Решение по делу № 2-3464/2023 от 25.05.2023

66RS0006-01-2023-002562-63

2-3464/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Спицыной А. А., с участием помощника прокурора Абдуллаева А. А., представителя ответчиков и третьего лица Кочневой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранить нарушения, организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказания (далее – ФСИН России) об обязании ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в филиале «Областная больница №2» установить аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом; филиал «Медицинская часть №7» обеспечить анализатором АКПЭ-01М-01, алкометром, алкотестером, оснастить кабинет врача-стоматолога дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф); обязании ФСИН России и ее территориальный орган - ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, указав, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года с привлечением специалистов территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в поднадзорных исправительных учреждениях. Надзорными мероприятиями установлено, что оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области осуществляется ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России (в ФКУ ИК-2 филиалом Областная больница №2, а в ФКУ ИК-47 Медицинской частью № 7 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России) на основании лицензии, выданной 25.05.2020, действующей бессрочно.

Надзорными мероприятиями установлено, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при осуществлении деятельности в ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области нарушаются требования федерального законодательства: ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. п. «а, б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №825, а также ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», - выразившиеся в отсутствии в филиалах ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, а именно: в филиале «Областная больница №2» и «Медицинская часть №7» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России - исправного медицинского оборудования. Так, в филиале «Областная больница №2» в нарушение п. п. 1, 5, 7, 8 Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология», утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 < № >, в кабинете приема врача-уролога отсутствуют: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом. В филиале «Медицинская часть №7» на момент проверки в нерабочем состоянии находились: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер. Оснащение кабинета врача-стоматолога не соответствует стандарту оснащения (отсутствует дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения (радиовизиограф).

По результатам проверки прокуратурой в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России 13.10.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. В ответе на данное представление указанно, что нарушения имеют место быть и не устранены в связи с недостаточностью денежных средств.

С целью контроля за фактическим устранением выявленных в 2022 году нарушений 28.03.2023 прокуратурой направлено требование о предоставлении информации об устранении указанных нарушений. Установлено, что данные нарушения по настоящее время не устранены в связи с недостаточностью денежных средств. Руководством ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России данные нарушения закона не устранялись, необходимые меры по ремонту и закупке оборудования не предпринимались.

В нарушение п. п. 2-4, 8 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 < № >, осужденные, подозреваемые и обвиняемые находящиеся в ФКУ ИК-47 и в филиале «Областная больница №2» при ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области не могут получить надлежащего медицинского обслуживания по причине отсутствия и неисправности указанного оборудования. Руководством филиалов в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России неоднократно направлялись заявки на покупку медицинского оборудования, однако оборудование не закупалось. Непрохождение осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми надлежащего медицинского обследования создает предпосылки и условия для возникновения различных заболеваний и влечет нарушение прав.

Круг лиц, в интересах которых подается исковое заявление, индивидуализировать невозможно, так как состав и количество лиц, отбывающих наказание и содержащихся в «Областной больнице №2» при ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК- 47, постоянно меняется, в связи с чем исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, являясь казенным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. Собственником имущества данного учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, на ФСИН России как федеральный орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание, в том числе ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, и реализацию возложенных на него функций, как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, может быть возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий по устранению вышеперечисленных нарушения законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Абдуллаев А. А. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчиков ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области - Кочнева Ю. С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России заинтересовано в полном оснащении филиалов медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимает зависящие от учреждения меры в пределах своих полномочий, в материалах дела содержатся доказательства многократного направления заявок на выделение лимитов. Все оборудование казенными учреждениями приобретается во взаимосвязи положений бюджетного законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается. На медицинское оборудование, необходимое филиалам «Медицинская часть №7», «Областная больница №2» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, денежные средства Министерством финансов Российской Федерации не закладывались, ФСИН России денежные средства на эти цели не выделены. Соответственно, в данном случае надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Министерство финансов Российской Федерации. Ежемесячно до 01 числа каждого месяца в УОМСО ФСИН России направлялась информация об оснащенности филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России медицинским оборудованием в соответствии с имеющимися лицензиями на оказание медицинской помощи и о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на приобретение недостающего медицинского оборудования и лекарственных препаратов с целью соответствия стандартам и Порядкам. Однако выделяемых лимитов бюджетных обязательств недостаточно для оснащения всех филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. Вместе с тем, сам факт отсутствия оборудования не нарушает права осужденных на оказание медицинской помощи в связи с тем, что в случае невозможности оказания медицинской помощи учреждениями УИС, медицинская помощь осужденным оказывается в рамках государственных контрактов, заключенных между ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и медицинскими организациями Свердловской области. В случае, если требования прокурора суд признает обоснованными, просит увеличить срок исполнения решения суда в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на 2023 г. уже выделены, новых поступлений в текущем году не ожидается.?

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчиков и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с п. п. 1, 2, 6, 7 ст. 4, п. 4 ст. 10, ч. ч. 1, 7 ст. 26, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 < № > утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с п. п. 2, 32, 33 которого оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.

Приказом Минздрава России от 12.11.2012 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология».

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения урологического кабинета, предусматривающий его оснащение (оборудование) аппаратом для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики в количестве 1 шт., урофлоуметром с принтером – 1 шт., набором инструментов для гибкой цистоскопии – 1 шт., источником света для эндоскопической аппаратуры с световодом – 1 шт. (п. п. 1, 5, 7, 8).

Приказом Минздрава России от 30.12.2015 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология».

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения кабинета профилактики наркологических расстройств, предусматривающий его оснащение прибором для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в количестве 1 шт.

Оснащение алкометрами и алкотестерами данным Стандартом не предусмотрено.

Приказом Минздрава России от 31.07.2020 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях.

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории), предусматривающий его оснащение (оборудование) дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) (при отсутствии рентгеновского кабинета либо договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии) в количестве не менее 1 комплекта (на отделение/кабинет) (п. 7).

Судом установлено и подтверждается уставом ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, что в состав ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят: филиал «Областная больница №2», осуществляющий медицинское обслуживание ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области; филиал «Медицинская часть №7», осуществляющий обслуживание ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области (л. д. 166-210).

Согласно выписке их реестра лицензий по состоянию на 21.10.2022, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 2-б (филиал «Областная больница №2»), в том числе по урологии; по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Озёрная, д. 2 б, строение 1 (филиал «Медицинская часть №7»), в том числе по психиатрии-наркологии, стоматологии (л. д. 108-114).

Как следует из материалов дела, Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года с привлечением специалистов территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в поднадзорных исправительных учреждениях.

По результатам проверки, в том числе на основании справок Территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области от 03.10.2022 и 13.10.2022, Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление от 13.10.2022 < № > об устранении нарушений требований закона, в котором, в частности, установлено, что в филиале «Областная больница №2» в кабинете приема врача-уролога отсутствуют: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом; в филиале «Медицинская часть №7» на момент проверки в нерабочем состоянии находилось следующее оборудование: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер; в кабинете врача-стоматолога отсутствует дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) (л. д. 14-40).

22.11.2022 Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направлено требование о повторном рассмотрении представления от 13.10.2022 в части ранее не устраненных нарушений (л. д. 41-42).

В ответе от 16.12.2022 на представление прокуратуры ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России подтвердило спорные нарушения, указав, что, несмотря на направление заявок на приобретение недостающего оборудования, оснащенность медицинских кабинетов недостаточна ввиду недостаточности на 30.11.2022 лимитов бюджетных обязательств для приобретения оборудования, предусмотренного стандартами оснащения. В рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2023 год будет рассмотрена возможность закупки указанного оборудования. Выявленное в филиале «Медицинская часть №7» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в нерабочем состоянии оборудование: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер – по результатам проведенной специалистами отдела медицинского снабжения, материально-технического и интендантского обеспечения признано непригодным для использования, ведется подготовка документов для списания данного оборудования (л. д. 43-63, 70-80).

28.02.2023 Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направлено требование о предоставлении сведений о фактическом устранении нарушений, отраженных в представления от 13.10.2022 (л. д. 64).

В ответе от 03.03.2023 на требование прокуратуры ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России вновь подтвердило спорные нарушения, указав, что доведенных на 01.01.2023 лимитов бюджетных обязательств недостаточно для приобретения соответствующего оборудования (л. д. 65-69).

Отсутствие в названных филиалах до настоящего времени указанного оборудования ответчиками не оспаривается.

Соответствующие требования предъявлены прокурором в пределах имеющихся полномочий (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), направлены на реализацию обязанности по оснащению медицинских кабинетов оборудованием в соответствии с установленными стандартами, наличие которой ответчиками по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России по устранению выявленных прокурором нарушений федерального законодательства об охране здоровья граждан, кроме требования об обеспечении филиала «Медицинская часть №7» алкометром и алкотестером, поскольку оснащение ими Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденным Приказом Минздрава России от 30.12.2015 < № >, не предусмотрено.

Доводы представителя ответчиков о наличии на балансе Филиала ОБ-2 автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (л. д. 145-149), а в филиале МЧ-7 - анализатора паров этанола в выдыхаемом воздухе (л. д. 150-164), основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора не являются, учитывая, что, как следует из объяснений представителя ответчиков, данное оборудование находится в нерабочем состоянии, возможность его ремонта документально не подтверждена, принимая во внимание, что в ответе на представление прокурора ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России на такую возможность не ссылалось, а анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер признаны непригодными для использования с подготовкой их для списания.

Ссылка представителя ответчиков на отсутствие вины в необеспечении медицинских кабинетов необходимым медицинским оборудованием, поскольку сведения о медицинском оборудовании, требующемся для дооснащения филиалов, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направляло в ФСИН России (л. д. 133-144), однако бюджетные обязательства для данных целей ФСИН России не выделены, судом отклоняется, так как правового значения, исходя из предмета спора, не имеет. Длительное отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для неисполнения установленных законом норм и стандартов в сфере здравоохранения.

При этом, с учетом того, что представление об устранении нарушений требований закона, было внесено в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в 2020 году, до настоящего времени названные филиалы не оснащены необходимым в соответствии со стандартами медицинским оборудованием, вместе с тем, его приобретение требует соблюдения установленных действующим законодательством процедур для заключения государственных контрактов, суд полагает необходимым установить ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России срок для исполнения решения суда 9 месяцев с момента вступления его в законную силу, с учетом наличия у осужденных к лишению свободы лиц права на охрану здоровья, включающего в себя право на получение необходимой медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно уставу, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН Росси является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение, в том числе осужденных (п. 1.1).

Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.3).

Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.8) (л. д. 166-210).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

На основании подп. 3 п. 3, подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, основными задачами ФСИН России являются, в частности, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей

ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в то числе: осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России находится в ведении ФСИН России, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, в отсутствие доказательств, с достоверностью свидетельствующих о достаточности доведенных ему лимитов бюджетных обязательств для финансирования закупок спорного медицинского оборудования, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ФСИН России обязанности организовать финансирование ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России для выполнения вышеуказанных мероприятий в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранить нарушения, организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в филиале «Областная больница №2» аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики, урофлоуметр с принтером, набор инструментов для гибкой цистоскопии, источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить филиал «Медицинская часть №7» анализатором для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, оснастить кабинет врача-стоматолога дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом).

Обязать Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации, ИНН 7706562710, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» для выполнения вышеуказанных мероприятий.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2023.

Судья

66RS0006-01-2023-002562-63

2-3464/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Спицыной А. А., с участием помощника прокурора Абдуллаева А. А., представителя ответчиков и третьего лица Кочневой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранить нарушения, организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказания (далее – ФСИН России) об обязании ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в филиале «Областная больница №2» установить аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом; филиал «Медицинская часть №7» обеспечить анализатором АКПЭ-01М-01, алкометром, алкотестером, оснастить кабинет врача-стоматолога дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф); обязании ФСИН России и ее территориальный орган - ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, указав, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года с привлечением специалистов территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в поднадзорных исправительных учреждениях. Надзорными мероприятиями установлено, что оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области осуществляется ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России (в ФКУ ИК-2 филиалом Областная больница №2, а в ФКУ ИК-47 Медицинской частью № 7 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России) на основании лицензии, выданной 25.05.2020, действующей бессрочно.

Надзорными мероприятиями установлено, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при осуществлении деятельности в ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области нарушаются требования федерального законодательства: ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. п. «а, б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №825, а также ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», - выразившиеся в отсутствии в филиалах ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, а именно: в филиале «Областная больница №2» и «Медицинская часть №7» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России - исправного медицинского оборудования. Так, в филиале «Областная больница №2» в нарушение п. п. 1, 5, 7, 8 Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология», утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 < № >, в кабинете приема врача-уролога отсутствуют: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом. В филиале «Медицинская часть №7» на момент проверки в нерабочем состоянии находились: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер. Оснащение кабинета врача-стоматолога не соответствует стандарту оснащения (отсутствует дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения (радиовизиограф).

По результатам проверки прокуратурой в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России 13.10.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. В ответе на данное представление указанно, что нарушения имеют место быть и не устранены в связи с недостаточностью денежных средств.

С целью контроля за фактическим устранением выявленных в 2022 году нарушений 28.03.2023 прокуратурой направлено требование о предоставлении информации об устранении указанных нарушений. Установлено, что данные нарушения по настоящее время не устранены в связи с недостаточностью денежных средств. Руководством ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России данные нарушения закона не устранялись, необходимые меры по ремонту и закупке оборудования не предпринимались.

В нарушение п. п. 2-4, 8 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 < № >, осужденные, подозреваемые и обвиняемые находящиеся в ФКУ ИК-47 и в филиале «Областная больница №2» при ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области не могут получить надлежащего медицинского обслуживания по причине отсутствия и неисправности указанного оборудования. Руководством филиалов в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России неоднократно направлялись заявки на покупку медицинского оборудования, однако оборудование не закупалось. Непрохождение осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми надлежащего медицинского обследования создает предпосылки и условия для возникновения различных заболеваний и влечет нарушение прав.

Круг лиц, в интересах которых подается исковое заявление, индивидуализировать невозможно, так как состав и количество лиц, отбывающих наказание и содержащихся в «Областной больнице №2» при ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК- 47, постоянно меняется, в связи с чем исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, являясь казенным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. Собственником имущества данного учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, на ФСИН России как федеральный орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание, в том числе ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, и реализацию возложенных на него функций, как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, может быть возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий по устранению вышеперечисленных нарушения законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Абдуллаев А. А. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчиков ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области - Кочнева Ю. С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России заинтересовано в полном оснащении филиалов медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимает зависящие от учреждения меры в пределах своих полномочий, в материалах дела содержатся доказательства многократного направления заявок на выделение лимитов. Все оборудование казенными учреждениями приобретается во взаимосвязи положений бюджетного законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается. На медицинское оборудование, необходимое филиалам «Медицинская часть №7», «Областная больница №2» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, денежные средства Министерством финансов Российской Федерации не закладывались, ФСИН России денежные средства на эти цели не выделены. Соответственно, в данном случае надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Министерство финансов Российской Федерации. Ежемесячно до 01 числа каждого месяца в УОМСО ФСИН России направлялась информация об оснащенности филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России медицинским оборудованием в соответствии с имеющимися лицензиями на оказание медицинской помощи и о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на приобретение недостающего медицинского оборудования и лекарственных препаратов с целью соответствия стандартам и Порядкам. Однако выделяемых лимитов бюджетных обязательств недостаточно для оснащения всех филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. Вместе с тем, сам факт отсутствия оборудования не нарушает права осужденных на оказание медицинской помощи в связи с тем, что в случае невозможности оказания медицинской помощи учреждениями УИС, медицинская помощь осужденным оказывается в рамках государственных контрактов, заключенных между ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и медицинскими организациями Свердловской области. В случае, если требования прокурора суд признает обоснованными, просит увеличить срок исполнения решения суда в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на 2023 г. уже выделены, новых поступлений в текущем году не ожидается.?

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчиков и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с п. п. 1, 2, 6, 7 ст. 4, п. 4 ст. 10, ч. ч. 1, 7 ст. 26, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 < № > утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с п. п. 2, 32, 33 которого оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.

Приказом Минздрава России от 12.11.2012 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология».

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения урологического кабинета, предусматривающий его оснащение (оборудование) аппаратом для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики в количестве 1 шт., урофлоуметром с принтером – 1 шт., набором инструментов для гибкой цистоскопии – 1 шт., источником света для эндоскопической аппаратуры с световодом – 1 шт. (п. п. 1, 5, 7, 8).

Приказом Минздрава России от 30.12.2015 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология».

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения кабинета профилактики наркологических расстройств, предусматривающий его оснащение прибором для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в количестве 1 шт.

Оснащение алкометрами и алкотестерами данным Стандартом не предусмотрено.

Приказом Минздрава России от 31.07.2020 < № > утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях.

В Приложении < № > к указанному Порядку содержится Стандарт оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории), предусматривающий его оснащение (оборудование) дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) (при отсутствии рентгеновского кабинета либо договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии) в количестве не менее 1 комплекта (на отделение/кабинет) (п. 7).

Судом установлено и подтверждается уставом ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, что в состав ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят: филиал «Областная больница №2», осуществляющий медицинское обслуживание ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области; филиал «Медицинская часть №7», осуществляющий обслуживание ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области (л. д. 166-210).

Согласно выписке их реестра лицензий по состоянию на 21.10.2022, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 2-б (филиал «Областная больница №2»), в том числе по урологии; по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Озёрная, д. 2 б, строение 1 (филиал «Медицинская часть №7»), в том числе по психиатрии-наркологии, стоматологии (л. д. 108-114).

Как следует из материалов дела, Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года с привлечением специалистов территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в поднадзорных исправительных учреждениях.

По результатам проверки, в том числе на основании справок Территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области от 03.10.2022 и 13.10.2022, Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление от 13.10.2022 < № > об устранении нарушений требований закона, в котором, в частности, установлено, что в филиале «Областная больница №2» в кабинете приема врача-уролога отсутствуют: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики; урофлоуметр с принтером; набор инструментов для гибкой цистоскопии; источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом; в филиале «Медицинская часть №7» на момент проверки в нерабочем состоянии находилось следующее оборудование: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер; в кабинете врача-стоматолога отсутствует дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) (л. д. 14-40).

22.11.2022 Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направлено требование о повторном рассмотрении представления от 13.10.2022 в части ранее не устраненных нарушений (л. д. 41-42).

В ответе от 16.12.2022 на представление прокуратуры ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России подтвердило спорные нарушения, указав, что, несмотря на направление заявок на приобретение недостающего оборудования, оснащенность медицинских кабинетов недостаточна ввиду недостаточности на 30.11.2022 лимитов бюджетных обязательств для приобретения оборудования, предусмотренного стандартами оснащения. В рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2023 год будет рассмотрена возможность закупки указанного оборудования. Выявленное в филиале «Медицинская часть №7» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в нерабочем состоянии оборудование: анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер – по результатам проведенной специалистами отдела медицинского снабжения, материально-технического и интендантского обеспечения признано непригодным для использования, ведется подготовка документов для списания данного оборудования (л. д. 43-63, 70-80).

28.02.2023 Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направлено требование о предоставлении сведений о фактическом устранении нарушений, отраженных в представления от 13.10.2022 (л. д. 64).

В ответе от 03.03.2023 на требование прокуратуры ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России вновь подтвердило спорные нарушения, указав, что доведенных на 01.01.2023 лимитов бюджетных обязательств недостаточно для приобретения соответствующего оборудования (л. д. 65-69).

Отсутствие в названных филиалах до настоящего времени указанного оборудования ответчиками не оспаривается.

Соответствующие требования предъявлены прокурором в пределах имеющихся полномочий (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), направлены на реализацию обязанности по оснащению медицинских кабинетов оборудованием в соответствии с установленными стандартами, наличие которой ответчиками по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России по устранению выявленных прокурором нарушений федерального законодательства об охране здоровья граждан, кроме требования об обеспечении филиала «Медицинская часть №7» алкометром и алкотестером, поскольку оснащение ими Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденным Приказом Минздрава России от 30.12.2015 < № >, не предусмотрено.

Доводы представителя ответчиков о наличии на балансе Филиала ОБ-2 автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (л. д. 145-149), а в филиале МЧ-7 - анализатора паров этанола в выдыхаемом воздухе (л. д. 150-164), основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора не являются, учитывая, что, как следует из объяснений представителя ответчиков, данное оборудование находится в нерабочем состоянии, возможность его ремонта документально не подтверждена, принимая во внимание, что в ответе на представление прокурора ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России на такую возможность не ссылалось, а анализатор АКПЭ-01М-01, алкометр, алкотестер признаны непригодными для использования с подготовкой их для списания.

Ссылка представителя ответчиков на отсутствие вины в необеспечении медицинских кабинетов необходимым медицинским оборудованием, поскольку сведения о медицинском оборудовании, требующемся для дооснащения филиалов, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России направляло в ФСИН России (л. д. 133-144), однако бюджетные обязательства для данных целей ФСИН России не выделены, судом отклоняется, так как правового значения, исходя из предмета спора, не имеет. Длительное отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для неисполнения установленных законом норм и стандартов в сфере здравоохранения.

При этом, с учетом того, что представление об устранении нарушений требований закона, было внесено в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в 2020 году, до настоящего времени названные филиалы не оснащены необходимым в соответствии со стандартами медицинским оборудованием, вместе с тем, его приобретение требует соблюдения установленных действующим законодательством процедур для заключения государственных контрактов, суд полагает необходимым установить ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России срок для исполнения решения суда 9 месяцев с момента вступления его в законную силу, с учетом наличия у осужденных к лишению свободы лиц права на охрану здоровья, включающего в себя право на получение необходимой медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно уставу, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН Росси является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение, в том числе осужденных (п. 1.1).

Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.3).

Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.8) (л. д. 166-210).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

На основании подп. 3 п. 3, подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, основными задачами ФСИН России являются, в частности, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей

ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в то числе: осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России находится в ведении ФСИН России, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, в отсутствие доказательств, с достоверностью свидетельствующих о достаточности доведенных ему лимитов бюджетных обязательств для финансирования закупок спорного медицинского оборудования, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ФСИН России обязанности организовать финансирование ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России для выполнения вышеуказанных мероприятий в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании устранить нарушения, организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в филиале «Областная больница №2» аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики, урофлоуметр с принтером, набор инструментов для гибкой цистоскопии, источник света для эндоскопической аппаратуры с световодом.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить филиал «Медицинская часть №7» анализатором для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, оснастить кабинет врача-стоматолога дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом).

Обязать Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации, ИНН 7706562710, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» для выполнения вышеуказанных мероприятий.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2023.

Судья

2-3464/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний"
Федеральная служба исполнения наказаний России
Другие
ГУФСИН по Свердловской Области
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее