Дело № 2а-50/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Урюпинск 21 декабря 2015 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Синельникова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Стародубцевой А.С.,
с участием: представителя административного истца Сухоруковой Н.В., действующей на основании доверенности,
административного ответчика Юшкиной Е.А., представителя административного ответчика Чалого В.С., действующего на основании ч.5 ст.57 КАС РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области к Юшкиной Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области (далее - УПФР в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области) обратилось в суд с административным иском к Юшкиной Е.А. о взыскании задолженности по уплате пени на недоимку по страховым взносам. В обоснование требований административный истец указал, что ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 3 июля 2012 года, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП от 10 июля 2012 года. В нарушение ч.8 ст.16 Закона № 212-ФЗ, административным ответчиком уплата страховых взносов в течение 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности должником не производилась. Административным истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, плательщику страховых взносов направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 13 октября 2014 года со сроком уплаты задолженности до 1 ноября 2014 года на общую сумму 1873 рубля 93 копейки, а также от 20 марта 2015 года со сроком уплаты задолженности до 10 апреля 2015 года на общую сумму 379 рублей 87 копеек. Задолженность по обязательным платежам и пени по данным требованиям должником до настоящего времени не погашена. Учитывая изложенное, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате страховых взносов и пени по состоянию на 20 марта 2015 года в размере 2253 рубля 80 копеек, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1303 рубля 05 копеек; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 535 рублей 05 копеек; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 415 рублей 70 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить полностью по основаниям, указанным в административном иске.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признала. Представитель административного ответчика пояснил, что представленный административным истцом расчет исковых требований не содержит сведений о размере имеющейся у Юшкиной Е.А. задолженности по страховым взносам, что не позволяет проверить правильность такого расчета. Кроме того административным истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании пени на недоимку за 2010-2011 годы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В соответствии со ст.2 ГК РФ, предпринимательской является деятельность, осуществляемая лицом, зарегистрированным в этом качестве, на свой риск и направленная на получение прибыли.
Согласно ч.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из содержания положений ст.23 ГК РФ следует, что спецификой правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, является то обстоятельство, что они выступают в гражданском обороте от своего собственного имени.
Физическое лицо, осуществляя свою регистрацию в качестве предпринимателя, не утрачивает вместе с тем признаков физического лица, а только обозначает характер своей деятельности, в связи с чем при прекращении своей деятельности должен нести ответственность по долгам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
При этом страховые взносы перечисляются плательщиками страховых взносов в течение расчетного периода в виде ежемесячных обязательных платежей отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии со ст.18 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы за себя в особом порядке, который закреплен в ст.14, 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Так, на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, определяемом, исходя из стоимости страхового года, в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и они уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
При разрешении спора судом установлено, что Юшкина Е.А. поставлена на учет в МИФНС России № 7 по Волгоградской области в качестве индивидуального предпринимателя 28 апреля 2005 года, а 3 июля 2012 ода снята с учета в связи с прекращением деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В связи с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ у административного ответчика, как страхователя, возникла обязанность по уплате страховых взносов в установленном законом порядке.
Вместе с тем, по причине ненадлежащего исполнения административным ответчиком указанной обязанности по уплате страховых взносов на основании решения мирового судьи судебного участка № 56 Волгоградской области от 16 ноября 2012 года с Юшкиной Е.А. взыскана задолженность по страховым взносам и пени в размере 9788 рублей 37 копеек и выдан исполнительный лист.
Поскольку в нарушение ч.8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение 15 дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик уплату страховых взносов не произвел, административный истец обратился в суд с требованием о взыскании с последнего пени на недоимку по страховым взносам.
На основании ч.1 ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25).
По причине несвоевременной уплаты административным ответчиком страховых взносов УПФР в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области в адрес Юшкиной Е.А. были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов: № от 13 октября 2014 года со сроком уплаты задолженности до 1 ноября 2014 года на общую сумму 1873 рубля 93 копейки, а также № от 20 марта 2015 года со сроком уплаты задолженности до 10 апреля 2015 года на общую сумму 379 рублей 87 копеек.
Однако, указанная задолженность административным ответчиком по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела в добровольном порядке не погашена.
Согласно представленному административным истцом расчету, размер пени на недоимку по страховым взносам по состоянию на 20 марта 2015 года составил 2253 рубля 80 копеек, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1303 рубля 05 копеек; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 535 рублей 05 копеек; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 415 рублей 70 копеек.
Указанный расчет пени определен административным истцом с учетом положений ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и периодов просрочки с учетом ранее выставленных Юшкиной Е.А. требований, судом проверен и признан арифметически верным. Возражая против расчета административного истца, свой расчет административный ответчик суду не представил. В связи с чем суд принимает за основу расчет УПФР в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области как достоверный.
Сроки и порядок направления соответствующих требований и обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не нарушены. Административный истец в установленный законом срок (ч.2 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с административного истца указанной задолженности, которое было рассмотрено мировым судьей 29 апреля 2015 года. Поскольку, впоследствии по заявлению Юшкиной Е.А. указанный судебный приказ был отменен, административный ответчик обратился в суд с настоящим административным иском.
Принимая во внимание, что обязанность по оплате страховых взносов после прекращения статуса индивидуального предпринимателя Юшкиной Е.А. в установленный законодательством срок не исполнена, а оснований для освобождения административного ответчика от гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не имеется, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В рассматриваемом случае в силу положений ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ к отношениям о взыскании страховых взносов положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством, не применяются.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, подробный расчет пени на недоимку по страховым взносам представлен административным истцом в ходе судебного разбирательства, в том числе с указанием размера самой задолженности по страховым взносам, а также дат её фактического погашения административным ответчиком по каждому из оснований.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административный иск удовлетворен в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей, исчисленном в соответствии с положениями ч.1 ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 174-176, 178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2253 ░░░░░ 80 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1303 ░░░░░ 05 ░░░░░░;
░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 535 ░░░░░░ 05 ░░░░░░;
░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 415 ░░░░░░ 70 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░