Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года г. Нестеров
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Янча С. А.
при секретаре Запяткиной Д. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» к Белозёровой В.В., третье лицо - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 100 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 821,92 рубль.
В обоснование требований указано, что 31.01.2022 между УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» и Белозёровой В. В. был заключен социальный контракт № на оказание государственной социальной помощи на реализацию мероприятий программы социальной адаптации в виде единовременной денежной выплаты по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей.
Денежные средства в полном объеме были перечислены ответчику, которая, однако, в нарушение условий контракта, о прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта в установленные сроки не сообщила.
Просят взыскать с ответчика денежные средства в полном объеме и проценты на пользование ими.
Представитель истца по доверенности Филиппов Э. В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Бедлозёрова В. В. в суд не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена по месту регистрации, ходатайств о переносе судебного заседания, его проведения с ее участием, зе заявила.
Представитель третьего лица Воронович Л. Д. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» и Белозёровой В. В. был заключен социальный контракт №, по условиям которого областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» осуществляет денежную выплату на осуществление предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей, а Белозёрова В. В. обязуется выполнить мероприятия программы социальной адаптации по ведению личного подсобного хозяйства, которая является приложением к социальному контракту, а управление социальной защиты обязуется оказывать ей содействие в выполнении мероприятий программы социальной адаптации при взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Также Белозёрова В. В. взяла на себя обязанность уведомить Управление социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта. Срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ.
Из Программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что мероприятия по социальной адаптации включают в себя: регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход со сроком исполнения январь 2022 года; приобретение товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе сельскохозяйственного инвентаря, техники, горюче-смазочных материалов, оборудования - 2022 год; приобретение продукции, относимой к сельскохозяйственной - 2022 год.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов Калининградской области (ОГКУ «Центр социальной поддержки населения») перечислило денежные средства на социальные выплаты на основании социальных контрактов на ведение личных подсобных хозяйств.
Из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Белозёровой В. В. на счет были перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей.
Как следует из свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации <данные изъяты> (в дальнейшем - Белозёровой) В. В. ДД.ММ.ГГГГ был присвоен ИНН №.
Согласно данным сайта ФНС РФ (Налог на профессиональный доход» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физическое лицо с ИНН № являлось плательщиком налога на профессиональный доход. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное лицо в качестве такого плательщика не значится.
Как следует из докладной ведущего специалиста УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления обязательного мониторинга было выявлено, что Белозёрова В. В. в период действия заключенного с ней социального контракта с июня 2022 года прекратила быть плательщиком налога на профессиональную деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в адрес Белозёровой В. В. было направлено уведомление о необходимости явки в УСЗН для выяснения обстоятельств закрытия самозанятости.
В письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ Белозёрова В. В. указала на удаление ею мобильного приложения «Мой налог» и невозможность повторной регистрации, о чем сообщила в УСЗН ДД.ММ.ГГГГ, сослалась на продолжение фактического ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, в суде установлено, что в период действия социального контракта ответчик прекратила деятельность как самозанятая, о чем в УСЗН в установленные сроки не сообщила.
Ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» установлено, что Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2021 № 66 установлены условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, перечисления денежных средств при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 42 Условий установлено, что гражданин несет ответственность за исполнение условий социального контракта и программы социальной адаптации, за нецелевое расходование денежных выплат, полученных на основании социального контракта, а из п. 43 следует обязанность гражданина уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта.
В соответствии с п/п 3, 4 п. 44 Условий установлено, что выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат возврату в областной бюджет в случае … прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); расторжения органом социальной защиты населения в одностороннем порядке социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 4-8, 10 пункта 53 настоящих условий и порядка.
Согласно п/п 8 п. 53 Условий, п/п 8 п. 6.1 Социального контракта № 24 от 31.01.2022 социальный контракт и оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат досрочному расторжению в одностороннем порядке в случаях … прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт по реализации мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности.
Гражданин в течение месячного срока со дня получения требования о возврате денежных средств обязан возвратить денежные средства на расчетный счет Центра социальной поддержки либо Центра занятости. В случае невозврата денежных средств в указанный срок взыскание средств производится Центром социальной поддержки либо Центром занятости в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 46 Условий).
17.02.2023 в адрес Белозёровой В. А. направлено уведомление о возврате единовременной денежной выплаты в связи с нарушением условий социального контракта, которое до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, Белозёрова В. В., прекратив деятельность по ведению личного подсобного хозяйства в период действия заключённого с ней социального контракта и не уведомив об этом УСЗН, нарушила как условия социального контракта, так и требования Условий, что является основанием для одностороннего расторжения контракта и истребования денежных средств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования о взыскании с Белозёровой В. В. денежных средств, полученных ею по социальному контракту являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Социальным контрактом иной размер процентов не устанавливался.
При указанных обстоятельствах с Белозёровой В. В. подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 821,92 рубль.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Белозёровой В. В. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 3 216,44 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» - удовлетворить.
Взыскать с Белозёровой В.В. (паспорт <данные изъяты>) в пользу государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» (ОГРН 1053903359212, ИНН/КПП 3906147174/390601001) денежные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты, на основании социального контракта от 31.01.2022 № 24, в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 821 (восемьсот двадцать один) рубль 92 коп., всего ко взысканию 100 821,92 рублей.
Взыскать с Белозеровой В.В. (паспорт <данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 216 (три тысячи двести шестнадцать) рублей 44 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 14 июня 2023 года.
Судья Янча С. А.
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года г. Нестеров
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Янча С. А.
при секретаре Запяткиной Д. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» к Белозёровой В.В., третье лицо - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 100 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 821,92 рубль.
В обоснование требований указано, что 31.01.2022 между УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» и Белозёровой В. В. был заключен социальный контракт № на оказание государственной социальной помощи на реализацию мероприятий программы социальной адаптации в виде единовременной денежной выплаты по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей.
Денежные средства в полном объеме были перечислены ответчику, которая, однако, в нарушение условий контракта, о прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта в установленные сроки не сообщила.
Просят взыскать с ответчика денежные средства в полном объеме и проценты на пользование ими.
Представитель истца по доверенности Филиппов Э. В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Бедлозёрова В. В. в суд не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена по месту регистрации, ходатайств о переносе судебного заседания, его проведения с ее участием, зе заявила.
Представитель третьего лица Воронович Л. Д. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» и Белозёровой В. В. был заключен социальный контракт №, по условиям которого областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» осуществляет денежную выплату на осуществление предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей, а Белозёрова В. В. обязуется выполнить мероприятия программы социальной адаптации по ведению личного подсобного хозяйства, которая является приложением к социальному контракту, а управление социальной защиты обязуется оказывать ей содействие в выполнении мероприятий программы социальной адаптации при взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Также Белозёрова В. В. взяла на себя обязанность уведомить Управление социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта. Срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ.
Из Программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что мероприятия по социальной адаптации включают в себя: регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход со сроком исполнения январь 2022 года; приобретение товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе сельскохозяйственного инвентаря, техники, горюче-смазочных материалов, оборудования - 2022 год; приобретение продукции, относимой к сельскохозяйственной - 2022 год.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов Калининградской области (ОГКУ «Центр социальной поддержки населения») перечислило денежные средства на социальные выплаты на основании социальных контрактов на ведение личных подсобных хозяйств.
Из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Белозёровой В. В. на счет были перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей.
Как следует из свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации <данные изъяты> (в дальнейшем - Белозёровой) В. В. ДД.ММ.ГГГГ был присвоен ИНН №.
Согласно данным сайта ФНС РФ (Налог на профессиональный доход» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физическое лицо с ИНН № являлось плательщиком налога на профессиональный доход. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное лицо в качестве такого плательщика не значится.
Как следует из докладной ведущего специалиста УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления обязательного мониторинга было выявлено, что Белозёрова В. В. в период действия заключенного с ней социального контракта с июня 2022 года прекратила быть плательщиком налога на профессиональную деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в адрес Белозёровой В. В. было направлено уведомление о необходимости явки в УСЗН для выяснения обстоятельств закрытия самозанятости.
В письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ Белозёрова В. В. указала на удаление ею мобильного приложения «Мой налог» и невозможность повторной регистрации, о чем сообщила в УСЗН ДД.ММ.ГГГГ, сослалась на продолжение фактического ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, в суде установлено, что в период действия социального контракта ответчик прекратила деятельность как самозанятая, о чем в УСЗН в установленные сроки не сообщила.
Ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» установлено, что Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2021 № 66 установлены условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, перечисления денежных средств при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 42 Условий установлено, что гражданин несет ответственность за исполнение условий социального контракта и программы социальной адаптации, за нецелевое расходование денежных выплат, полученных на основании социального контракта, а из п. 43 следует обязанность гражданина уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта.
В соответствии с п/п 3, 4 п. 44 Условий установлено, что выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат возврату в областной бюджет в случае … прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); расторжения органом социальной защиты населения в одностороннем порядке социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 4-8, 10 пункта 53 настоящих условий и порядка.
Согласно п/п 8 п. 53 Условий, п/п 8 п. 6.1 Социального контракта № 24 от 31.01.2022 социальный контракт и оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат досрочному расторжению в одностороннем порядке в случаях … прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт по реализации мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности.
Гражданин в течение месячного срока со дня получения требования о возврате денежных средств обязан возвратить денежные средства на расчетный счет Центра социальной поддержки либо Центра занятости. В случае невозврата денежных средств в указанный срок взыскание средств производится Центром социальной поддержки либо Центром занятости в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 46 Условий).
17.02.2023 в адрес Белозёровой В. А. направлено уведомление о возврате единовременной денежной выплаты в связи с нарушением условий социального контракта, которое до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, Белозёрова В. В., прекратив деятельность по ведению личного подсобного хозяйства в период действия заключённого с ней социального контракта и не уведомив об этом УСЗН, нарушила как условия социального контракта, так и требования Условий, что является основанием для одностороннего расторжения контракта и истребования денежных средств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования о взыскании с Белозёровой В. В. денежных средств, полученных ею по социальному контракту являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Социальным контрактом иной размер процентов не устанавливался.
При указанных обстоятельствах с Белозёровой В. В. подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 821,92 рубль.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Белозёровой В. В. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 3 216,44 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» - удовлетворить.
Взыскать с Белозёровой В.В. (паспорт <данные изъяты>) в пользу государственного казённого учреждения Калининградской области «Центр Социальной поддержки населения» (ОГРН 1053903359212, ИНН/КПП 3906147174/390601001) денежные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты, на основании социального контракта от 31.01.2022 № 24, в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 821 (восемьсот двадцать один) рубль 92 коп., всего ко взысканию 100 821,92 рублей.
Взыскать с Белозеровой В.В. (паспорт <данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 216 (три тысячи двести шестнадцать) рублей 44 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 14 июня 2023 года.
Судья Янча С. А.