РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2025 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Захаренко В.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием истца Лю Д.В., представителя истца ФИО2 - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036- 01-2024-010542-81 (2-540/2025) по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» об обязании заключить договор, взыскании судебных расходов, расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании заключить договор, взыскании судебных расходов, расходов по уплате государственной пошлины.
В основание иска указано, что в мае 2024 года ФИО2 был выставлен счет на оплату <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО за <Дата обезличена>
Согласно данному счету, ФИО2 начислялся объем услуг в размере 1,78 куб.м., по тарифу 563,66 руб./куб.м. Общая задолженность составила к оплате 69 602,56 руб.
Счет был выставлен по лицевому счету ...., договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена> не мог быть заключен, не заключался и не был предоставлен истцу для ознакомления и согласования услуг по обращению с ТКО с ООО «РТ-НЭО Иркутск» региональным оператором по обращению с ТКО.
Данное положение вытекает из договора купли-продажи нежилого помещения, общей площадью 30,6 кв.м., расположенного в цокольном этаже <Номер обезличен> многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истцу ни разу не был выставлен счет на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес обезличен>. Т.к. заявка на заключение договора является офертой, акцептованной региональным оператором на условиях, предложенных потребителем, что подтверждается счетами, выставленными в спорный период истцу и оплаченными им.
На это указывают неоднократные обращения истца в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с <Дата обезличена> с заявкой на заключение договора между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО2
Истец постоянно решал вопрос о предоставлении истцу квитанций для оплаты и договоров жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> нежилого помещения по адресу: <адрес обезличен>.
В связи с чем, истец просит суд:
- обязать ответчика заключить договор с даты вступления в силу решения суда между ФИО2 и ООО «РТ НЭО Иркутск» на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО;
- взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» в свою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечен ФИО5
Истец ФИО2 представитель истца ФИО2 – ФИО4, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их полном удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом, просит об отложении судебного заседания.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Суд с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления») отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закон «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 указанного Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 641» (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пунктам 8(1), 8(4), 8(5) и 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 1156.
В силу пункта 8(1) указанных выше Правил обращения с ТКО, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Также согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Во исполнение требований федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1156, условия типового договора обязательны для сторон.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (п. 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правилами N 1156 регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
Составление единого целого документа, подписанного обеими сторонами законодательно не требуется (п. 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1X56 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты. Информация была размещена в газете http://www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
В соответствие с п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Принятие услуг подтверждается отсутствием возражений по исполнению услуг по вывозу ТКО, складированием ТКО в контейнеры/мусоросборники, соответственно свидетельствует о принятии оферты.
Как установлено судом <Дата обезличена> между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключено соглашение N 318 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес обезличен>. Данное соглашение размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ответчика.
В силу соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «РТ-НЭО Иркутск» наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес обезличен> (Зона 2).
Пунктом 1.3 соглашения предусмотрено, что датой начала деятельности обращения с твердыми коммунальными отходами является дата начала действий единого тарифа на услуги регионального оператора, установленного органом исполнительной власти <адрес обезличен> в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, договор для регионального оператора считается заключенным со стороны регионального оператора в отношении потребителя по истечении 16 дней с момента его официального размещения на сайте регионального оператора на основании конклюдентных действий, в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой) и наличие подписи потребителя на договоре публичной оферты обязательного для заключения потребителем, региональному оператору не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец являлся собственником нежилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, до <Дата обезличена>.
С <Дата обезличена> собственником вышеуказанного жилого помещения является ФИО5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>
В мае 2024 года ФИО2 был выставлен счет <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО за <Дата обезличена>. Согласно данному счету ФИО2 начислялся объем услуг в размере 1,78 куб.м., по тарифу 563,66 руб./куб.м. Общая задолженность составила к оплате 69 602,56 руб. Счет был выставлен по лицевому счету .... договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> истец в лице представителя ФИО4 обратился, в том числе в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с заявление об обеспечении получения ФИО2 двух договоров в письменном виде, заключенных с ООО «РТ-НЭО Иркутск».
В ответе № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «РТ-НЭО Иркутск» указывает о том, что поскольку Лю Д.В. не направил заявку на заключение договора, не представили сведения об объектах недвижимости, региональным оператором самостоятельно с ним, как собственником объектов недвижимости заключен публичный (согласно публичной оферте) договор на оказание услуг по обращению с ТКО <Номер обезличен>/ТКО от <Дата обезличена>, согласно которому «Потребитель» обязан оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Региональный оператор внес изменения в личный кабинет ФИО2., а именно: был ограничен период владения нежилого объекта с кадастровым номером <Номер обезличен>, начисления производились по нормативу 0,7 (кафе) согласно Приказу Министерства Жилищной политики от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-м<адрес обезличен> оператор с пониманием относится к решению вопроса и готов урегулировать с истцом задолженность, заключив соглашение о досудебном урегулировании, предоставив скидку на начисленную сумму неустойки, а также возможность предоставить рассрочку платежа. Для урегулирования образовавшейся задолженности необходимо обратиться по адресу <адрес обезличен>
Из доводов искового заявления также следует, что ФИО2 неоднократно обращался в ООО «РТ-НЭО Иркутск» с декабря 2019 года с заявкой на заключение договора между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и Лю Д.В., вместе с тем в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств в данной части истцом не представлено, что также подтверждается ответом ООО «РТ-НЭО Иркутск» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Кроме того, в силу ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов с целью восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае достоверных и допустимых нарушений прав истца не представлено, исходя из того, что в настоящее время собственником нежилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, является не истец, а третье лицо ФИО5
Таким образом, поскольку истец в настоящее время не является собственником нежилого помещения, им не представлены доказательства направления региональному оператору заявки потребителя с соответствующими документами, либо возражений на заключение соответствующего договора, договор между сторонами считается заключенным, в связи с чем, исковые требования об обязании заключить договор на оплату услуг регионального оператора по обращения с ТКО с даты вступления решения суда удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований об обязании заключить договор на оплату услуг регионального оператора по обращения с ТКО, не подлежат удовлетворению производные требования ФИО2. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <Номер обезличен> (паспорт: <Номер обезличен>) к Обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) об обязании заключить договор на оплату услуг регионального оператора по обращения с ТКО с даты вступления решения суда, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Захаренко В.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2025 года.