18RS0№-95
судья Тимофеева Е.В. Дело №
Решение
Судья Верховного суда Удмуртской Республики Соловьев В.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Комарнюка М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Республики 23 марта 2022 года жалобу Комарнюка М.В. на постановление судьи Завьяловского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комарнюка М. В.
установил:
постановлением судьи Завьяловского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Комарнюк М. В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения постановления в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР.
В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, Комарнюк М.В. просит отменить данное постановление в части дополнительного наказания – принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения постановления в центре временного содержания иностранных граждан, а также просил восстановить срок на обжалование данного постановления.
В судебном заседании Комарнюк М.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил восстановить пропущенный срок, поскольку своевременно не мог подать жалобу в условиях лишения свободы, из-за разногласий с защитником, к которому он обратился, который в конечном итоге жалобу не составил и не подал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, ходатайства о восстановлении пропущенного срока, прихожу к следующим выводам.
Пропущенный срок подлежит восстановлению, в силу положений ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Часть 3 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 30 минут в отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по <адрес>, обратился гражданин Украины Комарнюк М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При проверке документов, предъявленных гражданином, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него был составлен административный протокол по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Завьяловским районным судом Удмуртской Республики было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного штрафа в размере 2000 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Комарнюк М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановление Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не исполнил, с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации. От выезда за пределы Российской Федерации уклоняется. Проживает по адресу: УР, <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Комарнюка М.В., уведомлением о прибытии иностранного гражданина, проверкой по «ЦБДУИГ», протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судьи Завьяловского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются.
Согласно части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ РФ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку по делу правильно установлено, что гражданин Украины Комарнюк М.В., пребывает на территории России не законно, уклоняться от выезда с территории Российской Федерации, не исполняет административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации по вступившему в законную силу постановлению суда, его бездействие правильно квалифицировано по ч.3 ст. 20.25 КоАП РФ.
Наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах установленной законом санкции статьи особенной части КоАП РФ.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрено санкцией части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако при пересмотре дела об административном правонарушении необходимо учесть следующее.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства относится к административным наказаниям, которые могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3); оно заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (т.е. в их принудительном выдворении), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан или лиц без гражданства из Российской Федерации; как мера административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
При назначении иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации; в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к нему такую обеспечительную меру, как содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (части 4 и 5 статьи 3.10 КоАП РФ).
Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных, так же как и административное задержание, доставление и привод, с принудительным ограничением свободы (часть 1 статьи 27.1).
Организационно-правовые основы содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях, а также их права и обязанности определяются Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому содержание указанных лиц в таких специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы их передвижения в целях обеспечения исполнения принятого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (пункт 1 статьи 35.1); содержание (пребывание) иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении осуществляется до его выдворения за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 35.1).
Из приведенных законоположений следует, что помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", будучи мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, возможно при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения.
Прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии гражданина при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением СФ ФС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
ДД.ММ.ГГГГ началась специальная операция Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины. Вследствие чего Украина заявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, президент Украины объявил военное положение на территории Украины.
В настоящее время с Украиной прекращено какое-либо (наземное, морское, воздушное) пассажирское транспортное сообщение. На территории Украины ведутся военные действия. Указанные факты являются общеизвестными и не нуждаются в доказывании.
В результате чего административное наказание в виде принудительного административного выдворения гражданина Украины Комарнюка М.В. за пределы Российской Федерации с содержанием до исполнения постановления в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР в условиях исключительности сложившейся ситуации исполнить не представляется возможным.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый по настоящему делу судебный акт подлежат изменению в части назначенного наказания путем исключения из него указания на назначение Комарнюку М.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с отменой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших объективно и полно рассмотреть дело, либо нарушений прав участников производства по делу об административном правонарушении по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Завьяловского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комарнюка М. В. изменить, исключить из него указание на назначение Комарнюку М.В. административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Отменить в отношении Комарнюка М.В. меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> УР.
В остальной части постановление судьи Завьяловского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. Жалобу Комарнюка М.В. удовлетворить.
Судья Верховного суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.