Дело № 2-277/17 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 12 сентября 2017 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Минаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Некрасовского района Ярославской области в защиту интересов Российской Федерации, Ярославской области, сельских поселений Некрасовское, Бурмакино, Красный Профинтерн к Администрации Некрасовского мр о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Некрасовского района Ярославской области, действующий в интересах Российской Федерации, Ярославской области, сельского поселения Некрасовское, сельского поселения Бурмакино, сельского поселения Красный Профинтерн обратился в суд с иском к администрации Некрасовского муниципального района о взыскании денежных средств, в пользу федерального бюджета 287203 рубля, в пользу бюджета Ярославской области 643241 рубль, в пользу бюджета сельского поселения Некрасовское 330111 рубль, в пользу бюджета сельского поселения Красный Профинтерн 163657 рублей, в пользу бюджета сельского поселения Бурмакино 145749 рублей, указав, что Некрасовской районной прокуратурой проведена проверка по акту ревизии Контрольно-счетной палаты Ярославской области (КСП ЯО), в ходе которой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ КСП ЯО в соответствии с пунктом 3.1. Плана работы на 2016 год проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в рамках реализации региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы на государственную поддержку молодых семей Ярославской области в приобретении жилья за 2011-2015 годы в Администрации Некрасовского МР. Согласно акту проверки выявлены нарушения связанные с неэффективным использованием бюджетных средств, выразившихся в неправильном расчете понижающего коэффициента, в связи с чем, в адрес Главы Некрасовского района ДД.ММ.ГГГГ за № было внесено представление с требованием рассмотреть нарушения и недостатки, указанные в представлении. В соответствии с пунктом 1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденного Постановление Правительства ЯО от 17.03.2011 N 171-п, норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Ярославской области, определяемой в установленном порядке Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, умноженной на понижающий коэффициент и коэффициент жилищной обеспеченности. Понижающий коэффициент рассчитывается как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городскому округу или муниципальному району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области. Среднемесячная заработная плата определяются по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. В ходе проверки установлено, что понижающий коэффициент рассчитан на основании показателя среднемесячной заработной платы по Ярославскому району вместо максимального значения среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области, которым являлся показатель среднемесячной заработной платы по городу Ярославлю, в связи с чем Администрацией в 2013-2015 годах были неэффективно использованы бюджетные средства на предоставление социальной выплаты двадцати молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в большем размере на общую сумму 1569,91 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 287,203 тыс. руб., за счет средств областного бюджета на сумму 643,241 тыс. руб., за счет средств местного бюджета на сумму 639,517 тыс. руб., в том числе: в 2013 году на 620,705 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета в размере 119,175 тыс. руб., за счет средств областного бюджета в размере 252,627 тыс. руб., за счет средств местного бюджета в размере 248,903 руб.; в 2014 году на 665,227 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета в размере 114,039 тыс. руб., за счет средств областного бюджета в размере 275,594 тыс. руб., за счет средств местного бюджета в размере 275,594 тыс. руб.; в 2015 году на 284,029 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета в размере 53,989 тыс. руб., за счет средств областного бюджета в размере 115,020 тыс. руб., за счет средств местного бюджета в размере 115,020 тыс. руб. Администрация Некрасовского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств, на основании соглашения о передачи отдельных полномочий с.п. Некрасовское Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, б/д, соглашения о передаче отдельных полномочий с.п. Красный Профинтерн Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № соглашения о передаче отдельных полномочий с.п. Бурмакино Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия сельских поселений в сфере реализации подпрограмм поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья переданы Некрасовскому муниципальному району, сельские поселения передают в бюджет района финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий поселения. В связи с неправильным исчислением понижающего коэффициента неэффективно использованы бюджетные средства сельского поселения Некрасовское в размере 330,111 тыс. руб., сельского поселения п. Бурмакино в размере 145,749 тыс. руб., сельского поселения Красный Профинтерн в размере 163,657 тыс. руб., направленные в Администрацию Некрасовского муниципального района в рамках соглашений о передаче отдельных полномочий.
В судебном заседании пом. прокурора Некрасовского района Пугачев Е.А. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении, пояснил, что в данном случае, орган прокуратуры узнал о нарушении прав соответствующих публичных образований по завершении прокурорской проверки по материалам Контрольно-счетной палаты Ярославской области, то есть в начале ДД.ММ.ГГГГ, после чего было предъявлено исковое заявление в интересах соответствующих публично-правовых образований, которые о нарушении своих прав узнали после того, как были привлечены к участию по делу, ущерб был выявлен в результате проверки специализированного органа внешнего финансового контроля и последующей прокурорского проверки по данным материалам, в связи с чем срок исковой давности не пропущен, указанное нарушение не могло быть самостоятельно выявлено субъектами, понесшими ущерб.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, сельского поселения Некрасовское, сельского поселения Красный Профинтерн, сельского поселения Бурмакино в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.
Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политики ЯО представил отзыв на исковое заявление, указав, что до ДД.ММ.ГГГГ понижающий коэффициент рассчитывается как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городскому округу или муниципальному району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области, данная формулировка подразумевала, что при расчете понижающего коэффициента для муниципального района должно учитываться максимальное значение среднемесячной заработной платы только среди муниципальных районов, а при расчете понижающего коэффициента для городского округа должно учитываться максимальное значение среднемесячной заработной платы только среди городских округов области, применение при расчете понижающего коэффициента для муниципального района максимального значения среднемесячной заработной платы но городскому округу является неприемлемым, так как муниципальный район и городской округ отличаются друг от друга по различным критериям, в частности, численность населения, уровень заработной платы, соответственно при расчете понижающего коэффициента для Некрасовского муниципального района должно учитываться только максимальное значение среднемесячной заработной платы соответствующего муниципального района Ярославской области.
Ответчик по делу представители администрации Некрасовского МР по доверенности Будилко Ю.Е., Мельников О.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражали, пояснили, что при расчете понижающего коэффициента применялся показатель среднемесячной заработной платы по Ярославскому району, т.е. максимальное значение среднемесячной заработной платы среди муниципальных районов, о чем Агентством по делам молодежи Ярославской области были даны письменные разъяснения, в которых подтверждается правильность применения расчетов понижающего коэффициента в Некрасовском MP, в части требований о взыскании денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ пропущен срок исковой давности, поскольку прокурором подан иск в суд ДД.ММ.ГГГГ, при общем сроке исковой давности 3 года.
Третье лицо по делу Фрянцев Н.Н., он же представитель Управления финансов Некрасовского МР в судебном заседании требования не признал, пояснил, что он работает в должности консультанта Управления финансов НМР ЯО, занимается расчетами по программе, понижающий коэффициент в ДД.ММ.ГГГГ рассчитывался по соотношению максимального значения среднемесячной заработной платы в Некрасовском районе и максимальному значению среднемесячной заработной платы в других районах, берется максимальное значение по районам, а для городов максимальное значение по городам, при расчете понижающего коэффициента в спорный период руководствовались устными разъяснениями Департамента молодежной политики, в итоге применялся показатель среднемесячной заработной платы по Ярославскому району, т.е. максимальное значение среднемесячной заработной платы среди муниципальных районов.
Третье лицо по делу представители контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности Даренин А.А., Киселева Е. А., Афонычева Е.А. в судебном заседании пояснили, что контрольно-счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в рамках реализации региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на ДД.ММ.ГГГГ на государственную поддержку молодых семей Ярославской области в приобретении жилья, за ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Некрасовского МР, было установлено, что для расчета понижающего коэффициента Управлением финансов Некрасовского муниципального района был использован показатель среднемесячной заработной платы по Ярославскому району вместо максимального значения среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области которым являлся показатель среднемесячной заработной платы по городу Ярославлю, в результате неверного расчета понижающего коэффициента сумма иска 639,517 тыс. руб. является ущербом для соответствующих бюджетов.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением правительства Ярославской области от 26 января 2011 года № 9-п утверждена региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы».
Указанной программой утверждено распределение субсидий из областного и федерального бюджетов на реализацию задач по сельским поселениям Некрасовского муниципального района Ярославской области.
На основании соглашения о передаче отдельных полномочий сельского поселения Некрасовское Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ без номера и даты; соглашения о передаче отдельных полномочий сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соглашения о передаче отдельных полномочий сельского поселения Бурмакино Некрасовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ полномочия указанных сельских поселений в сфере реализации подпрограмм поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья переданы Некрасовскому муниципальному району, Администрация Некрасовского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно п.1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года № 171 - п, норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Ярославской области, определяемой в установленном порядке Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, умноженной на понижающий коэффициент и коэффициент жилищной обеспеченности. Понижающий коэффициент рассчитывается как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городскому округу или муниципальному району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городских и муниципальных районов Ярославской области. Коэффициент жилищной обеспеченности рассчитывается как отношение показателя обеспеченности населения жильем по Ярославской области к показателю обеспеченности населения жильем по соответствующему городскому округу или муниципальному району области. Показатель обеспеченности населения жильем определяется как отношение общей площади жилого фонда к общей численности населения городского округа или муниципального района области. Среднемесячная заработная плата, общая площадь жилого фонда и общая численность населения определяются по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Контрольно - счетной палатой Ярославской области осуществлена в Администрации Некрасовского муниципального района проверка целевого и эффективного использования средств, направленных в рамках реализации вышеуказанной региональной программы за период ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки было установлено, что расчет понижающего коэффициента производился Управлением финансов Некрасовского муниципального района неправомерно, поскольку для расчета понижающего коэффициента был использован показатель среднемесячной заработной платы по Ярославскому району вместо максимального значения среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области, которым являлся показатель среднемесячной заработной платы по городу Ярославлю.
Суд с данными вывода соглашается, поскольку из положений п.1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья понижающий коэффициент рассчитывается как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городскому округу или муниципальному району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городских и муниципальных районов Ярославской области.
В спорный период времени максимальное значение среднемесячной заработной платы среди городских и муниципальных районов Ярославской области соответствовало, согласно статистическим данным, показателю среднемесячной заработной платы по городу Ярославлю.
Из представленного контрольно-счетной палаты акта проверки, а также расчета, следует, что в результате неверного применения понижающего коэффициента Администрацией Некрасовского муниципального района в 2013-2015 годах неэффективно использованы бюджетные средства на предоставление социальной выплаты, в том числе федерального бюджета 287203 рубля, бюджета Ярославской области 643241 рубль, бюджета сельского поселения Некрасовское 330111 рубль, бюджета сельского поселения Красный Профинтерн 163657 рублей, бюджета сельского поселения Бурмакино 145749 рублей.
То есть в 2013 году неэкономно использовано 620705 рублей, из них за счет средств федерального бюджета в размере 119175 рублей, за счет средств областного бюджета в размере 252627 рублей, за счет средств местного бюджета в размере 248903 рублей; в 2014 году - 665227 рублей, из них за счет средств федерального бюджета в размере 114039 рублей, за счет средств областного бюджета в размере 275594 рублей, за счет средств местного бюджета в размере 275594 рублей; в 2015 году - 284029 рублей, из них за счет средств федерального бюджета в размере 53989 рублей, за счет средств областного бюджета в размере 115020 рублей, за счет средств местного бюджета в размере 115020 рублей, при этом за период 2013-2015 годов использовано неэффективно денежных средств из бюджета сельского поселения Некрасовское - 330111 рублей, из бюджета сельского поселения Красный Профинтерн -163657 рублей, из бюджета сельского поселения Бурмакино - 145749 рублей.
Доводы ответчика сводятся к несогласию с применением показателя среднемесячной заработной платы по городу Ярославлю, считая, что применение максимального значения среднемесячной заработной платы по Ярославскому муниципальному району для расчета понижающего коэффициента соответствует правильности расчета, как соотношение показателей между муниципальными районами.
Данные возражения суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат буквальному толкованию п. 1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Согласно ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Ответчик по делу просит применить срок исковой давности к требованиям о взыскании денежных средств по результатам проверки за 2013 год, указывая, что начало срока исковой давности по данному периоду ДД.ММ.ГГГГ, прокурором подан иск в суд ДД.ММ.ГГГГ
С данной позицией ответчика суд не соглашается, в применении срока исковой давности отказывает, так как срок исковой давности начинает течь с момента, когда прокурор узнал о результатах финансовой проверки, поскольку прокурор обратился в суд в защиту прав не государственных органов, органов субъекта РФ и органов местного самоуправления, а в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Ярославской области, сельских поселений о взыскании денежных средств в доход соответствующих бюджетов.
Из представленных в материалах дела сведений следует, что контрольно счетная палата Ярославской области направила результаты проверки прокурору Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в силу положений ст. 15, 1069 ГК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья:
РЕШИЛ:
Взыскать с Администрации Некрасовского муниципального района в пользу федерального бюджета 287203 рубля, в пользу бюджета Ярославской области 643241 рублей, в пользу бюджета сельского поселения Некрасовское 330111 рублей, в пользу бюджета сельского поселения Красный Профинтерн 163657 рублей, в пользу бюджета сельского поселения Бурмакино 145749 рублей,за счет казны Некрасовского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.
Судья Борисова Т.Ю.