Дело № 2а-177/2020
УИД 34RS0006-01-2019-003711-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 28 января 2020 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Поляковой А.В.,
с участием:
представителя истца Карнауховой Е.А. – Карнаухова С.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда и представитель Военного комиссариата Волгоградской области – Найда С.О., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карнауховой Елены Анатольевны к Военному комиссариату Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным отказа в возмещении из федерального бюджета расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника умершему номер узнику фашизма и возместить расходы на изготовление и установление надгробного памятника и расходов по оплате государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Карнаухова Е.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, просила суд признать незаконным отказ Военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, изложенный ТВ письме иные данные от дата. в возмещении из федерального бюджета расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника умершему иные данные узнику фашизма; обязать Военный комиссариат Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгоград возместить расходы на изготовление и установление надгробного памятника в сумме иные данные, а также возместить расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указав, что Цыганова Лилия Сергеевна являлась бывшим иные данные узником фашизма. Цыганова Л.С. умерла дата Она является дочерью Цыгановой Л.С. и ответственным за захоронение. Ею был заключен договор иные данные от дата. на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника с ООО «Гранит 2002». В рамках данного договора был изготовлен и установлен памятник на могилу ее матери. Стоимость оказанных услуг составила иные данные. Согласно положениям Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также пунктом 5 статьи II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на бывших иные данные узников фашизма. Учитывая изложенное, она обратилась в Военный комиссариат Советского, Ворошиловского и Кировского районов города Волгоград просьбой возместить ей расходы, понесенные в связи изготовлением и установкой памятника на могилу ее умершей матери, являвшейся иные данные узницей фашизма. Письмом иные данные от дата военный комиссариат отказал ей в возмещении указанных выше расходов. Считает, что отказ военного комиссариата является незаконным и нарушает ее права и законные интересы. В связи с чем, она имеет право на получение денежных средств, затраченных ею на изготовление и установку своей умершей матери Цыгановой Л.С., поскольку она, являясь бывшим иные данные узником фашизма и инвалидом, имела право на ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
Определением Советского районного суда г. Волгограда от дата в качестве административного соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
Административный истец Карнаухова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда и представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности Найда С.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд отказать. Пояснив суду, что Военный комиссариат Советского Ворошиловского и Кировского районов города Волгоград не предоставляет услуги на погребение, вся документация проходит через ООО «Память» и направляется для возмещения расходов в военный комиссариат Волгоградской области. Военный комиссариат определяет (подтверждает) лишь статус получателя средств.
Представитель административного ответчика Министерство финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Представитель заинтересованное лицо Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и пояснения по иску. В обосновании указав, что Минобороны России разделяет позицию административного истца относительно необходимости надлежащим образом увековечить память умершей матери, являющейся бывшим иные данные узником фашизма, путем установки соответствующего памятника. Вместе с тем, считает, что заявленные административным истцом к Военному комиссариату Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда требования не подлежат удовлетворению. Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235 предусмотрено, что бывшим иные данные узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим иные данные узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа). Таким образом, бывшие иные данные узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьёй 24 Федерального закона "О ветеранах". Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учётом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). При погребении умерших бывших иные данные узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение. Таким образом, объём льгот по материально-бытовому обеспечению бывших иные данные узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, определён статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших иные данные узников фашизма. Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьёй 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счёт средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесённых в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших иные данные узников фашизма, не возникает.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
в соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим иные данные узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим иные данные узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 предусмотрено, что бывшим иные данные узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим иные данные узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим иные данные узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим иные данные узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим иные данные узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим иные данные узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим иные данные узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим иные данные узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие иные данные узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
12 января 1995 г. был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 данного закона).
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие иные данные узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших иные данные узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
В судебном заседании установлено, что административный истец Карнаухова Е.А. является дочерью умершей Цыгановой Л.С., дата года рождения.
Согласно удостоверению иные данные, Цыганова Л.С. имела право на льготы и преимущества, установленные для бывших иные данные узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
дата г. Цыганова Е.А. умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти иные данные, выданного Отделом ЗАГС администрации Советского района Волгограда дата
дата года между Карнауховой Е.А. и ООО «Гранит 2002» заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника.
Согласно которому, ею были потрачены расходы на установку памятника умершей Цыгановой Л.С. иные данные.
Карнаухова Е.А. обратилась в Военный комиссариат Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда с заявлением о возмещении расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Согласно ответу № 5/6/922 от 17.09.2019 г., Цыганова Л.С., 30.12.1934 года рождения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.1994года № 460«0 нормах расходов денежных средств на погребение погибших,(умерших), военнослужащих,... и лиц. уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников» и приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008года № 5 «О погребении погибших,(умерших), военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» за счет средств Министерства обороны РФ производится возмещение расходов на погребение умерших: военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы. погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья( ранения, травмы, (контузии),заболевания; погибших (умерших) военнослужащих, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 и более лет; ветеранов военной службы; участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших иные данные узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Этими статьями не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших иные данные узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших иные данные узников фашизма, не возникает.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что административным истцом представлена лишь светокопия документов по расходам, в отсутствие оригиналов данных документов светокопия не может являться допустимым доказательством в силу ст. ст. 61, 70 КАС РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда в возмещении из федерального бюджета расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника умершему иные данные узнику фашизма является законным и обоснованным, в связи с чем требования Карнауховой Е.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении требований Карнауховой Елены Анатольевны к Военному комиссариату Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным отказа в возмещении из федерального бюджета расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника умершему иные данные узнику фашизма и возместить расходы на изготовление и установление надгробного памятника суд отказывает, нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено, не подлежат удовлетворению и производные требования административного истца взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 286 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Карнауховой Елены Анатольевны к Военному комиссариату Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным отказа в возмещении из федерального бюджета расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника умершему иные данные узнику фашизма и возместить расходы на изготовление и установление надгробного памятника и расходов по оплате государственной пошлины, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья О.В. Матюхина
Мотивированный текст решения изготовлен дата
Судья О.В. Матюхина