Дело № 2-2498/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года                                                                                       г. Новый Уренгой

    Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.

    при секретаре Покотыло Л.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах Тютюнниковой Светланы Михайловны к Администрации г. Новый Уренгой о возложении обязанности,

установил:

прокурор г. Новый Уренгой, действуя в интересах в интересах Тютюнниковой С.М. обратился с иском в Новоуренгойский городской суд к администрации г. Новый Уренгой о возложении обязанности в течении 1 года после вступления решения суда в законную силу по обустройству автобусных павильонов расположенных на территории г. Новый Уренгой с учетом установленных требований по обеспечению гражданам с ограниченными возможностями условий для беспрепятственного пользования общественным транспортом, а именно:

- устранить занижение посадочной площадки над остановочной у остановочных пунктов «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «Финский комплекс», «мкр. Дорожников», «Ямальская», «ул. Новая», «мкр. Тундровый», «Рябиновая», «СМП», «Лимбяяха».

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Новый Уренгой проведена по обращению Тютюнниковой С.М. проверка исполнения Администрацией г. Новый Уренгой законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что остановочные пункты «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «Финский комплекс», «мкр. Дорожников», «Ямальская», «ул. Новая», «мкр. Тундровый», «Рябиновая», «СМП», «Лимбяяха» имеют занижение посадочной площадки над остановочной. Прокуратурой города вынесено представление главе администрации г. Новый Уренгой, однако согласно ответу администрации принятие мер по устранению выявленных нарушений планируется в 2023-2025гг. при наличии финансирования.

    08.09.2022 от администрации г. Новый Уренгой поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого просят отказать в удовлетворении иска истцу, ссылаясь на то, что в ответ на представление прокурора администрацией указано, что устранение занижений посадочной площадки над остановочной, а также устройство недостающих посадочных площадок на части автобусных остановок требует комплексного решения, которое включает в себя восстановление профиля прилегающих участков автодорог. Данное условие учитывается разрабатываемой в настоящее время проектной документацией на реконструкцию ул. Таежная (остановки «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «Финский комплекс»), ул. Новая (остановки «ул. Новая», «мкр. Тундровый»), а также документацией на капитальный ремонт ул. Ямальской (остановка «ул. Ямальская»), ул. Сибирской (остановка «мкр. Дорожников»), ул. Героев пожарных (остановка «Лимбяяха»). Проведение строительно-монтажных работ запланировано на 2023-2025гг., замечания по обустройству автобусных остановок «Рябиновая», «СМП» планируется устранить в 2023г. Ссылаются на то, что администрацией города планируется выполнение работ по устранению занижения посадочной площадки в период с 2023 по 2025гг. и зависит исключительно от специфики участков, на которые планируется проведение соответствующих работ

    В судебном заседании старший помощник прокурора города Новый Уренгой Черных Т.А. на исковых требованиях настаивала.

    Тютюнникова С.М. в судебное заседание не явилась. Извещена.

    Представитель ответчика Поспелова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного Федерального закона, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Обозначенные в Конвенции ООН выводы о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, соответствуют принципам полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта, а также объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 14.06.2022 городской прокуратурой проведена проверка улично-дорожной сети в границах муниципального образования г. Новый Уренгой городское поселение в части обустройства посадочных площадок на остановочных пунктах маршрутов следования регулярных перевозок пассажира и багажа.

Данной проверкой выявлены нарушения требований действующего законодательства, о чем составлен акт.

Обращаясь с иском в суд, Прокурор ссылается на то, что остановочные пункты «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «Финский комплекс», «мкр. Дорожников», «Ямальская», «ул. Новая», «мкр. Тундровый», «Рябиновая», «СМП», «Лимбяяха» имеют занижение посадочной площадки над остановочной, отсутствуют площадки ожидания.

Согласно акту, также установлено, что остановочные пункты «ООО «ГДЯ», «Озеро Молодежное», «ул. Таежная», «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «СМП-700», «Финский комплекс», «Площадь памяти», «Православный храм», «Студенческий городок», «мкр. Юбилейный», «мкр. Дружба», «ул. Подшибякина», «ООО «ГДУ», «Многопрофильный колледж», «Призывной пункт», «ул. Железнодорожная», «квартал Крымский», «мкр. Дорожников», «мкр. Оптимистов», «Богоявленский собор», «мкр. Энтузиастов», «пр. Ленинградский», «ГДК Октябрь», «Детский сад Гнездышко», «МК-105», «Арктическая», «Рынок Южный», «Ямальская», «ул. Новая», «мкр. Тундровый», «Администрация Коротчаево», «пр. Мира», «ул. Пушкинская», «СШ «Арктика», «Поликлиника р-на Лимбяяха», «Лимбяяха», «Рябиновая», «СМП» не оборудованы специализированными средствами информирования и ориентирования инвалидов (тактильные указатели для слепых и слабовидящих людей; информационная табличка или электронное табло).

Возражая на иск, Администрация ссылается на то, что администрацией города Новый Уренгой планируется выполнение работ по устранению нарушений в период с 2023 по 2025г., и это зависит исключительно от спецификации участков, на которых планируется проведение соответствующих работ. Ссылаются на то, что прокурор в исковом заявлении ссылается на требования ГОСТ Р 52131-2019 «Национальный стандарт РФ. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования», который, как указывает истец «распространяется на специализированные и визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, которые обеспечиваются в том числе при посадке и автомобильный и городской пассажирский электрический транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи), информирование инвалидов на креслах колясках о его доступности, а также доступности для них конкретных ходов», при этом из иска не следует как истец связывает данное положение с просительной частью иска. Также в случае удовлетворения иска, ответчик просит установить срок исполнения решения суда до 31.12.2025г.

Разрешая исковые требования Прокурора, суд находит, что на ответчика должна быть возложена обязанность по приведению остановочных пунктов в состояние, при котором данный социальный объект станет доступным для пассажиров из числа инвалидов, а также маломобильных групп населения, в связи со следующим.

Согласно статье 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Выявленные Прокурором нарушения препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2007 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который закрепляет критерии размещения остановочных пунктов с учетом пропускной способности дорог, их вида, места расположения, уровня загрузки, как на самих дорогах, так и в заездных «карманах».

Правила, предусмотренные санитарными нормами и ГОСТами, применяются в совокупности с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов», «О техническом регулировании», и предполагают «разумное приспособление» объекта для нужд маломобильных граждан.

При этом добровольность применения стандартов не исключает обязанности пользователя транспортной инфраструктуры обеспечить исполнение требований федерального законодательства о доступности названной категории граждан к инфраструктуре.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Поскольку общественным пассажирским транспортом пользуются, в том числе, пассажиры-инвалиды, то суд считает, что транспортные средства, используемые перевозчиками при осуществлении регулярных перевозок, должны отвечать требованиям ГОСТ.

При этом административным ответчиком не опровергнуты выводы Прокурора о применении к остановочным пунктам именно положений ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Стороной ответчика также не отрицался факт нахождения остановочных пунктов в состоянии, указанном прокурором, остановочные пункты «Школа № 7», «мкр. Заозерный», «Финский комплекс», «мкр. Дорожников», «Ямальская», «ул. Новая», «мкр. Тундровый», «Рябиновая», «СМП», «Лимбяяха» имеют занижение посадочной площадки над остановочной.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанные остановочные пункты в настоящее время находится в таком состоянии, что не обеспечивают реализацию прав лиц с ограниченными физическими возможностями, а также иных маломобильных групп населения, то на Администрацию должна быть возложена обязанность обеспечить движение городского общественного пассажирского транспорта с использованием остановочных пунктов, соответствующих требованиям ГОСТ.

При этом суд отмечает, что модернизация остановочного пункта неизбежно повлечет за собой замену городского общественного пассажирского транспорта, что в совокупности создаст условия для беспрепятственного и свободного пользования лицами с ограниченными физическими возможностями, а также иными маломобильными группами населения общественным транспортом.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты общественного пассажирского транспорта в пределах населенного пункта должны состоять из остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана, боковой разделительной полосы, тротуаров и пешеходных дорожек, пешеходного перехода, автопавильона, скамьи, урны для мусора, технических средств организации дорожного движения, освещения. Согласно требованиям ГОСТ возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м.

Поскольку указанные истцом остановочные пункты не оборудованы всеми необходимыми элементами, хотя являются остановками общественного пассажирского транспорта, находятся на территории г. Новый Уренгой, организация и обеспечение их содержания в нормативном состоянии является обязанностью Администрации, то обязанность привести их в соответствие должна быть возложена на Администрацию.

Предлагаемые прокурором меры представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов в целях адаптации.

Администрация г. Новый Уренгой ссылается на то, что проведение строительно-монтажных работ запланировано на 2023-2025г., и что удовлетворение исковых требований также повлечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, ограничение конституционных гарантий самостоятельности ответчика, однако ответчиком не представлено суду доказательств невозможности исполнения требований прокурора, тогда как выполнение заявленных прокурором требований не связано с немедленной реконструкцией, напротив, исполнение позволит разумно, без излишних финансовых или временных затрат, обеспечить минимальный стандарт доступности, безопасность инвалидов и возможность самостоятельно пользоваться услугами общественного транспорта.

В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые заявления прокурора города Новый Уренгой в интересах Тютюнниковой Светланы Михайловны подлежат удовлетворению в полном объеме

Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ № 7», «░░░. ░░░░░░░░░», «░░░░░░░ ░░░░░░░░», «░░░. ░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░», «░░. ░░░░░», «░░░. ░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░», «░░░», «░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                                                                      ░.░. ░░░░░

2-2498/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тютюнникова Светлана Михайловна
Прокуратура г.Нового Уренгоя
Ответчики
Администрация г.Новый Уренгой
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Ломов Сергей Александрович
Дело на сайте суда
novourengoysky.ynao.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее