С.В.
представителей третьих лиц Станичного казачьего общества «Магадан» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) ФИО1, Магаданского городского казачьего общества «Казачья сотня» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) ФИО2, Правительства Магаданской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 29 ноября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Уссурийского войскового казачьего общества к Колымскому окружному казачьему обществу Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) о признании недействительным решения общего собрания от 28 января 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийское войсковое казачье общество (далее также – Уссурийское казачье войско, войсковое казачье общество) обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с иском к Колымскому окружному казачьему обществу Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) (далее также – Колымское окружное казачье общество, окружное казачье общество) о признании недействительным решения общего собрания от 28 января 2024 года.
В обоснование исковых требований указано, что 28 января 2024 года Колымским окружным казачьим обществом Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) проведено общее собрание (далее также - Большой круг), решение которого оформлено протоколом от 28 января 2024 года №.
Повестка собрания содержала следующие вопросы: Третий вопрос о выходе Колымского окружного казачьего общества из состава Уссурийского казачьего войска. Шестой вопрос о внесении изменений наименования Колымского окружного казачьего общества и об утверждении символики данного общества. Седьмой вопрос о принятии Устава Колымского окружного казачьего общества.
Сообщает, что вопросы, указанные в повестке были рассмотрены, оригинал протокола в адрес истца до настоящего времени не представлен, истец в собрании не участвовал, т.е. не был приглашен на участие в общем собрании Большого круга.
Считает, что Колымское окружное казачье общество 28 января 2024 года провело нелегитимное заседание высшего органа управления. Есаул Бондаренко С.В., не обеспечив исполнение распоряжения войскового атамана Уссурийского казачьего войска, провел общее собрание без согласования с атаманом Всероссийского казачьего общества, что по мнению истца, является нарушением Уставов Колымского окружного казачьего общества, Уссурийского казачьего войска.
В нарушение положений Устава Колымского окружного казачьего общества (пункт 38) не согласовано проведение заседание высшего органа управления окружного казачьего общества (общего собрания) с атаманом Всероссийского казачьего общества и атаманом Уссурийского казачьего войска, т.к. распоряжением войскового атамана от 19 декабря 2023 года № предписывалось отложить до особого распоряжения и решения всех возникших вопросов проведение заседания высшего органа управления окружного казачьего общества (общего собрания).
Полагает, что при проведении общего собрания были допущены существенные нарушения порядка принятия решения, проведения подготовки и заседания общего собрания, голосования участников общества, влияющие на волеизъявление участников собрания, в том числе до участников собрания доведена ложная информация, которая повлияла на принятие решения. Также собрание проведено без надлежащего кворума.
Указывает, что спорные решения существенно повлияли на истца, нарушили традиции и основы казачества, как особого образования Российской Федерации.
В дополнении к иску истец считает, что при проведении собрания были допущены существенные нарушения порядка принятия решения, т.к. в приложении № протокола от 28 января 2024 года № года Колымского окружного казачьего общества представлен список, присутствующих на Большом круге. Некоторые делегаты проживают вне Магаданской области и не находились на территории области во время общего собрания.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом изменения исковых требований, просил суд признать недействительным решение круга Колымского окружного казачьего общества от 28 января 2024 год в полном объеме.
Определением судьи от 28 августа 2024 года в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Всероссийское казачье общество.
Определением, зафиксированным в протоколе судебного заседания от 19 сентября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено Правительство Магаданской области.
Определением, зафиксированным в протоколе судебного заседания от 13 ноября 2024 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Станичное казачье общество «Сусуман» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) (далее также – СКО Сусуман), Станичное казачье общество «Ола» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) (далее также – СКО Ола), Магаданское городское казачье общество «Казачья сотня» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) (далее также – МГКО Казачья сотня), Станичное казачье общество «Магадан» Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска) (далее также – СКО Магадан).
Представители Уссурийского казачьего войска, Всероссийского казачьего общества, Станичного казачьего общества «Сусуман» Колымского окружного казачьего общества, Станичного казачьего общества «Ола» Колымского окружного казачьего общества в судебном заседании участия не принимали о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Всероссийского казачьего общества в своем отзыве на исковое заявление, просил исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение ответчиком положений Устава Колымского окружного казачьего общества, указывал на проведение общего собрания (Большого круга) в отсутствие согласования с атаманом Всероссийского казачьего общества и с атаманом Уссурийского казачьего войска. Отмечал, что атаманом Колымского окружного казачьего общества Бондаренко С.В. совершено должностное правонарушение – не исполнено распоряжение войскового атамана от 29 декабря 2023 года об отложении до особого распоряжения и решения всех возникших вопросов проведения заседания высшего органа управления общества.
В письменном отзыве на иск представитель СКО Ола с иском не согласился, настаивал, что оспариваемое решение общего собрания от 28 января 2024 года является законным, поскольку пунктом 12 протокола Круга Уссурийского казачьего войска от 10 декабря 2022 года принято решение о внесении изменений в структуру Уссурийского казачьего войска. На круге Колымского казачьего окружного общества в январе 2023 года атаман Войска Агибалов А.А. подтвердил информацию о предстоящих изменениях, согласно которым в планах возрождение Амурского казачьего войска в его исторических границах, создание единой структуры на базе Якутского окружного казачьего общества «Якутский казачий полк» и Колымского окружного казачьего общества с прямым подчинением Всероссийскому казачьему обществу. Решение о выходе из состава Уссурийского казачьего войска принято ответчиком единогласно, ложную информацию казакам никто не предоставлял. Вопрос о предстоящем выходе из состава Уссурийского казачьего войска был донесен на круге СКО Ола, где были избраны делегаты на круг Колымского окружного казачьего общества, который запланирован на 28 января 2024 года.
Аналогичные возражения на исковое заявление представлены атаманом СКО Сусуман, который кроме прочего, указывал на отсутствие правовых оснований для обращения истца с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель ответчика с иском не согласился отмечая, что доводы иска о том, что некоторые делегаты общего собрания (Большого круга) не принимали участия в заседании ничем объективно не подтверждены. Настаивает, что у истца отсутствуют правовые основания для оспаривания решения Большого круга Колымского окружного казачьего общества, поскольку он не является членом данного общества. Также отмечает, что истцом не принято во внимание решение Большого отчетного Круга (общего собрания) Уссурийского казачьего войска от 10 декабря 2022 года, согласно которому принято решение о выделении Амурского казачьего войска из состава Уссурийского казачьего войска в составе Амурского, Средне-Амурского и Хабаровского казачьих обществ, Якутское и Колымское казачьи общества создают отдельную самостоятельную структуру, Камчатское казачье общество выделяется в самостоятельное казачье общество с прямым подчинением Всероссийскому казачьему обществу, Приморское и Сахалинское казачьи общества остаются в составе и структуре Уссурийского казачьего войска, что свидетельствует о выходе Колымского окружного казачьего общества из состава Уссурийского казачьего войска и изменении структуры Уссурийского казачьего войска.
Указывал, что войсковой атаман Агибалов А.А., несмотря на отсутствие полномочий, 13 октября 2023 года согласовал дату и время проведения Большого круга Колымского окружного казачьего общества, при этом процедура последующего отзыва согласования даты и времени проведения Большого круга в законодательстве Российской Федерации отсутствует, что свидетельствует о несостоятельности доводов истца.
Представители третьих лиц МГКО Казачья сотня, СКО Магадан возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы отзывов на иск.
Представитель третьего лица – Правительства Магаданской области полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое решение общего собрания Колымского окружного казачьего общества принято с нарушением процедуры его проведения, предусмотренной положениями пункта 38 Устава Колымского окружного казачьего общества и пункта 32 Устава Уссурийского казачьего войска.
Выслушав возражения представителя ответчика, пояснения представителей третьих лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях). Данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст.1).
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно п.1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
В соответствии со ст. 29 Закона о некоммерческих организациях высшими органами управления ассоциации (союза) являются общее собрание членов.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
Согласно ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
В частности, правовая и организационная основы государственной службы российского казачества закреплены в Федеральном законе от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 154-ФЗ российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).
Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.
Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы; районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ; окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества» предусмотрено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ.
В соответствии с пунктом 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 28 Закона о некоммерческих организациях).
В силу п.1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п.1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся, в частности, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст. 65.1 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.
Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).
В силу п.2 ст. 65.3 ГК РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе, определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.
Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.
В соответствии с Уставом Колымского окружного казачьего общества, утвержденным распоряжением губернатора Магаданской области от 01 октября 2020 года №-р, настоящий Устав распространяется на Колымское окружное казачье общество и на казачьи общества, входящие в его состав (далее также - первичные казачьи общества).
Колымское окружное казачье общество создано путем объединения СКО Сусуман, СКО Ола, МГКО Казачья сотня, является юридическим лицом - некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в пределах Магаданской области (п. п. 1, 2, 5, 9 Устава).
Правовую основу деятельности окружного казачьего общества составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам российского казачества, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области, муниципальные правовые акты, устав Уссурийского казачьего войска, в состав которого входит Колымское окружное казачье общество, а также настоящий Устав (п.7 Устава).
Казачьи общества, входящие в состав Колымского окружного казачьего общества, являются в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческими организациями, в установленном порядке зарегистрированными и внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (пункт 11 Устава).
Члены первичных казачьих обществ одновременно являются членами окружного казачьего общества и членами соответствующих казачьих обществ, входящих в его состав (пункт 20 Устава).
Органами Колымского окружного казачьего общества являются: Большой казачий круг, совет атаманов окружного казачьего общества (далее - совет атаманов), окружной атаман, окружное правление, контрольно-ревизионная комиссия, совещательные органы (суд чести, совет стариков) (пункт 34 Устава).
Высшим органом управления окружного казачьего общества является Большой казачий круг (далее также - высший орган управления), представляющий собой съезд выборных казаков от входящих в состав окружного казачьего общества казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой советом атаманов, исходя из общей численности окружного казачьего общества и численности, входящих в его состав казачьих обществ. При определении нормы представительства, совет атаманов гарантирует представительство не менее 1 выборного казака от 5 (пяти) казаков, с учетом общего количества членов первичных казачьих обществ (пункт 35 Устава).
Выборные казаки избираются на заседаниях высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав окружного казачьего общества, открытым голосованием в порядке, определяемом советом атаманов.
Не менее двух третей выборных казаков должны быть членами первичных казачьих обществ, входящих в состав окружного казачьего общества, не занимающими должности в органах окружного казачьего общества. Полномочия выборных казаков прекращаются по завершении заседания высшего органа управления окружного казачьего общества.
Заседания высшего органа управления окружного казачьего общества созываются советом атаманов не реже одного раза в год (пункты 36, 37 Устава).
Решение о созыве заседания высшего органа управления окружного казачьего общества, дате созыва и месте проведения такого заседания должно быть принято советом атаманов по согласованию с атаманом Всероссийского казачьего общества и войсковым атаманом не менее чем за два месяца до его проведения (пункт 38 Устава).
К исключительной компетенции высшего органа управления окружного казачьего общества относятся вопросы: 1) принятия и внесения изменений в Устав окружного казачьего общества; 2) определения приоритетных направлений деятельности окружного казачьего общества; 6) реорганизации окружного казачьего общества; 20) создания филиалов и открытие представительств окружного казачьего общества; 21) участия в других организациях (пункты 40, 42 Устава).
Заседание высшего органа управления окружного казачьего общества правомочно, если на нем присутствуют более половины выборных казаков.
Решения высшего органа управления окружного казачьего общества принимаются открытым голосованием и оформляются протоколом, подписываемым лицом, председательствующим на заседании высшего органа управления окружного казачьего общества, писарем, а также есаулом (есаульцем).
Решения высшего органа управления окружного казачьего общества по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к исключительной компетенции высшего органа управления окружного казачьего общества, принимается единогласно или квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих выборных казаков, присутствующих на заседании, по иным вопросам - большинством голосов от общего числа выборных казаков, присутствующих на заседании (пункт 43 Устава).
Внесение изменений в Устав Колымского окружного казачьего общества осуществляется высшим органом управления окружного казачьего общества, созываемом в установленном настоящим Уставом порядке. Решение о внесении изменений в настоящий Устав принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в 2/3 голосов присутствующих выборных казаков.
Изменения в устав окружного казачьего общества, принятые на заседании высшего органа управления окружного казачьего общества, вступают в силу после их утверждения и регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Колымское окружное казачье общество может быть реорганизовано путем преобразования, слияния, присоединения, выделения, разделения. Решение о реорганизации окружного казачьего общества принимается на заседании высшего органа управления окружного казачьего общества, созываемом в установленном настоящим Уставом порядке, не менее чем двумя третями голосов выборных казаков. О предполагаемой реорганизации Колымского окружного казачьего общества войсковое казачье общество уведомляет Всероссийское казачье общество (пункты 93, 94 Устава).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Колымское окружное казачье общество имеет филиалы: в г. Комсомольск-на-Амуре «Приамурская казачья сотня», в г. Хабаровск «Николо-Александровское».
Как следует из свидетельства Министерства юстиции от 22 апреля 2015 года на основании распоряжения Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества от 01 марта 2001 года № Колымское окружное казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 01 марта 2001 года, реестровый №.
Из материалов дела следует, что 28 января 2024 года Колымским окружным казачьим обществом проведено общее собрание, решение которого оформлено протоколом от 28 января 2024 года №.
Согласно указанному протоколу на собрании (Большом круге) присутствовали 69 человек выборщиков.
Повестка собрания содержала следующие вопросы: 1) о подготовке к выборам Президента Российской Федерации; 2) о формировании на базе Колымского окружного казачьего общества добровольческого отряда казаков г.Магадан и обособленных подразделений в г.Хабаровск, г.Комсомольск-на-Амуре в целях выполнения боевых задач в зоне проведения СВО; 3) о выходе Колымского окружного казачьего общества из состава Уссурийского казачьего войска; 4) отчет атамана о проделанной работе за 2023 год; 5) отчет (председателя суда чести, председателя ревизионной комиссии, председателя совета стариков); 6) о внесении изменений наименования Колымского окружного казачьего общества и об утверждении символики; 7) о принятии Устава Колымского окружного казачьего общества в новой редакции; 8) о назначении лица, ответственного за государственную регистрацию изменений в учредительные документы.
Из протокола следует, что за все вопросы присутствующие участники общества проголосовали единогласно.
Согласно уведомлению от 22 июля 2024 года № Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области Колымскому окружному казачьему обществу отказано в процедуре государственной регистрации Устава общества в новой редакции.
Оспаривая решение общего собрания Колымского окружного казачьего общества, оформленное протоколом от 28 января 2024 года №, истец указывает на нарушение ответчиком порядка его принятия.
Разрешая заявленные исковые требования суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным названным Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно п.1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 106 постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно п.1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
В пункте 108 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 предусмотрено, что к нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования.
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества (пункт 109 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25).
Учитывая приведённые нормативные положения и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, проверяя наличие оснований для признания оспариваемого решения недействительным, суд полагает, что ответчиком допущены существенные нарушения порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания (Большого круга), решение принято без подтверждения наличия необходимого кворума.
Из материалов дела следует, что дата и время проведения Большого круга Колымского окружного казачьего общества согласована войсковым атаманом Агибаловым А.А. 13 октября 2023 года, тогда как решение о созыве заседания высшего органа управления окружного казачьего общества, дате созыва и месте проведения такого заседания принято советом атаманов 18 ноября 2023 года.
Сведения о согласовании даты и места проведения Большого круга Колымского окружного казачьего общества с атаманом Всероссийского казачьего общества в материалах дела отсутствует, что свидетельствует о нарушении ответчиком порядка созыва, подготовки общего собрания Колымского окружного казачьего общества.
При этом довод ответчика об отсутствии обязанности согласования даты и времени проведения Большого круга с атаманом Всероссийского казачьего общества и войсковым атаманом не менее чем за два месяца до его проведения, в связи с наличием решения Большого отчетного Круга (общего собрания) Уссурийского казачьего войска от 10 декабря 2022 года о выделении Колымского окружного казачьего общества в отдельную самостоятельную структуру и выходе из состава Уссурийского казачьего войска, суд не может принять во внимание.
Приказом Федерального агентства по делам национальностей от 04 июля 2022 года № утвержден устав Уссурийского войскового казачьего общества.
В соответствии с уставом Уссурийского войскового казачьего общества оно создано (сформировано) путем объединения, в том числе Колымского окружного казачьего общества Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска).
Согласно Уставу Уссурийское казачье войско осуществляет свою деятельность в пределах 8 субъектов Российской Федерации, на территориях которых действуют казачьи общества, входящие в его состав и внесенные в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (пункты 2, 5 16 Устава). Членами войскового казачьего общества являются члены входящих в его состав казачьих обществ (пункт 23 Устава).
Изменение состава войскового казачьего общества (включение в состав, либо исключение из состава войскового казачьего общества казачьи обществ), реорганизация войскового казачьего общества, участие в других организациях относится к исключительной компетенции высшего органа управления, который также рассматривает другие вопросы, связанные с уставной деятельностью войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ (пункты 45, 46, 47 Устава).
Изменения в Устав войскового казачьего общества, принятые на заседании высшего органа управления вступают в силу после их утверждения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Войсковое казачье общество может быть реорганизовано путем преобразования, слияния, присоединения, выделения, разделения. Решение о реорганизации войскового казачьего общества принимается по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на заседании высшего органа управления не менее чем двумя третями голосов выборных казаков. О предполагаемой реорганизации войскового казачьего общества уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти уведомляет Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. (пункты 98, 99 Устава).
Таким образом решение о выделении Колымского окружного казачьего общества в отдельную самостоятельную структуру и выходе из состава Уссурийского казачьего войска свидетельствует о реорганизации войскового казачьего общества и необходимости внесения изменений в его Устав, что требует проведения определенной процедуры согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и последующей регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Как следует из материалов дела и пояснений истца данные изменения в Устав Уссурийского казачьего войска не вносились, решение Большого отчетного Круга (общего собрания) Уссурийского казачьего войска от 10 декабря 2022 года о выделении Колымского казачьего общества в отдельную самостоятельную структуру в законную силу не вступило, в связи с чем, ссылка ответчика на фактический выход из состава Уссурийского казачьего войска противоречит установленным обстоятельствам и положениям Устава Уссурийского казачьего войска, обязательного для применения Колымским окружным казачьим обществом в соответствии с приведенным выше правовым регулированием его деятельности.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии у истца прав на оспаривание решения общего собрания (Большого круга) Колымского окружного казачьего общества, оформленное протоколом от 28 января 2024 года №, поскольку вопрос выхода из состава войскового казачьего общества одного из его членов свидетельствует об изменении структуры и фиксированной численности его членов, в том числе, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, что в свою очередь определяет возможность внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
О допущенных ответчиком существенных нарушениях принятия оспариваемого решения свидетельствует отсутствие возможности подтверждения наличия необходимого кворума при его принятии.
Так, согласно протоколу от 28 января 2024 года № на общем собрании Большого круга принимали участие 69 человек, в том числе, как пояснил представитель ответчика, в голосовании посредством выдачи доверенностей принимали участия казаки - члены филиалов Колымского окружного казачьего общества, расположенных в г.Хабаровске и г. Комсомольск-на-Амуре.
Кроме того, в голосовании принимали участие члены СКО Магадан на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии от 26 августа 2023 года.
Вместе с тем, по смыслу приведенных нормативных положений, филиалы Колымского окружного казачьего общества не являются его участниками, поскольку окружное казачье общество создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, т.е. первичных казачьих обществ.
Поскольку состав участников Колымского окружного казачьего общества закреплен в его Уставе, иные общества и лица, помимо участников Колымского окружного казачьего общества: СКО Сусуман, СКО Ола, МГКО Казачья сотня, не вправе участвовать в общем собрании окружного казачьего общества с правом голоса.
Как усматривается из представленных суду выписок из протоколов заседаний по отбору делегатов на общее собрание Схода «Приамурская Казачья Сотня» филиала Колымского окружного казачьего общества, Схода «Николо-Александровское» филиала Колымского окружного казачьего общества, СКО Магадан, делегаты от данных обществ учитывались при определении кворума для участия в голосовании, в том числе, при принятии решений, отнесенных Уставом к исключительной компетенции высшего органа управления окружного казачьего общества о внесении изменений в Устав, реорганизации, участии в других организациях.
Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что перечисленные в приложении № к протоколу от 28 января 2024 года № участники Большого круга на общем собрании в заявленном количестве - 69 человек не присутствовали, представители голосовали без подтверждения соответствующих полномочий, поскольку представленные доверенности, оформлены в нарушение положений ст. 185, 185.1 ГК РФ без соответствующего удостоверения. Помимо прочего, протокол от 28 января 2024 года № общего собрания (Большого круга) Колымского окружного казачьего общества не содержит сведений о норме представительства делегатов – участников собрания, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, которым переданы соответствующие полномочия по голосованию и которые занимают должности в органах окружного казачьего общества.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при проведении 28 января 2024 года общего собрания (Большого круга) Колымского окружного казачьего общества, ответчиком не были соблюдены вышеприведенные требования законодательства и положения учредительных документов обществ, что привело к нарушению прав и законных интересов истца по реализации его уставной деятельности и влечет признание спорного решения недействительным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Уссурийского казачьего войска о признании недействительным решения общего собрания (Большого казачьего круга) Колымского окружного казачьего общества, оформленного протоколом от 28 января 2024 года №, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 88 и 98 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из представленного в материалы дела чека по операции Сбербанк он-лайн от 29 июля 2024 года следует, что при подаче иска в суд представителем истца Агибаловым А.А. в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Поскольку исковые требования удовлетворены, суд полагает возможным взыскать с ответчика Колымского окружного казачьего общества в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2024 ░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) (░░░░ 1024900975307, ░░░ 4909077632) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) (░░░░ 1022501296795, ░░░ 2536101068) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 13 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░