Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 ноября 2018 года
Мантуровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Алехиной Л.И.
с участием старшего помощника прокурора ФИО1
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к ответчикам к муниципальному образованию муниципального района "<адрес>" <адрес> в лице главного распорядителя средств бюджета Управления финансов администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа», о возложении обязанности оборудовать школу системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением,
установил:
<адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Мантуровский районный суд с иском к муниципальному образованию муниципального района "<адрес>" <адрес> в лице главного распорядителя средств бюджета Управления финансов администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МОУ «Свинецкая ООШ», о возложении обязанности оборудовать школу системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением, указав, что при проведенной ими проверке было установлено, что ответчиками нарушаются требования действующего законодательства в сфере профилактики и борьбы с терроризмом, а именно не соблюдаются требования законодательства о противодействии терроризму и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа», а именно: в указанном учреждении образования отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Ответчики - Управление образования администрации <адрес> и МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа" своего представителя в судебное заседание не направили, извещены в срок надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Ответчик - муниципальное образование муниципальный район "<адрес>" <адрес>, в лице главного распорядителя средств бюджета Управления финансов администрации <адрес> своего представителя в судебное заседание не направили, в письменном отзыве указали, что денежные средства для оборудования системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа» будут предусмотрены при составлении бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> на 2019г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006г. (ред. от 31.12.2014г.) "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно пп.6.1 п.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму является уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимать участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно пп.5 п.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 13.07.2015г.) "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 13.07.2015г.) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пп.2 п.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 13.07.2015г.) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. (ред. от 13.07.2015г.) "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.13 ст.30 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009г. (ред.от 02.07.2013г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренные законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегионразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры
Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017г. № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территории).
Согласно пп.Д п.22 указанных Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия, в том числе: оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с п.26 и п.27 Требований инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "технический регламент о безопасности зданий и сооружений". система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 9 Положения о порядке организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупности мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты объектов (мониторинг состояния комплексной безопасности) на территории <адрес>, утвержденного Распоряжением <адрес> от 03.11.2010г. №-ра, в общеобразовательных учреждениях (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, межшкольные учебные комбинаты и др.) должен осуществляться мониторинг состояния комплексной безопасности учреждения.
Одним из основных критериев и показателей проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов в соответствии с п. 11 раздела III Положения является видеонаблюдение территории и помещений для здания (корпуса).
В судебном заседании установлено и подтверждается имеющейся в материалах дела информацией директора МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа» от 30.10.2018г., что в указанное образовательное учреждение не оснащено системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
В соответствии с п.1.5 Устава МОУ "Останинская основная общеобразовательная школа", утвержденного приказом Управления образования администрации <адрес> от 11.12.2015г. №-У учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование - муниципальный район "<адрес>" <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации <адрес>, в ведении которого школа находится.
В соответствии с ч.1,2 и 7 ст.161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа). органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с Уставом МОУ "Останинская основная общеобразовательная школа" является учреждением казенного типа.
В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно разделу 1 Положение об управлении образования администрации <адрес>, утвержденного решением Представительного <адрес> от 12.10.2012г. № управление образован администрации является структурным подразделением администрации <адрес>. Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных общеобразовательных учреждений района.
Согласно п.3.4 Положения функциями управления образования, в том числе являются: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая изложенное и наличие субсидиарной ответственности по обязательствам МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»и собственника занимаемого им здания расходы по оборудованию здания и территории школы системой видеонаблюдения следует возложить на муниципальный район «<адрес>» <адрес> за счет средств бюджета муниципального района «<адрес>».
В соответствии с п.1.7 и п.1.8 Устава МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа» учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в органе Управления федерального казначейства по <адрес>, печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием. Учреждение вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, являясь самостоятельным юридическим лицом, МОУ Останинская основная общеобразовательная школа» мер к оборудованию системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением образовательного учреждения за счет собственных средств учреждения не принято.
Отсутствие такого оборудования в МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа» отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, находящихся в здании и на территории учреждения, а также допускает возможность несанкционированного проникновения в здание образовательного учреждения, совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма, а также делает невозможны выполнение задач, определенных п.3 Распоряжения администрации <адрес> от 03.11.2010г. №-ра по организации сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа».
Таким образом, бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер к оборудованию системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением территории и помещений МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа», затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в указанном учебном заведении, и нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни им здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному образованию муниципального района «<адрес>» в лице главного распорядителя средств бюджета Управления финансов администрации <адрес>, Управлению образования администрации <адрес>, МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа», о возложении обязанности оборудовать школу системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование муниципальный район «<адрес>» в лице главного распорядителя средств бюджета Управления финансов администрации <адрес> в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию территории и здания МОУ "Останинская основная общеобразовательная школа" системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением.
Обязать Управление образования администрации <адрес> выделить денежные средства на оборудование территории и здания МОУ "Останинская основная общеобразовательная школа" системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением в течение 1 месяца с момента соответствующего финансирования Управлением финансов администрации <адрес>.
Обязать МОУ "Останинская основная общеобразовательная школа" оборудовать территорию и здание образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением, в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования администрации <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курский областной суд через Мантуровский районный суд.
Судья Л.И. Алехина