Дело № 2-1968/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Макоед Ю.И.,
при секретаре – Стешенко О.А.,
с участием представителя истца – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, треть лица, Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес> об установлении границ земельного участка, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о части границы земельного участка,
установил:
ФИО2 обратился с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, третьи лица Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес> об уточнении границы земельного участка с кадастровым номером №, внеся в ЕГРН следующие сведения о характерных точках границ земельного участка:
Н5- координаты: X - 4 944 143,10, Y – 4 389 700,88
Н6- координаты: X - 4 944 286,91, Y – 4 389 670,17
и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка, с кадастровым номер № в части включения в состав данного участка границ и площади земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 17932 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, уч.№ (контур 30) в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С.Перовской», принадлежащего ФИО2 в следующих границах:
Н5- координаты: X - 4 944 143,10, Y – 4 389 700,88
Н6- координаты: X - 4 944 286,91, Y – 4 389 670,17
В последующем истец уточнил исковые требования и исключил из состава ответчиков Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> и Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес>, введя их в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Требования мотивированы тем, что в собственности истца находится земельный участок с кадастровым номером № (ранее присвоенный государственный учетный номер Украины №, площадью 17932 кв.м., вид разрешенного использования: Виноградство, животноводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, уч.№ (контур 30) в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С.Перовской».
Данный земельный участок ранее принадлежал ФИО1 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ за №-р, был учтен в реестре и присвоен кадастровый номер Украины №, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ и межевым планом земельного участка.
При проведении кадастровых раб и в соответствии с подготовленным межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, выяснилось, что точки участка с кадастровым номером №:
Н5- координаты: X - 4 944 143,10, Y – 4 389 700,88,
Н6- координаты: X - 4 944 286,91, Y – 4 389 670,17,
накладываются на лесной участок на территории Севастопольского лесничества с кадастровым номером №, учтенный и поставленный на кадастровый учет в 2016 году.
В Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> (Севприроднадзор) ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено заявление с межевым планом и актом согласования границ на земельный участок с кадастровым номером №.
Ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, что основания для изменения площади лесного участка с кадастровым номером № отсутствует.
Ответчик - Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> и третьи лица - Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес>, Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, письменных возражений не направили.
В силу ч. 1 ст. 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, должны действовать разумно и добросовестно, реализуя представленные законом права, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. ст. 301, 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером № частично пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером №, которое возникло в результате реестровой ошибки.
В соответствии с ч. 1 - 1.1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
При этом, исходя из позиции, указанной в Письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ВА/<адрес>, несоответствие указанным требованиям может выражаться в виде отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 22 ФЗ №, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, подтверждающее право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины и <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.
В силу положений ч.3 ст. 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению, в том числе, на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В соответствии со ст. 60.2 ФЗ № предусмотрено, что если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 9 настоящей статьи, решение о необходимости устранения реестровой ошибки не направляется заинтересованным лицам и их согласие на ее устранение не требуется.
Одновременно с внесением в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка или снятием с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с частями 3, 4, 5, 9 и 11 настоящей статьи орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменение описания местоположения границ (частей границ) соответствующих лесничеств и уведомляет о внесенных изменениях орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение правил землепользования и застройки, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 4 этой же статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Аналогичное правило содержится и в статье 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию со смежными землепользователями, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Поскольку ответчик сформировал земельный участок с кадастровым номером № в нарушение требований действующего законодательства, требования истца об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка, в части включения в состав земельного участка, принадлежащего ответчику, границ земельного участка, принадлежащего истцу подлежат удовлетворению.
Суд считает, что требования истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, который не оспаривается ответчиком и третьими лицами по делу, подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу положений ст. ст. 1,7 Федерального Закона от 24.07. 2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости подлежат сведения о местоположении его границ.
В соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 7 ст. 38 ФЗ от 24.07. 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.9 ст. 38 указанного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона от 13.07. 2015 года №218-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о земельных участках, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке. Местоположение границ земельных участков устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В случае если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч.5 ст. 40№-ФЗ).
Руководствуясь ст. ст. 194-209 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Уточнить границы земельного участка с кадастровым номером №.
Внеся в ЕГРН следующие сведения о характерных точках границ земельного участка: Н5- координаты: X - 4 944 143,10, Y – 4 389 700,88
Н6- координаты: X - 4 944 286,91, Y – 4 389 670,17
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка, с кадастровым номер № в части включения в состав данного участка границ и площади земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 17932 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, уч.№ (контур 30) в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С.Перовской», принадлежащего ФИО2 в следующих границах:
Н5- координаты: X - 4 944 143,10, Y – 4 389 700,88
Н6- координаты: X - 4 944 286,91, Y – 4 389 670,17
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья <адрес>
Суда <адрес> Макоед Ю.И.