Решение по делу № 33-1518/2020 от 25.03.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    судья Прокосова М.М.

    дело №33-1518

    поступило 25 марта 2020 г.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 апреля 2020 г.                                   г. Улан-Удэ

    Судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия Дампилова Ц.В., при секретаре Эрдынеевой Е.К. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Киселева В.А. на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 февраля 2020 года об удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве

    УСТАНОВИЛА:

Банк АТБ (ПАО) обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

В обоснование заявления указывало на то, что 27.09.2018года между АТБ (ПАО) и ЗАО «Ипотечный агент АТБ 2» заключен договор обратного выкупа закладных.

Судом постановлено указанное выше определение.

Не согласившись с этим определением, Киселев В.А. подал частную жалобу, в которой просит определение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права.

В обоснование жалобы указывает на то, что договор обратного выкупа закладных не является договором уступки права требования, соответственно суд не вправе был применять ст. 382 ГК РФ; договор является притворной сделкой, т.е. ничтожной; должники не получали предложений о продаже права; безвозмездность договора свидетельствует о ничтожности договора.

    Частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.3 ст. 333 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1998 г.                    N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей право ее владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.

П. 5 ст. 47 Закона об ипотеке закреплено, что уступка прав по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, права из которых удостоверены закладной, не допускается. При совершении такой сделки она признается ничтожной.

Передача прав по закладной и залог закладной осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 48 и 49 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Закона об ипотеке при передаче прав на закладную совершается сделка в простой письменной форме. Передача прав на закладную другому лицу означает передачу тем самым этому лицу всех удостоверяемых ею прав в совокупности. Владельцу закладной принадлежат все удостоверенные ею права, в том числе права залогодержателя и права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству, независимо от прав первоначального залогодержателя и предшествующих владельцев закладной.

Таким образом, законом предусмотрен запрет на уступку прав по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, однако предусмотрена возможность передачи прав на закладную другому лицу, предполагающую передачу прав на закладную в совокупности вместе со всеми удостоверяемыми закладной правами.

Тем самым законодатель разграничивает уступку прав по договору об ипотеке и передачу прав на закладную, как два различных, имеющих разную правовую регламентацию, способа перехода прав от одного лица к другому.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г.             N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разрешая дела по спорам об уступке требований, вытекающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), суд должен иметь в виду, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.

Данное разъяснение гарантирует повышенную защиту интересов граждан как потребителей соответствующих финансовых услуг при заключении ими кредитных договоров.

Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Законом об ипотеке, регулирующим передачу прав на закладную, установлены специальные правила оборота закладной как ценной бумаги, не содержащие ограничений в обороте этих ценных бумаг и, соответственно, в оборотоспособности удостоверяемых ими обязательственных и иных прав. Закон об ипотеке не предусматривает положений о необходимости получения согласия должника - залогодателя на переход к другому лицу прав на закладную, а также не содержит каких-либо требований, предъявляемых к новому законному владельцу закладной.

Таким образом, передача прав, удостоверенных закладной на основании сделки купли-продажи закладной, не противоречит приведенным выше положениям п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17                    "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", поскольку специальным законом установлены иные правила.

При этом специальный закон - Закон об ипотеке не содержит положений о необходимости получения согласия должника - залогодателя на переход к другому лицу прав на закладную.

Кроме того, довод частной жалобы о том, что договор обратного выкупа закладных, заключенный между банком и обществом, является ничтожной сделкой, является ошибочным. Указанный договор в обжалуемой части не признан судом недействительным.

В связи с изложенным частная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а определение суда – без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

     Определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ                      от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Судья                                 Дампилова Ц.В.

33-1518/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Дампилова Цыпелма Владимировна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
25.03.2020Передача дела судье
13.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Производство по делу возобновлено
27.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Передано в экспедицию
27.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее