Дело № 2-4004/2021 13 октября 2021 г.
29RS0018-01-2021-005709-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ю.М. Поздеевой,
при ведении протокола помощником судьи А.М. Костяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А. А. А. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести перерасчет размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просил обязать федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Архангельской области» произвести перерасчет пенсии с 1 января 2003 г. (с учетом заявления от 13 октября 2021 г.). В обоснование исковых требований указал, что является получателем пенсии по выслуге лет с 20 августа 1996 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»). Письмом от 14 декабря 2020 г. его пригласили в Военный комиссариат Архангельской области на консультацию по вопросу проверки права о доплате районного коэффициента к пенсии за выслугу лет. 28 декабря 2020 г. им написано соответствующее заявление. 27 января 2021 г. он уведомлен о начислении доплаты к пенсии в размере 110 206 руб. 54 коп. за период с 28 декабря 2019 г. по 31 января 2021 г., а также о размере пенсии с 01 февраля 2021 г. с учетом районного коэффициента 1,4 – 58 758 руб. 76 коп. Таким образом, Военный комиссариат Архангельской области признал, что выплату пенсии за выслугу лет производил в меньшем размере, чем положено по закону.
В судебном заседании истец, его представитель Знаменская С.В. требования поддержали.
Представитель ответчика Анциферов А.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с п. "а" ст. 1 данного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 43 данного закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
К размерам пенсий в силу ст. 48 закона применяются районные коэффициенты. Так, пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
При этом последние части данной статьи дополнены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ. Согласно ст. 3 названного Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ, указанная норма вступила в силу с 01 января 2003 г.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Из изложенного следует, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются соответствующие документы, и выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеев А.А. с 20 августа 1996 г. исключен их списков личного состава восковой части в соответствии с приказом командира восковой части 12522 от 17 мая 1996 г.
С 20 августа 1996 г. Военным комиссариатом Архангельской области Алексееву А.А. назначена пенсия с применением районного коэффициента 1,2 (установленному по г.Архангельску).
28 декабря 2020 г. Алексеев А.А. обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с районным коэффициентом.
Ответчиком произведен перерасчет размера пенсии истца с 28 декабря 2019 г., выплачена доплата за период с 28 декабря 2019 г. по 31 января 2021 г., т.е. доплата произведена за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, следовательно, ответчик действовал сообразно нормам ч. 1 ст. 55 вышеуказанного закона.
Нельзя признать основанным на законе довод стороны истца о виновности ответчика, заключающейся в том, что поскольку пенсия истцу назначалась до 10 января 2003 г., изменения, внесенные в ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» должны были быть применены к его пенсии с 10 января 2003 г.
Действительно, в силу ч. 2 ст. 58 вышеуказанного закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Принимая во внимание, что пенсия за выслугу лет истцу назначалась с 20 августа 1996 г., на указанную дату определялись соответствующие оклады, надбавки.
Алексеев А.А. не обращался за перерасчетом пенсии до 28 декабря
2020 г.
Кроме того, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ, вступивший в силу 01 января 2003 г., не предусматривает возможности перерасчета пенсий за выслугу лет в беззаявительном порядке и по документам, имеющимся в пенсионном деле гражданина. Напротив, из смысла указанного закона, принятого 10 января 2002 г., вступившего в силу с 01 января 2003 г., следует, что пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 лет и переехавшим в другую местность, где им была назначена пенсия с учетом коэффициента данной местности либо без него, предоставлено право обратиться за перерасчетом пенсии с учетом коэффициента, который был им установлен по последнему месту работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях. Следовательно, пенсия в соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» может быть пересчитана с применением северного коэффициента с 1 января 2003 г. при условии обращения гражданина за перерасчетом пенсии. На это указано и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2002 г.
Учитывая, что абз. 3 ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» предусмотрено право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента для определенного круга лиц, перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер, в данном случае истец за перерасчетом ранее 28 декабря 2020 г. не обращался, следовательно, у суда по мотиву виновного поведения пенсионного органа отсутствуют основания для перерасчета пенсии истца за весь период с момента вступления Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ в силу.
Доводы стороны истца о том, что 28 декабря 2020 г. истец обращался не за перерасчетом пенсии, а просил рассмотреть вопрос о выплате ему районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, основанием для удовлетворения требований об установлении такого коэффициента с момента вступления в силу Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ являться не могут. Произведенный перерасчет размера пенсии прав истца не нарушает. Установление повышенного районного коэффициента не может не влечь изменения размера пенсии, а следовательно и ее перерасчета. При этом сроки перерасчета пенсий установлены законом. В данном случае, как указано выше, перерасчет произведен ответчиком обоснованно в сроки, установленные п. «б» ч. 1 ст. 55 вышеназванного закона.
Несостоятельны доводы ответчика, изложенные в отзыве, о пропуске истцом срока исковой давности. Возможность применения сроков исковой давности к пенсионным правоотношениям вышеуказанным законом не предусмотрена.
Таким образом, ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Кроме того, следует учитывать, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, носят властно-подчиненный характер, поскольку направлены на выполнение пенсионными органами возложенных на них государством функций по обеспечению граждан пенсией, и порождают имущественные права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2003 ░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░