Решение по делу № 33-8484/2014 от 22.08.2014

Судья - Катаева Т.В.

Дело № 33-8484

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Г.Ю.

судей Петуховой Е.В., Фомина В.И.

при секретаре Кармановой Ж.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 29 сентября 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Добрянского районного суда Пермского края от 4 июля 2014 года, которым постановлено:

обязать Правительство Пермского края предоставить Новиковой Н.В., /дата рождения/, обладающей статусом лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Пермского муниципального района Пермского края.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о возложении обязанности предоставить Новиковой Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований указал на то, что Новикова Н.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По решению Пермского районного суда от 2003 г. родители несовершеннолетней Новиковой Н.В. лишены родительских прав.

На основании постановления главы муниципального образования Пермского района Пермской области от 05.09.2003 г. № 1417 несовершеннолетняя Новикова Н.В. была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****.

Новикова Н.В. была включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

В настоящее время Новикова Н.В. проживает по адресу: ****, у знакомых, иного жилья она не имеет. Поскольку Новикова Н.В. проживает на территории Пермского края, ей исполнилось 18 лет, она не является собственником либо нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, она имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.

Новикова Н.В. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно.

Ответчик-Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направил письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился (л.д.46-49, 75-77). Представитель ответчика - ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях с исковыми требованиями не согласился (л.д.50-52).

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.

Правительство Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Новиковой Н.В. на предоставление жилья территорией Пермского муниципального района не основано на действующем законодательстве.

В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.

От прокуратуры Пермского района поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.

От ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом согласно решению Пермского районного суда Пермского края от 2003 г. (в представленной копии решения суда дата не читаема - л.д. 9-10) Н1., Н2. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Новиковой Н.В., /дата рождения/, (л.д.9-10)

Согласно постановлению главы муниципального образования Пермского района Пермской области № 1417 от 05.09.2003 г. несовершеннолетняя Новикова Н.В. определена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.11)

На основании постановления главы муниципального образования Пермского района Пермской области № 1964 от 01.12.2003 г. за несовершеннолетней Новиковой Н.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****, на весь период нахождения в детском государственном учреждении (л.д. 12-13).

Из заключения Межведомственной комиссии по результатам обследования жилого дома № ** по ул.**** Пермского края следует, что данный жилой дом признан непригодным для проживания. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования от 12.04.2012 г. (л.д. 14-18).

Из ответа ТУ Минсоцразвития Пермского края от 11.01.2014 г. следует, что Новикова Н.В. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья из специализированного жилищного фонда в 2013 г., в связи с тем, что ранее закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: ****, признано непригодным для проживания, (л.д. 19-20).

По сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю от 17.03.2014 г. Новикова Н.В. с 02.09.1990 г. имеет регистрацию по адресу: **** (л.д.60)

Исходя из сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Пермскому краю, Пермского районного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» право собственности на жилые помещения, на другие объекты недвижимости за Новиковой Н.В. не зарегистрировано (л.д.21, 24).

В настоящее время Новикова Н.В. проживает по адресу: ****.

Согласно информации Пермского районного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 27.01.2014 г. домовладение, расположенное по адресу: ****, на техническом учете не состоит (л.д.21).

По сведениям Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Пермскому краю зарегистрированные права на объект недвижимости - жилой дом по адресу: ****, отсутствуют (л.д.22).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по адресу: ****, зарегистрирован на праве собственности объект недвижимости -земельный участок за Субботиным П.Г. (л.д.23).

Таким образом, судом установлено, что за Новиковой Н.В. какие-либо права на жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений она не имеет, что подтверждается сведениями регистрирующих органов.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что Новикова Н.В., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Новикова Н.В. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Новикова Н.В. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.

При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Пермского района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Местом жительства Новиковой Н.В. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Пермский район Пермского края.

Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ей жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Новиковой Н.В. жилого помещения на территории Пермского района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Добрянского районного суда Пермского края от 4 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8484/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Дело сдано в канцелярию
30.09.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее