Дело № 2а-1280/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2021 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пантелеевой И.Ю.,
при секретаре Яреско М.В.,
с участием административных истцов Кузьмина Н.А., Пермякова Д.В., Шлосберга Л.М.,
представителя административного ответчика Администрации Псковской области Чамкиной М.В., Семенова А.Ю.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Абаева И.А., Семеновой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьмина Николая Александровича, Пермякова Дмитрия Вячеславовича, Шлосберга Льва Марковича к Администрации Псковской области, Главному государственному санитарному врачу по Псковской области Нестеруку Александру Васильевичу о признании незаконными ответа Администрации Псковской области от 19.02.2021, ответа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021, обязании согласовать проведение публичного мероприятия, выдать заявителям письменное согласование заявленного публичного мероприятия и направить копию по электронной почте, вынесении частного определения,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмин Н.А., Пермяков Д.В., Шлосберг Л.М. обратились в суд с административным иском к Администрации Псковской области, Главному государственному санитарному врачу по Псковской области Нестеруку Александру Васильевичу и просят признать незаконным ответ Администрации Псковской области от 19.02.2021, ответ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021, обязать согласовать проведение публичного мероприятия, выдать заявителям письменное согласование заявленного публичного мероприятия и направить копию по электронной почте, вынести частное определение в отношении руководителя аппарата Администрации Псковской области Дмитриева С.С. и руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Нестерука А.В.
В обоснование заявления указано, что 16 февраля 2021 года Кузьмин Н.А., Пермяков Д.В., Шлосберг Л.М., в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», письменно уведомили Администрацию Псковской области о намерении провести публичное мероприятие на территории города Пскова в форме митинга 27 февраля 2021 года с 14 до 16 часов местного времени с целью почтить память погибшего 27 февраля 2015 года политика Б. Немцова. В качестве места проведения публичного мероприятия указали г. Псков, территория, расположенная на пересечении Рижского пр., ул. М. Горького, ул. Конной в центральной части сквера им.60-летия Октября в следующих границах: 70 метров от проезжей части Рижского пр.; 45 метров от проезжей части ул. М. Горького; 60 метров от проезжей части ул. Конной; 50 метров от дома № 35 по ул. М. Горького. Предполагаемое количество участников мероприятия: 300 человек.
19 февраля 2021 года заявителями был получен ответ Администрации Псковской области № СД-42-743 от 19 февраля 2021 года «О рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия», в котором, ссылаясь на положения Указа Губернатора Псковской области № 30-УГ, заявителям было отказано в согласовании публичного мероприятия.
20 февраля 2021 года Кузьминым Н.А. получен ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17 февраля 2021 года № 01-19, в котором руководитель данного управления Нестерук А.В. отказал в согласовании массового публичного мероприятия.
Считают отказ административного ответчика в согласовании проведения публичного мероприятия незаконным, нарушающим Конституцию Российской Федерации нормы Федерального закона и международного права, а также нарушающим право административных истцов на свободу мирных собраний.
В связи с чем административные истцы просили признать незаконным ответ Администрации Псковской области от 19.02.2021, ответ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021, обязать согласовать проведение публичного мероприятия, выдать заявителям письменное согласование заявленного публичного мероприятия и направить им копию по электронной почте, вынести частное определение в отношении руководителя аппарата Администрации Псковской области Дмитриева С.С. и руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Нестерука А.В.
В судебном заседании административные истцы Кузьмин Н.А., Пермяков Д.В., Шлосберг Л.М. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Администрации Псковской области Чамкина М.В., Семенов А.Ю. возражали относительно удовлетворения административного искового заявления. Поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что письмо Администрации Псковской области № СД-42-743 от 19.02.2021 не является отказом в согласовании митинга, а является предложением об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, а именно части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ, которой установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Изложенная в оспариваемом письме позиция обусловлена принятым Губернатором Псковской области Указом от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19). В целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, на территории Псковской области, распоряжением Администрации области от 05.03.2020 № 133-р на территории Псковской области введен режим повышенной готовности. Поскольку к поданному административными истцами уведомлению не было приложено требуемое согласование Главного государственного санитарного врача по Псковской области, Администрацией области в письме от 19.02.2021 было указано на необходимость его наличия, следовательно, данное письмо не может являться отказом в согласовании митинга. 24.02.2021 в Администрацию области поступило поданное административными истцами административное исковое заявление, из которого следует, что письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021 № 01-19 отказано в согласовании проведения 27.02.2021 митинга. Администрацией области в письме от 24.02.2021 административным истцам было предложено изменить время проведения митинга - после отмены ограничения на проведение публичных массовых мероприятий, установленного Указом № 30-УГ. В связи с чем, полагает, что оспариваемый ответ Администрации области от 19.02.2021 соответствует Федеральному закону N2 54-ФЗ, Федеральному закону N2 68-ФЗ, Федеральному закону N2 52-ФЗ и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Абаева И.А., Семеновой Ю.А. полагали отказ руководителя Управления в согласовании массового публичного мероприятия законным и обоснованным; в удовлетворении иска просили отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии со ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2021 г. Кузьминым Н.А., Пермяковым Д.В., Шлосберг Л.М. в Администрацию Псковской области подано уведомление о проведении 27 февраля 2021 года с 14 час. до 16 час. на территории г. Пскова, расположенного на пересечении Рижского пр., ул.М.Горького, ул.Конной в центральной части сквера им.60-летия Октября в следующих границах: 70 метров от проезжей части Рижского пр.; 45 метров от проезжей части ул. М. Горького; 60 метров от проезжей части ул. Конной; 50 метров от дома № 35 по ул. М. Горького, публичного мероприятия в форме митинга с использованием средств звукоусиления с предполагаемым количеством участников 300 человек с целью почтить память погибшего 27 февраля 2015 года политика Бориса Немцова /л.д.14-15/.
19 февраля 2021 г. руководитель Аппарата Администрации Псковской области Дмитриев С.С. письмом № СД-42-743 сообщил административным истцам о невозможности проведения данного мероприятия в указанном административными истцами времени и месте, сославшись на подпункт «а» подпункта 1 пункта 2 указа Губернатора области от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) запрещено на период действия ограничительных мероприятий (карантина). Указанный запрет не распространяется на мероприятия, указанные в приложении №3 к Указу Губернатора области, согласно которому запрет на проведение публичных массовых мероприятий с очным присутствием граждан не распространяется на мероприятия, проводимые на открытом воздухе, при наличии согласования проведения мероприятия Главного государственного санитарного врача по Псковской области и обеспечения соблюдения условий проведения мероприятий, определенных Главным государственным санитарным врачом по Псковской области. В отсутствие указанного согласования проведение публичного мероприятия не может быть согласовано Администрацией области /л.д. 16-17/.
Одновременно заявители обратились к Главному государственному санитарному врачу по Псковской области о согласовании проведения 27 февраля 2021 года массового публичного мероприятия в форме митинга.
17 февраля 2021 года руководитель Управления в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области - главный государственный санитарный врач по Псковской области Нестерук А.В. письмом № 01-19, сообщил Кузьмину Н.А., что в настоящее время средненедельный уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Псковской области превышает среднестатистический российский показатель, кроме того, ограничения, введенные действующей редакцией Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 г. № 30-УГ сохраняют свои требования до 28.02.2021, в том числе, согласно пп. «а» п.1 ч.2 Указа, сохраняется запрет на проведение массовых публичных мероприятий. На основании чего, Управлением в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в согласовании проведения 27.02.2021 массового мероприятия в форме митинга отказано /л.д.18/.
Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающий, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).
В соответствии с положениями названного федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Псковской области определен Законом Псковской области от 08.02.2007 N 638-03 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Псковской области».В соответствии подпунктом 5 пунктом 2 статьи 2 Закона области № 638-03 уведомление о проведении публичного мероприятия подается в Администрацию области в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия, планируемого к проведению на территории муниципального образования «Город Псков», составляет более 100 человек.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Псковской области от 27.12.2012 № 1235-0З «О регулировании отдельных вопросов про ведения публичных мероприятий на территории Псковской области» подача организатором публичного мероприятия уведомления о его проведении не требуется в случае, если число лиц, участвующих в публичном мероприятии, проводимом в специально отведенном месте, составляет 100 и менее человек.
Поскольку предполагаемое количество участников митинга составило 300 человек, его организаторы направили уведомление в Администрацию области.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Э." сформулированы правовые позиции, имеющие значение при разрешении споров, касающихся возможности проведения публичных мероприятий.
Так, определено, что понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
Изложенное полностью согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 13 постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", о том, что судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретные место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ), а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19 выше указанного закона).
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пп. «а2» п. «а» ст. 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Администрации Псковской области от 05.03.2020 №133-р в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории Псковской области введен режим повышенной готовности.
Пунктом 1 Указа Губернатора области от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Псковской области введены ограничительные мероприятия (карантин) до 28 февраля 2021 г. на основании предписания Главного государственного санитарного врача по Псковской области Нестерука А.В. от 10.02.2021 № 453, при этом на территории области продолжает действовать режим повышенной готовности.
Данным Указом Губернатора области определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Подпунктом «а» подпункта 1 пункта 2 Указа Губернатора области предусмотрен запрет на проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) запрещено на период действия ограничительных мероприятий (карантина). Указанный запрет не распространяется на мероприятия, указанные в приложении №3 к Указу Губернатора области, согласно которому запрет на проведение публичных массовых мероприятий с очным присутствием граждан не распространяется на мероприятия, проводимые на открытом воздухе, при наличии согласования проведения мероприятия Главного государственного санитарного врача по Псковской области и обеспечения соблюдения условий проведения мероприятий, определенных Главным государственным санитарным врачом по Псковской области.
Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо предусмотрено Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ и нормами международного права.
Так, положения статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (статья 17).
Таким образом, игнорирование законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия не подлежит судебной защите.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что какого-либо нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в том числе права собираться мирно, проводить митинги, шествия и собрания, со стороны административного ответчика не допущено.
Доводы административных истцов о том, что у Администрации Псковской области, Главного государственного санитарного врача по Псковской области Нестерук А.В. отсутствовали основания для отказа в согласовании публичного мероприятия основанием для удовлетворения заявленных требований служить не могут, поскольку, ответ Администрации Псковской области от 19.02.2021, не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку содержит указание на необходимость устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, а именно, отсутствие согласования Главного государственного санитарного врача по Псковской области.
Администрация Псковской области в установленный законом 3-дневный срок направила в адрес заявителей обоснованный ответ о невозможности проведения публичного мероприятия в указанное административным истцом время, что не влечет за собой нарушения предусмотренного ст. 31 Конституции Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Кроме того, письмом от 24.02.2021 Администрацией области было предложено административным истцам изменить время про ведения митинга - после отмены ограничения на проведение публичных массовых мероприятий, установленного Указом № 30-УГ.
Ответ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021 обусловлен необходимостью исполнения Указа Губернатора Псковской области, которым временно приостановлено проведение на территории Псковской области публичных мероприятий и направлен на предотвращение возникновения рисков для жизни и здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции на территории области.
Проведение публичного мероприятия в условиях режима повышенной готовности, введенного в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Псковской области, создает угрозу безопасности, жизни, здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию лиц, участвующих в публичном мероприятии.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемое решение административного ответчика направлено прежде всего на защиту населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Псковской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые ответы приняты в рамках предоставленных им законом компетенции, порядок, сроки принятия соблюдены, и являются предложением об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ.
Напротив, административными истцами факт нарушения их прав, свобод и законных интересов не доказан, а также не приведено правовых оснований для возложения на административных ответчиков испрашиваемой обязанности, в связи, с чем суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Иные доводы административных истцов не могут быть приняты во внимание как не относящиеся к предмету заявленного спора.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Поскольку нарушения законности судом не выявлено, оснований для вынесения частного определения в отношении руководителя аппарата Администрации Псковской области Дмитриева С.С. и руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Нестерука А.В. у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Кузьмина Николая Александровича, Пермякова Дмитрия Вячеславовича, Шлосберга Льва Марковича к Администрации Псковской области, к главному государственному санитарному врачу по Псковской области Нестеруку Александру Васильевичу о признании незаконными ответа Администрации Псковской области от 19.02.2021, ответа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области от 17.02.2021, обязании согласовать проведение публичного мероприятия, выдать заявителям письменное согласование заявленного публичного мероприятия и направить копию по электронной почте, о вынесении частного определения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>