Дело № 2-605/2024
УИД: 91RS0024-01-2023-001727-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 19 сентября 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., с участием представителей истца Черной О.В., Орловой Т.В., ответчика Кубрака В.В. и его представителя Мельникова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумской Любови Александровны к Кубраку Валерию Васильевичу о выделе доли земельного участка в натуре,
установил:
Шумская Л.А. обратилась в суд с требованиями к Кубраку В.В. о выделе доли земельного участка в натуре. Требования мотивированы тем, что являются с ответчиком собственниками 372/1000 и соответственно 628/1000 долей земельного участка с кадастровым номером №<номер> расположенного по адресу: <адрес>. К соглашению о выделе в натуре принадлежащей ей доли не пришли.
Истец Шумская Л.А. в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своих представителей Черной О.В., Орловой Т.В., которые поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Кубрак В.В. и его представитель Мельников А.П. в судебное заседание явились, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 56).
Заслушав доводы представителей истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы предоставления земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.6 ЗК РФ).
Согласно пунктам 7, 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Пунктом 1 статьи 11.9 Кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 названного Кодекса) и регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 названного Кодекса).
Следует отметить, что исходя из положений статьи 3 ГрК РФ законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации или муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере градостроительной деятельности, не могут противоречить поименованному Кодексу.
Регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. При этом нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно осуществляться в соответствии с этим Кодексом и основанными на его положениях актами территориального планирования и градостроительного зонирования. Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 поименованного Кодекса, - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки, в которых определяются территориальные зоны, устанавливающие допускаемые нормативы строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, и градостроительные регламенты для этих зон - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, что следует из пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Градостроительные регламенты в силу прямого указания закона обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительный регламент, согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ, - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
При этом статья 42, пункт 4 статьи 85 ЗК РФ устанавливают требования о безусловном исполнении градостроительных регламентов.
Решением 85-1 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва №<номер> от <дата> были утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №<номер> видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес> площадью 819 кв.м. находится в собственности Кубрака Валерия Васильевича – 628/1000 доли и Шумской Любови Александровны – 372/1000 доли.
Согласно карте градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым номером №<номер> расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне застройки ТЗ-01 – Зона индивидуальной жилой застройки <данные изъяты>
Статьей 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым установлено, что в территориальной зоне <данные изъяты>, согласно ст. 63 Правил, допускается разрешенное использование земельного участка с кодом 3.1.(п.1) «для индивидуального жилищного строительства», при котором минимальный размер земельного участка составляет 300 кв.м.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО «Легист» №<номер>-С от <дата> от <дата> раздел (выдел) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> между сособственниками возможен путем передачи части земельного участка площадью 263,00 кв.м. в собственность Шумской Л.А.; части земельного участка площадью 556,00 кв.м. в общую долевую собственность Кубрака В.В. и Шумской Л.А. Размер долей в праве собственности на земельный участок площадью 556,00 кв.м составит у Кубрака В.В. – 92/100 доли (514,00/556,00); Шумской Л.А. – 8/100 доли (305,00-263,00)/556,00) по предложенным координатам.
Суд относится критически к выводам эксперта о возможности разделить (выделить), в соответствии с действующими нормами и правилами, земельный участок с кадастровым номером №<номер> поскольку данный вывод опровергается исследовательской частью самой экспертизы, из которой видно, что согласно градостроительным регламентам, установленным в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, минимальный размер земельного участка в территориальной зоне, в которой находится спорный земельный участок, составляет 300 кв.м., вместе с тем площадь одного из земельных участков, образованных после раздела (выдела) составит менее 300 кв.м., что не соответствует действующим нормам и правилам, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шумской Любови Александровны к Кубраку Валерию Васильевичу о выделе доли земельного участка в натуре отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья
Решение суда принято в окончательной форме <дата>