Дело № 2-49/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 26 марта 2018 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пичугина В.И.,
при секретаре Кузнецовой А.П.,
с участием представителя ответчика – администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ушаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, Рубан О. В., Рубан Е. Д., Медведеву В. Д. о возложении обязанности по приведению общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние,
УСТАНОВИЛ:
инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Рубан О. В., Рубан Е. Д., Медведеву В. Д. о возложении обязанности по приведению общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние.
В обоснование иска указала, что 16 августа 2017 года младшим консультантом сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленским А.В. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области требований жилищного законодательства. По результатам которой, Зеленским А.В. был составлен акт проверки от 16 августа 2017 года № 834, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, ведомственных строительных норм ВСН 58-88р, утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1999 № 312. Администрации Иловлинского городского поселения выданы предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения требований жилищного законодательства.
Согласно акту проверки от 16 августа 2017 года № 834, выявлены нарушения установленных требований, а именно «оконные заполнения в границах муниципальных квартир №1 и №2 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ввиду их длительной эксплуатации находятся в ненадлежащем техническом состоянии, а именно выявлены неплотности по периметру оконных коробок; зазоры повышенной ширины в переплетах, отслоение штапиков; загнивание и коробление деревянных элементов оконных заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и переплетов, щели в соединениях отдельных элементов между собой – нарушение требований п.4.7.2. ПиН. Также нормами ВСН 58-88р предусмотрено, что деревянные переплеты оконных заполнений подлежат замене при капитальном ремонте по истечении срока эксплуатации, а именно 30 лет».
Ответчиком до настоящего времени своевременных мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки и указанных в акте проверки, принято не было.
По этим основаниям истец просит обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения выполнить предусмотренные пунктами 4.6.1.2., 4.6.1.3., 4.6.2.3., 4.6.3.6., 4.7.2 Правил и норма технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.
В судебном заседании истец – представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ушакова Н.Н исковые требования не признала, при этом пояснила, что финансовое обеспечение администрации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета; согласно положениям бюджетного законодательства, администрация исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году; в связи с тем, что акт проверки органом государственного надзора органа местного самоуправления №834 и предписания составлены в августе 2017 года, у администрации не было заложено средств в бюджете, и исполнить указанные требования в установленный срок не было возможности.
Кроме того постановлением администрации Волгоградской области №99-п от 26 февраля 2018 года О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года №812-п « Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», разъезд Колоцкий,д.1 р.п.Иловля Волгоградской области внесен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области и услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2020-2022 гг.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 года № 478-П (далее - Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) является огранном исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п.2.6. Положения, инспекция организует и осуществляет на территории Волгоградской области проверки и обследования жилищного фона независимо от его формы собственности.
В соответствии со статьями 14,30 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п.п.3, 6, статьи 5 Устава Иловлинского городского повеления Иловлинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Думы Иловлинского городского поселения от 28 мая 2017 года № 33/170, к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Иловлинского городского поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдая правила и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Как установлено в судебном заседании, в многоквартирном доме № 1 разъезда Колоцкий в р.п. Иловля имеется четыре квартиры, три из которых (1,2,4) находятся в муниципальной собственности.
Собственниками <адрес> являются Рубан О.В, Рубан Е.Д, Медведев В.Д (л.д.15-16)
Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 10 декабря 2015 года выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
В соответствии со ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1)соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2)безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3)доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4)соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5)постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание, что администрация Иловлинского городского поселения является собственником квартир <адрес> и обладает более чем пятидесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, устранение выявленных нарушений в содержании указанного жилого дома входит в обязанность администрации Иловлинского городского поселения. В этой связи, в силу действующего законодательства РФ, администрация Иловлинского городского поселения является лицом, ответственным за обеспечение технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, в связи, с чем доводы истца об отсутствии на указанные мероприятия средств в бюджете, не освобождает администрацию от обязанности по содержанию данного имущества и обеспечению его надлежащего технического состояния, отвечающего нормам действующего законодательства РФ.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе находящегося в муниципальной собственности, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по его содержанию и ремонту, утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - ПиН) и являются обязательными для организаций, принявших на себя обязательства по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома.
Пунктом 4.6.1.2 ПиН 4.6.1.2. предписано устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В соответствии с п.4.6.1.3 ПиН в процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. Периодическую противогрибковую обработку следует, как правило, производить не реже одного раза в десять лет при капитальном ремонте. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей.
В соответствии с п.4.6.2.3 ПиН необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
В соответствии с п. 4.6.3.6 ПиН при наличии асбестоцементной кровли требуется обеспечить: плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков. Запрещается: в мягких кровлях уплотнять швы сопряжений цементно-песчаным раствором с последующим нанесением по нему мастики, разбавлять тиоколовые мастики растворителями, цементом, песком и т.д., выполнять гидроизоляцию чистым битумом, гудроном. Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки.
В соответствии с п. 4.7.2 ПиН неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки, проведенной в присутствии главы администрации Иловлинского городского поселения, составлен акт проверки № 834 от 16 августа 2017 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, а также выданы соответствующие предписания № 834-1, 834-2 сроком до 2 октября 2017 года.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и Ведомственные строительные нормы ВСН, утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1999 № 312.
Вместе с тем, суд полагает, что в указании даты приказа Госкомархитектуры при Госстрое СССР имеется опечатка, поскольку приказ за указанным номером был издан 23.11.1988 года.
Так, проверкой было выявлено, что оконные заполнения в границах муниципальных квартир №№1 и 2 ввиду их длительной эксплуатации находится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно, выявлены неплотности по периметру оконных коробок; зазоры повышенной ширины в переплетах, отслоение штапиков; загнивание и коробление деревянных элементов оконных заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и переплетов, щели в соединениях отдельных элементов между собой, что является нарушением п.4.7.2. ПиН;
при осмотре конструктивных элементов крыши установлено, что кровля данного дома двухскатная, покрытие из асбестоцементных листов, которые, в свою очередь, имеют многочисленные сколы и трещины, выявлены смещения отдельных элементов, обнаружен недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления асбестоцементных листов к деревянной обрешетке; конек кровли имеет крен, неплотное прилегание к конструктивным элементам крыши, ввиду чего возможно проникновение атмосферных осадков в чердачное помещение; по периметру дома выявлено разрушение и загнивание деревянной подшивки кровли в границе расположения парапета; при осмотре конструктивных элементов крыши со стороны чердачного помещения установлено, что деревянные конструкции (стойки, лаги) имеют многочисленные участки загнивания, наблюдаются просветы в местах сопряжения оголовков дымовых каналов с кровельным покрытием; входная группа в чердачное помещение, расположенная со стороны дворового фасада здания нуждается в ремонтных работах по замете деревянных составляющих, что является нарушением п.п. 4.6.3.6, 4.6.1.2, 4.6.1.3 ПиН;
при осмотре дымовых каналов выявлены разрушения кирпичных стенок данных конструкций, имеются повреждения цементного и штукатурного слоев, что является нарушением п.4.6.2.3 ПиН (л.д.8-13).
В соответствии с предписаниями от 16 августа 2017 года №№ 834-1, 834-2 администрации предписано в срок до 2 октября 2017 года выполнить работы по замене либо работы капитального характера по приведению оконных заполнений в надлежащее техническое состояние в границах муниципальных квартир №1 и 2; выполнить работы по приведению конструктивных элементов крыши в границах муниципальных квартир № 1,2,4 в надлежащее техническое состояние.
Вместе с тем, истцом до настоящего времени своевременных меры по устранению нарушений в содержании и ремонту многоквартирного дома <адрес> принято не было; не представлены планы восстановительных работ по устранению выявленных в ходе осмотра нарушений.
Таким образом, истцом, несмотря на продолжительное время, ремонтные работы не произведены, нарушения не устранены. Обратного при рассмотрении настоящего спора не установлено. Тем самым, администрацией Иловлинского городского поселения нарушаются обязательные требования жилищного законодательства Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка ответчика на постановление администрации Волгоградской области №99-п от 26 февраля 2018 года О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года №812-п « Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», где разъезд Колоцкий,д.1 р.п.Иловля Волгоградской области внесен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области и услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2020-2022 гг, поскольку администрация Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области является собственником квартир №№1,2,4 разъезд Колоцкий,д.1 р.п.Иловля Волгоградской области и как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения заявления, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчикам о возложении обязанности по приведению общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 30 дней с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Поскольку инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины, с администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, а с Рубан О.В, Рубан Е.Д, Медведева В.Д по 300 рублей с каждого, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.103, 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, Рубан О. В., Рубан Е. Д., Медведеву В. Д. о возложении обязанности по приведению общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, удовлетворить.
Обязать собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, администрацию Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, Рубан О. В., Рубан Е. Д., Медведева В. Д. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения устранить нарушения указанные в акте проверки №834 от 16 августа 2017 года, а именно выполнить необходимые мероприятия и работы по приведению общего имущества указанного многоквартирного дома в надлежащее состояние в соответствии с пунктами 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.2.3, 4.6.3.6, 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Взыскать с администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Взыскать с Рубан О. В., Рубан Е. Д., Медведева В. Д. в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 марта 2018 года.
Судья В.И. Пичугин