Решение по делу № 2-2592/2024 от 20.09.2024

<данные изъяты>

дело N 2-2592/2024

56RS0026-01-2024-003961-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Орск                                                                                                  29 октября 2024 года

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Фризен Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бервольд В.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Ариева Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Федорова Александра Дмитриевича, к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, администрации города Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,

установил:

прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Федорова А.Д. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, администрации города Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.

Исковые требования мотивированы тем, что в апреле 2024 года на территории Оренбургской области произошла чрезвычайная ситуация, вызванная прохождением весеннего паводка.

Федоров А.Д. проживал на момент паводка по адресу: <адрес>

В результате наводнения (паводка) жилое помещение, в котором проживал истец попал в зону чрезвычайной ситуации, в результате чего его домовладение затоплено, в указанном жилом помещении отсутствовало водо-, газо-, электроснабжение, в связи с чем, он был эвакуирован и длительное время не проживал по месту жительства.

С целью оказания социальной поддержки Федоров А.Д. обратился с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области.

Однако в назначении единовременной материальной помощи ему было отказано, поскольку не был установлен факт проживания в жилом помещении по <адрес>2.

Прокурор просил суд:

установить факт постоянного проживания Федорова А.Д. по адресу: <адрес>

признать за Федоровым А.Д. право на получение единовременной материальной помощи в размере 25 000 руб., предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп "О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области" вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания;

обязать Министерство социального развития Оренбургской области выплатить Федорову А.Д. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в размере 25 000 руб.

на основании статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск",                                 ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Ариев Н.В., заявленные требования поддержал.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области поступил письменный отзыв и просили рассмотреть настоящее дело без их участия.

В отзыве на исковое заявление ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске принятие решение суда оставило на усмотрение суда.

Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года                N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 103-ук                    "О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера" с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.

С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.

В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения финансовая помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера.

Согласно пункту 3 Положения право на получение финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее - граждане), полностью или частично утратившие находящееся в указанных жилых помещениях имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6-1 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:

25 000 руб. на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);

15 000 руб. – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации,

Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.

К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относится в числе прочих электроосвещение.

Из пункта 15 Положения следует, что министерство социального развития Оренбургской области в течение 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об оказании финансовой помощи рассматривает поступившие заявление и документы и принимает решение об оказании финансовой помощи либо отказе в оказании финансовой помощи, за исключением случая приостановления рассмотрения заявления по основанию, предусмотренному пунктом 15-1 настоящего Положения.

Согласно пункту 16 Положения основанием для отказа в оказании финансовой помощи, в том числе, является не подтверждение факта проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении об оказании финансовой помощи.

      В соответствии с пунктом 5 Положения установление факта проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты гражданином имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, образованными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск" (далее – Комиссия), которая в числе прочего устанавливает факт проживания лица в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, в частности, нарушения тепло-, водо-, электроснабжения.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного постановления, факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного постановления, факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия ЧС устанавливается комиссией исходя из следующих критериев: невозможность проживания гражданина в жилых помещениях

Факт нарушения условий жизнедеятельности при ЧС устанавливается по состоянию хотя бы одного из показателей указанных критериев, характеризующему невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (пункт 3.1).

Критерий невозможности проживания заявителя в жилых помещениях оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: а) состояние здания (помещения); б) состояние теплоснабжения здания (помещения); в) состояние водоснабжения здания (помещения); г) состояние электроснабжения здания (помещения); д) возможность использования лифта (пункт 3.2).

Состояние здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате ЧС поврежден или частично разрушен хотя бы один из следующих конструктивных элементов здания: фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, прочие, печное отопление, электроосвещение (пункт 3.2.1).

Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 28 февраля 2022 года N 235/90-VI1-O3 "О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

При рассмотрении дела судом установлено, что Федоров А.Д. проживающий в момент весеннего паводка 2024 по адресу: <адрес>

Факт проживания Федорова А.Д. по адресу: <адрес> подтверждается показаниями свидетеля ФИО8

В этой связи суд полагает установленным, что Федоров А.Д. на момент прохождения весеннего паводка проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>

В результате наводнения (паводка), произошедшего в апреле 2024 года, жилое помещение по <адрес> в котором проживал Федоров А.Д. попало в зону чрезвычайной ситуации и находилось в зоне эвакуации при чрезвычайной ситуации при прохождении паводка в апреле 2024г.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 103-ук определены границы зоны чрезвычайной ситуации, в том числе <адрес>

С целью оказания социальной поддержки Федоров А.Д. обратился Министерству социального развития Оренбургской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комиссией составлено заключение от 15 апреля 2024 года, которым факт проживания истца установлен не был, а потому, комиссией констатировано отсутствие нарушений условий жизнедеятельности.

В этой связи в удовлетворении заявления о единовременной выплате истцу было отказано.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что Федоров А.Д. постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>

      Принимая во внимание, что факт нарушения условий жизнедеятельности Федорова А.Д. ввиду невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения) установлен, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 25 000 рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска,                         ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске суд считает необходимым истцу отказать как заявленные к ненадлежащим ответчикам.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Федорова Александра Дмитриевича,                                ДД.ММ.ГГГГ к Министерству социального развития Оренбургской области об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить.

Установить факт проживания Федорова Александра Дмитриевича,                                  ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>

Признать за Федоровым Александром Дмитриевичем, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> право на получение единовременной материальной помощи в размере 25 000 руб. (двадцать пять тысяч рублей) вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого помещения.

Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Федорова Александра Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ,                               , единовременную материальную помощь в размере 25 000 руб. (двадцать пять тысяч рублей).

В удовлетворении остальной части исковых требований к государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения", администрации города Орска – отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29 октября 2024 года.

Председательствующий (<данные изъяты>                                 Ю.А. Фризен

2-2592/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Орска
Федоров Александр Дмитриевич
Ответчики
ГАУСОН «КЦСОН» в г. Орске
Администрация г. Орск
Министерство социального развития Оренбургской области
Другие
ГКУ "Центр социальтной поддержки населения" в Оренбургской области
Комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации
Правительство Оренбургской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Фризен Ю.А.
Дело на странице суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
20.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2024Передача материалов судье
27.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Дело оформлено
20.12.2024Дело передано в архив
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее