Решение по делу № 2-342/2024 от 08.02.2024

Дело № 2-342/2024 23RS0027-01-2024-000341-11

Решение

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 16 апреля 2024 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                  Садовниковой С.И.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.Б..,

с участием: представителя истца – помощника Лабинского межрайонного прокурора Гуровой Д.Б., представителя ответчика Ковалевой Е.В., представителя третьего лица - министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Близнюк И.Ф., представителя третьего лица - администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района Бондаренко Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах Шевцовой Нины Николаевны, Шевцова Дмитрия Юрьевича, Шевцова Дениса Юрьевича, Шевцова Юрия Васильевича к администрации муниципального образования Лабинский район о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, и выплате единовременной материальной помощи,

установил:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Шевцовой Н.Н., Шевцова Д.Ю., Шевцова Д.Ю., Шевцова Ю.В. с иском к администрации муниципального образования <...> о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, и выплате единовременной материальной помощи.

В обоснование исковых требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения администрацией муниципального образования <...> мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории <...> и предоставления единовременной материальной помощи или финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <...>.

В результате выпадения большого количества осадков, изменения уровня рек в <...>, произошло подтопление домов и дворовых территорий жителей Владимирского сельского поселения <...>, в том числе домовладения, расположенного по адресу: <...>, в котором проживают Шевцова Нина Николаевна, <...> года рождения, Шевцов Дмитрий Юрьевич, <...> года рождения, Шевцов Денис Юрьевич, <...> года рождения, Шевцов Юрий Васильевич, <...> года рождения.

Комиссией составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления, от 19.06.2023 г., согласно которому комиссия провела обследование придомовой территории, расположенной по адресу: <...>.

В ходе осмотра обследуемой территории установлено, что подтоплен двор, хозяйственные постройки.

При подтоплении домовладения граждан в июне 2023 года было нарушено водоснабжение, требовалась и проводилась дезинфекция источника водоснабжения, подвоз воды.

Жилой дом, в котором проживают Шевцова Н.Н., Шевцов Д.Ю., Шевцов Д.Ю., Шевцов Ю.В., обеспечивается водой из колодца, находящего на территории земельного участка, центральное водоснабжение отсутствует.

Истец считает, что указанный акт обследования подтверждает нахождение домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера,    произошедшей на территории муниципального образования <...>, факт подтопления.

Только спустя 2 месяца комиссией, действующей на основании постановления № 78 от 27.05.2023 г., составлено заключение от 21.08.2023 г. об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Лабинский район, согласно которому, факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, указанных ранее, в результате чрезвычайной ситуации, не установлен.

Также, администрацией муниципального образования <...>, несмотря на имеющиеся заключения, акты, проведение дезинфекции, а также фактическое подтопление домовладения и участка по адресу: <...>, указанное домовладение не включено в зону подтопления, определенную постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 28.06.2023 № 596 «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район», чем нарушено право граждан на получение выплаты в связи с подтоплением.

Шевцовой Н.Н., Шевцовым Д.Ю., Шевцовым Д.Ю., Шевцовым Ю.В., в связи с бездействием администрации, не своевременном доведении информации о необходимости подавать заявления на предоставление единовременной материальной помощи только 21.08.2023 г., поданы вышеуказанные заявления, в ответ на которые пришли отказы от 01.09.2023 г., в которых указано на отсутствие факта нарушения условий жизнедеятельности.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит признать заключение от 21.08.2023 г. об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования <...> в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации - недействительным, отказы администрации муниципального образования <...> Шевцовой Н.Н., Шевцову Д.Ю., Шевцову Д.Ю., Шевцову Ю.В. от 01.09.2023 г.- незаконными.

Обязать ответчика включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>, утвержденные постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 28.06.2023 № 596 «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район».

Признать факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факт нарушения условий жизнедеятельности в отношении Шевцовой Н.Н., Шевцову Д.Ю., Шевцову Д.Ю., Шевцову Ю.В., проживающих по адресу: <...>, - установленным.

Обязать ответчика включить Шевцову Н.Н., Шевцова Д.Ю., Шевцова Д.Ю., Шевцова Ю.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...>, выплатить на каждого из них единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании помощник Лабинского межрайонного прокурора Гурова Д.Б. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, пояснив суду, об обстоятельствах дела, изложенных выше.

Шевцова Н.Н., Шевцов Д.Ю., Шевцов Д.Ю., Шевцов Ю.В. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования <...> Ковалева Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в представленных суду письменных возражениях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства гражданской обороны и чрезвычайной ситуаций <...> Близнюк И.Ф. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица - администрации Владимирского сельского поселения <...> Бондаренко Ю.Г. пояснила суду, что действительно в июне 2023 года в ст. Владимирской произошло подтопление территорий, в том числе земельного участка по адресу: <...>, единственным источником водоснабжения по указанному адресу является колодец, который также был затоплен, поэтому пользоваться водой из колодца не было возможности. Заключение не было составлено в связи с устными разъяснениями и рекомендациями сотрудника министерства ГО и ЧС, поэтому о факте подтопления был составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лабинского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения администрацией муниципального образования Лабинский район мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района и предоставления единовременной материальной помощи или финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района.

В мае - июне 2023 года в результате выпадения большого количества осадков, изменения уровня рек, в ст. Владимирской Лабинского района Краснодарского края произошло подтопление домов и дворовых территорий жителей Владимирского сельского поселения Лабинского района, факт которого в силу статьи 61 ГК РФ является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Домовладение по адресу: <...>, в котором проживают Шевцова Н.Н., Шевцов Д.Ю., Шевцов Д.Ю., Шевцов Ю.В., дворовая территория, огород, хозяйственные постройки были подтоплены.

С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, решением Совета муниципального образования Лабинского района № 276/43 от 31 мая 2023 г. утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования Лабинский район 26 мая 2023 года (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на человека; финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.

Предоставление гражданам единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении при введении режима чрезвычайной ситуации, следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка).

С целью установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Владимирского сельского поселения Лабинского района 26 мая 2023 года, на основании постановления администрации муниципального образования Лабинский район от 27.05.2023 года № 78, создана выездная комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.

Комиссией, сформированной администрацией Владимирского сельского поселения Лабинского района, составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления от 19.06.2023 г., которым установлено, что подтоплены двор, огород, хозяйственные постройки по адресу: <...>.

Комиссией, спустя два месяца, составлено заключение от 21.08.2023 г. об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Лабинский район, согласно которому факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, указанных ранее, в результате чрезвычайной ситуации, не установлен.

Как следует из подпункта «в» пункта 5 Порядка факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев: нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

21.08.2023 г. Шевцовой Н.Н., Шевцовым Д.Ю., Шевцовым Д.Ю., Шевцовым Ю.В. поданы заявления в администрацию муниципального образования Лабинский район на предоставление единовременной материальной помощи, в ответ на которые были получены отказы от 01.09.2023 г., в связи с тем, что, согласно заключению комиссии от 21.08.2023 г., факт нарушения условий жизнедеятельности, а так же факт утраты имущества первой необходимости не установлен.

При этом, комиссией не было учтено то, что при подтоплении домовладения граждан в июне 2023 года было нарушено водоснабжение, требовалась дезинфекция источника водоснабжения.

Как установлено судом, жилой дом, в котором проживают Шевцова Н.Н., Шевцов Д.Ю., Шевцов Д.Ю., Шевцов Ю.В., обеспечивается водой из колодца, находящего на территории земельного участка, центральное водоснабжение отсутствует.

11 июля 2023 года ООО фирма «Дезинфекция» в соответствии с актом-нарядом №<...> выполнены работы по дезинфекции по адресу: <...>.

Суд считает, что акт обследования от 19.06.2023 г. подтверждает нахождение домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования Лабинский район, факт подтопления, нарушения водоснабжения указанного домовладения, следовательно, факт нарушения условий жизнедеятельности проживающих в домовладении Шевцовой Н.Н., Шевцова Д.Ю., Шевцова Д.Ю., Шевцова Ю.В., подлежащих включению в списки на предоставление единовременной материальной помощи.

Факт подтопления, нахождения домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...>, так же подтверждается объяснениями Ф,И.О.11, Ф,И.О.12, Бондаренко Ю.Г., входящими в состав комиссии, составившей заключение.

Администрацией муниципального образования Лабинский район, несмотря на имеющиеся заключения, акты, проведение дезинфекции, а также фактическое подтопление домовладения и земельного участка по адресу: <...>, указанное домовладение не включено в зону подтопления, определенную постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 28.06.2023 № 596 «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район», чем нарушено право граждан на получение выплаты в связи с подтоплением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах Шевцовой Нины Николаевны, Шевцова Дмитрия Юрьевича, Шевцова Дениса Юрьевича, Шевцова Юрия Васильевича к администрации муниципального образования Лабинский район о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и выплате единовременной материальной помощи – удовлетворить.

Признать факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факт нарушения условий жизнедеятельности в отношении Шевцовой Нины Николаевны, Шевцова Дмитрия Юрьевича, Шевцова Дениса Юрьевича, Шевцова Юрия Васильевича, проживающих по адресу: <...>, установленным.

Признать заключение от 21.08.2023 об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования Лабинский район в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации - недействительным, отказы администрации муниципального образования Лабинский район Шевцовой Нине Николаевне, Шевцову Дмитрию Юрьевичу, Шевцову Денису Юрьевичу, Шевцову Юрию Васильевичу от 01.09.2023 года - незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район, утвержденные постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 28.06.2023 № 596 «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район».

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район включить Шевцову Нину Николаевну, Шевцова Дмитрия Юрьевича, Шевцова Дениса Юрьевича, Шевцова Юрия Васильевича в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Лабинский район.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Шевцовой Нине Николаевне единовременную материальную помощь в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Шевцову Дмитрию Юрьевичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Шевцову Денису Юрьевичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Шевцову Юрию Васильевичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 апреля 2024 года.

Председательствующий

2-342/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевцов Юрий Васильевич
Лабинский межрайонный прокурор в интересах Шевцовой Н.Н., Шевцова Д.Ю., Шевцова Д.Ю., Шевцова Ю.В.
Шевцов Денис Юрьевич
Шевцова Нина Николаевна
Шевцов Дмитрий Юрьевич
Ответчики
Администрация МО Лабинский район
Другие
Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
Суд
Лабинский городской суд Краснодарского края
Дело на странице суда
labins-gor.krd.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Подготовка дела (собеседование)
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее