Заочное решение
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре судебного заседания Гиберт М.Л., с участием: прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Рудых О.Д., представителя истца Администрации Горно-Чуйского городского поселения Захаровой О.И., действующей на основании постоянной доверенности № 1 от 01.09.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-56/2018 по исковому заявлению Администрации Горно-Чуйского городского поселения к Малышевой Екатерине Владимировне о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов муниципального образования к Администрации Горно-Чуйского городского поселения, Малышевой Екатерине Владимировне о признании договора социального найма недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Горно-Чуйского городского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к Малышевой Е.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>2. Требования мотивирует тем, что ответчик, с которым администрация Горно-Чуйского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ заключила договор социального найма на спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, фактически данное жилое помещение для проживания не использовала, обязанности нанимателя не исполняла, выехала на другое место жительства и тем самым в одностороннем порядке расторгла в отношении себя договор найма, что на основании ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ дает основания для признания её утратившей право пользования жилым помещением. Сохранение ответчиком регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении препятствует осуществлению права муниципальной собственности на жилое помещение, просит снять с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>. 22 по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Горно-Чуйского муниципального образования к администрации Горно-Чуйского городского поселения, Малышевой Е.В., в котором просит признать договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2, заключенный между администрацией Горно-Чуйского городского поселения <адрес> и Малышевой Е.В. недействительным с момента его заключения.
Требования мотивирует тем, что Малышева Е.В. на учете нуждающихся в получении жилых помещений не состояла и права на заключение договора социального найма не имела. После заключения договора социального найма в указанное жилое помещение не вселялась и не проживала в нем. Кроме того, данное жилое помещение в соответствии с решением Думы Горно-Чуйского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ внесено в реестр аварийного, подлежащего сносу жилья, что свидетельствует о том, что договор был заключен для вида, без намерения создать правовые последствия для его сторон. Поэтому на основании п. 2 ст. 168, п.1 ст. 166, пунктов 1,2 ст. 167 ГК РФ договор социального найма является ничтожной сделкой и недействителен с момента его заключения.
Поскольку все заявленные требования поданы относительно права Малышевой Е.В. на жилое помещение - <адрес>, иски соединены в одно производство.
Ответчик Малышева Е.В. в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, возражений по существу иска не представила, встречных требований не заявила, о времени и месте судебного заседания извещена в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции по адресу, указанному в исковом заявлении и по месту регистрации постоянного жительства ответчика, кроме этого по месту фактического пребывания, сообщенному ответчиком телефонограммой, а также с помощью СМС-сообщений, доставленных адресату.
Заказные почтовые отправления с судебными извещениями, направленные по месту регистрации и месту фактического проживания ответчика, возвращены в суд организацией почтовой связи с отметками об истечении срока хранения почтовой корреспонденции.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания, либо по адресу, который гражданин указал сам. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В силу пункта 64 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено, или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам (пункт 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Поскольку судом исполнены требования закона по извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства, ответчик не обеспечил получение поступающей на его адрес почтовой корреспонденции, суд, руководствуясь ч.1 ст. 165.1 ГК РФ, считает ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
В судебное заседание также не явился представитель привлеченного в качестве третьего, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца Миграционный пункт отделения полиции МВД России «Бодайбинский». Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № начальник МП ОП МВД России «Бодайбинский» К.В.Кометиани, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представив сведения о месте проживания ответчика.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель Администрации Горно-Чуйского городского поселения Захарова О.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила суду, что Малышева Е.В. с августа 2007 года проживала и была зарегистрирована в <адрес> в <адрес>. В 2010 Малышева Е.В. выехала из <адрес> на другое постоянное место жительства и более в поселок не возвращалась, просит признать ответчика утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>2, и просит снять её с регистрационного учета, по основаниям, указанным в иске.
Исковые требования прокурора о признании недействительным договора социального найма №, заключенного с Малышевой Е.В. признает, поскольку законных оснований для заключения договора не имелось. Ответчик не был признан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, в Администрации поселения на учете на получение жилья по договору социального найма не состоял, в <адрес> с 2010 г. не проживал.
Участвующий в процессе прокурор исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, требования Администрации Горно-Чуйского городского поселения, поддержанные в судебном заседании, полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав и исследовав устные и письменные объяснения, требования участников процесса, оценив их доводы, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам:
В силу п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п.2 ст.1 ГК РФ). При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3 ст. 1 ГК РФ). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.4 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Но при осуществлении жилищных прав и исполнении вытекающих из жилищных отношений обязанностей, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (п.1); из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей (п.2); из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (п.3); вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (п.6).
Судом установлено, и не оспаривается участниками процесса, что Малышева Е.В. до 2010 года проживала в <адрес> и была зарегистрирован по месту постоянного жительства в <адрес> в <адрес>.
Согласно представленных МП ОП МО МВД России «Бодайбинский» ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 17-19) адресной справки и справки формы 1П, Малышева Е.В. зарегистрирована по месту жительства - в <адрес>. 22 по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, аналогичные сведения о регистрации по месту жительства содержатся в паспорте серии 2506 № на имя Малышевой Е.В. (л.д. 35-36).
Факт выезда Малышевой Е.В. из <адрес> в 2010 году на другое постоянное место жительства подтверждается доказательствами, исследованными судом:
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Малышевой Е.В., представленного Отделением Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/к Малышева Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ декабрь 2017 года работала в ООО «Дионис», расположенном в <адрес> (л.д. 52-53).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, Малышева Е.В. имела в собственности жилой дом площадью 44,4 кв.м. и земельный участок площадью 1440 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, р-н Песчанокопский, <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-25).
Губернатором Иркутской области 02.03.2015 года был утвержден План мероприятий (Дорожная карта) на 2015-2016 годы по переселению граждан из рабочих поселков Согдиондон и Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, предусматривающий мероприятия в связи с упразднением поселков: в том числе, по сносу объектов недвижимости и иных объектов инфраструктуры, переселению жителей с предоставлением жилищных субсидий на приобретение жилья в связи с выездом из поселка и др. (л.д. 67-70).
Согласно Общей информации о жилищном фонде <адрес>, сформированной на основании плана мероприятий по переселению <адрес>, в котором содержатся сведения о лицах, зарегистрированных в указанном поселке, а также сведения о месте их фактического проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, значится Малышева Е.В., зарегистрированная по <адрес>, сведения о документах устанавливающих право пользования жилым помещением отсутствуют, сведений о месте фактического проживания не имеется (л.д. 71-72).
Приказом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Малышевой Е.В. отказано в принятии на учет лиц, имеющих право на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения на территории <адрес> на основании п. 1 ч. 8 ст. 6 Закона Иркутской области от 09.07.2015 г. № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области», как не имеющей права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Законом (л.д. 64).
В соответствии с принципом состязательности гражданского процесса (часть 3 статьи 123 Конституции РФ) на основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований (истец), так и возражений (ответчик).
Согласно статье 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Непредставление сторонами доказательств не препятствует рассмотрению судом дела по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 3 статьи 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 32 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что при разрешении вопросов о правах нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, надлежит выяснять по какой причине и как долго наниматель отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.. Обстоятельства, свидетельствующие о добровольном выезде гражданина из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, являются основаниями для признания факта расторжения гражданином в отношении себя договора социального найма. Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного суда, сформулированной в ряде его определений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 737-О-О, от 19 июня 2012 года N 1123-О, от 28 мая 2013 года N 864-О и др.), положения части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации основано на вытекающем непосредственно из Конституции Российской Федерации принципе свободы договора, предполагающем в том числе возможность одностороннего отказа от договора в случаях, допускаемых законом. Это положение определяет момент прекращения договора социального найма жилого помещения в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место для постоянного проживания и таким образом оспариваемое положение не может расцениваться как нарушающее конституционные права гражданина, реализовавшего свое конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания.
Доказательств выполнения каких-либо обязанностей нанимателя или реализации прав нанимателя после 2010 года и до заключения в 2015 году оспариваемого договора социального найма, Малышева Е.В. также суду не представила.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Малышевой Е.В. чинились препятствия в пользовании жилым помещением - <адрес>, со стороны других лиц, проживающих в нем, либо были созданы иные препятствия в реализации прав нанимателя жилого помещения и (или ) имелись обстоятельства, объективно препятствовавшие выполнению обязанностей нанимателя, в связи с чем не проживание Малышевой Е.В. в указанном помещении с 2010 года было вынужденным, суду не представлено.
Согласно ст. 71 ЖК РФ при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи за ними сохраняются не только права, но и обязанности по договору социального найма жилого помещения.
Использование жилого помещения по назначению для постоянного проживания, является не только правом, но и обязанностью нанимателя.
Малышевой Е.В. не представлено доказательств того, что её не проживание в <адрес> с 2010 года и в течение 7 лет носило временный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (часть 2 статьи 19 Конституции РФ).
Местом жительства в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Абзацем 8 ст. 2 Закона № 5242-1 от 25.06.1993г. « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и абзацем 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Малышева Е.В., действуя в собственных интересах и по своему усмотрению, распорядилась принадлежащими ей правами на выбор места жительства и жилищными правами, добровольно выехала из <адрес> в <адрес> в 2010 году на другое постоянное место жительства, о чем свидетельствует и длительное, более 7 лет – неиспользование жилого помещения по назначению для постоянного проживания, тем самым, утратив правовой интерес к данному жилому помещению.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и являются основанием для признании Малышевой Е.В. утратившей право пользования спорным жилым помещением по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 83 ЖК РФ, в связи, с чем исковые требования Администрации Горно-Чуйского городского поселения в этой части подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о праве пользования жилым помещением, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон № 5242-1) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ.
Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу ст.1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества. Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992г. прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь с иском в суд о признании недействительным договора социального найма № 27, заключенного между Администрацией Горно-Чуйского городского поселения и Малышевой Е.В. на спорную квартиру, прокурор мотивирует требования тем, что оспариваемый договор социального найма заключен в нарушение требований закона, и потому он нарушает права и законные интересы Горно-Чуйского муниципального образования. При таких обстоятельствах суд полагает, что прокурор действует в пределах предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ полномочий в защиту интересов Горно-Чуйского муниципального образования.
Рассматривая требования прокурора к Администрации Горно-Чуйского городского поселения и Малышевой Е.В., суд находит их законными и обоснованными исходя из следующего:
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрена норма, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п.1 ст. 672 ГК РФ).В силу п.3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 ГК РФ. Другие положения Гражданского кодекса РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О и др.).
Так, согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. ст. 49-52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем малоимущим гражданам (ч.2 ст. 49 ЖК РФ), которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ) на основании заявлений данных граждан (ч.3,4 ст. 52 ЖК РФ) по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Согласно частям 1 и 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только в порядке очередности, или вне очереди при наличии законных оснований, предусмотренных ч.2 ст. 57 ЖК РФ, на основании решений органа местного самоуправления.
Из положений ч.4 ст. 57 ЖК РФ следует, что основанием заключения соответствующего договора социального найма является такое решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которое принято с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Часть 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит: учет муниципального жилищного фонда (п.1); установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.2); определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п.2.1); установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п.2.2); ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.3); ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п.3.1); предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.5).
Горно-Чуйское городское поселение как публично-правовое (муниципальное) образование вправе распоряжаться жилыми помещениями только в пределах своих полномочий и предоставлять жилье по социальному найму на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РФ (ст.30, ст. 49-57 ЖК РФ).
Из системного анализа указанных норм жилищного законодательства следует, что правом требовать от органа местного самоуправления предоставить жилое помещение из муниципального жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма обладают граждане, признанные в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, принятые на учет органом местного самоуправления и в отношении которых органом местного самоуправления принято законное решение о предоставлении в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма.
Из представленных документов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Горно-Чуйского городского поселения (наймодателем) с одной стороны, и Малышевой Е.В. (нанимателем) с другой стороны, был заключен договор № социального найма жилого помещения <адрес> в <адрес> (л.д. 41-42).
После заключения указанного договора в качестве основания предоставления указанной квартиры в договоре указано, что договор заключен на основании ст. 62 ЖК РФ и поданного личного заявления.
Однако таких оснований для предоставления жилого помещения и заключения договора социального найма жилищное законодательство не содержит. Доказательств того, что Малышева Е.В. была признана малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, была принята на соответствующий учет и в порядке очередности имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, Малышевой Е.В. суду не представлено.
В справке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), Администрация Горно-Чуйского городского поселения указала, что Малышева Е.В. по состоянию на сентябрь 2015 года и по настоящее время на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не состояла.
Никаких иных оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма, кроме установленных частями 2,3,4 ст. 49 - ст.60 ЖК РФ, жилищное законодательство не содержит и право на получение жилья в социальный наем в обход установленного жилищным законодательством порядка и при отсутствии законных оснований не предоставляет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма <адрес> в <адрес> заключен в нарушение установленного жилищным законодательством порядка предоставления жилья по договорам социального найма и при отсутствии к этому законных оснований, следовательно, является незаконным и недействительным с момента заключения договора.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский <адрес>» было установлено, что в связи с бесперспективностью развития указанного поселка граждане, фактически проживающие в <адрес> на день вступления указанного закона в силу по договорам социального найма, имеют право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории <адрес> (жилищный сертификат). Единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения предоставляется гражданам в целях переселения из указанного поселка.
О том, что действительной целью заключения договора социального найма <адрес> в <адрес> со стороны Малышевой Е.В. было не получение жилого помещения для постоянного проживания, а получение именно жилищного сертификата, свидетельствуют действия Малышевой Е.В. по подаче её представителем ФИО6, на основании доверенности, заявления ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории <адрес> в соответствии с <адрес> №-ОЗ (л.д. 55-57); в подтверждение своего права на указанную выплату представитель Малышевой Е.В. представил договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма (л.д. 60-61).
Таким образом, суд полагает установленным, что договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен без намерения создать соответствующие правовые последствия, то есть без намерения муниципального образования, с одной стороны, предоставить нанимателю пригодное для проживания помещение, а со стороны Малышевой Е.В. – при отсутствии у него намерения вселиться в жилое помещение и использовать его по назначению, а именно: для постоянного проживания в нем, поскольку Малышева Е.В. фактически преследовала цель получить жилищный сертификат по Закону №-оз от 09.07.2015г., предоставляемый гражданам, переселяющимся из <адрес>.
В силу п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (п.1 ст. 170 ГК РФ).
Согласно п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст. 167 ГК РФ).
В силу п.2 ст. 420 ГК РФ правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса РФ, в том числе правила о признании сделок недействительными, применяются к договорам, если иное не установлено Гражданским кодексом РФ.
Поскольку договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключен сторонами без законных оснований и с нарушением установленного порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма; без намерения сторон создать соответствующие права и обязанности по договору социального найма, указанный договор в силу его ничтожности является недействительным с момента его заключения.
Рассматривая требования о снятии Малышевой Е.В. с регистрационного учета по месту жительства квартире <адрес> в <адрес>, суд находит их законными и обоснованными исходя из следующего:
В соответствии с абз.2 ст.2 Закона № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Статьей 2 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – это постановка гражданина на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде его решений, Закон № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим действительный факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 2000 года № 185-О и от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О).
В соответствии с ч.2 ст. 3 Закона № 5242-1 граждане обязаны регистрироваться по месту постоянного жительства. Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ст. 6 Закона № 5242-1).
Обязанность регистрации гражданина по месту жительства корреспондирует с публичными функциями государства обеспечить исполнение таким гражданином обязанностей перед другими гражданами, обществом, а также самим государством. Это выражается в формировании избирательных списков граждан по месту их жительства, призыве на военную службу, уплате налогов и т.д.
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации Горно-Чуйского городского поселения Захарова О.И. поясняла, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский <адрес>» жителям <адрес> в 2015году предоставлены жилищные субсидии за счет средств областного бюджета для приобретения в собственность жилых помещений за пределами <адрес>. В настоящее время в <адрес> фактически проживающих граждан нет. Все жилые помещения признаны аварийными и непригодными для проживания; никакие организации, учреждения, предприятия на территории поселка деятельности не осуществляют; с ДД.ММ.ГГГГ тепло-, водо-, электроснабжение поселка прекращено. Однако часть граждан, много лет назад выехавших из поселка на другое постоянное место жительства, сохраняют формальную регистрацию по месту жительства в <адрес>, хотя фактически длительное время в поселке не проживают и не собираются проживать, но под предлогом наличия регистрации без законных оснований рассчитывают получить жилищные субсидии. Наличие зарегистрированных граждан препятствует ликвидации поселка, обязывает составлять списки избирателей, формировать избирательные комиссии, организовывать проведение выборов, что невозможно по причине фактического отсутствия этих граждан на территории поселения. Наличие зарегистрированных граждан также обязывает содержать органы местного самоуправления Горно-Чуйского городского поселения и препятствует их ликвидации.
Данные доводы Администрации Горно-Чуйского городского поселения суд находит заслуживающими внимания, поскольку участниками процесса указанные фактические обстоятельства относительно того, что <адрес> фактически прекратил существование, не оспариваются.
Абзацем 9 статьи 2 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица расценивается как фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства.
Изложенная норма принята в целях усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
В силу п.3 и п.4 ст.1, п.1 ст. 10 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Пунктом 2 ст. 10 ГК РФ установлено, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 ст.10 ГК РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Из указанных норм законодательства в их взаимной связи следует, что граждане Российской Федерации, реализуя свое конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания (ст. 27 Конституции, ст.1 Закона № 5242-1) обязаны в силу ч.2 ст.15, ч.3 ст. 17, ч.1 ст. 19 Конституции РФ соблюдать законы Российской Федерации и регистрироваться по месту жительства и пребывания, предоставляя уполномоченным органам в сфере регистрационного учета достоверные сведения о месте своего фактического нахождения (ст.ст. 3,6 Закона № 5242-1).
Фактически изменив место постоянного жительства более 7 лет назад, ответчик в нарушение ч. 2 ст. 3, ст.6 Закона № 5242-1 по новому месту жительства, не зарегистрировался и продолжает сохранять регистрацию в <адрес> в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ заключила ничтожный договор социального найма без намерения постоянно проживать в этом помещении. Указанные обстоятельства содержат признаки фиктивной регистрации.
Поскольку судом установлено, что <адрес> в <адрес> местом постоянного жительства Малышевой Е.В. не является, право пользования указанным жилым помещением она утратил в связи с выездом в 2010 году на другое постоянное место жительства, право на получение иного жилого помещения в <адрес> не имеет, заключенный администрацией Горно-Чуйского городского поселения с Малышевой Е.В. договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма <адрес> в <адрес> является недействительным с момента его заключения, существующая у ответчика регистрация по месту жительства не соответствует месту его фактического постоянного проживания и содержит недостоверные сведения о его нахождении в населенном пункте и данном месте жительства, то суд приходит к выводу, что правовых оснований для сохранения регистрации Малышевой Е.В. по месту постоянного жительства в <адрес> в <адрес> не имеется и она подлежит снятию с регистрационного учета по вступлении в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 7 Закона № 5242 -1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Администрация Горно-Чуйского городского поселения и прокурор освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 333.35, подпункта 9 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Поскольку в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика Малышевой Е.В. на основании подпункта 2 п.2 ст. 333.17, подпункта 8 п.1 ст. 333.20 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в доход бюджета <адрес> в соответствии с абз. 8 пункта 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Горно-Чуйского городского поселения к Малышевой Екатерине Владимировне удовлетворить и признать Малышеву Екатерину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Горно-Чуйского городского поселения к Малышевой Екатерине Владимировне удовлетворить и признать недействительным со дня заключения договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между наймодателем Администрацией Горно-Чуйского городского поселения и нанимателем Малышевой Екатериной Владимировной.
По вступлении решения суда в законную силу Малышеву Екатерину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> в <адрес>
Взыскать с Малышевой Екатерины Владимировны государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход бюджета Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Разъяснить сторонам, что ответчик вправе подать в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения, указав обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2018 года.
Судья В.М. Овчинникова