Дело № 2а-460/2020
УИД 75RS0022-01-2020-000686-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года г. Хилок,Забайкальский край
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Алтынниковой Е.М.
при секретаре Михайловой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоСнаб» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в суд, мотивируя тем, что прокуратурой района осуществлен надзор за соблюдением прав граждан в период отопительного сезона 2020-2021 годов, в результате которого установлено, что запас топлива на котельных ООО «ТеплоВодоСнаб» не отвечает установленным законодательством нормативам, что создает угрозу массового нарушения прав граждан, срыва отопительного сезона 2020-20201 годов. ДД.ММ.ГГГГ между городских поселением «Хилокское», губернатором края, ООО «ТеплоВодоСнаб» заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящегося на территории муниципального образования городского поселения «Хилокское», по которому ООО «ТеплоВодоСнаб» переданы объекты теплоснабженияпоселения: 2 котельные, расположенные в <адрес> и <адрес>. Организация обязалась осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, горячего водоснабжения населению, социально-значимым объектам, а также за свой счет реконструировать переданные объекты теплоснабжения за свой счет. Кроме того, организация несет ответственность за допущенное нарушение требований технических регламентов, иных обязательных требований.
Из объяснения директора ООО «ТеплоВодоСнаб» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ТеплоВодоСнаб» является ресурсоснабжающей организацией в <адрес>, оказывает услуги теплоснабжения в ГУЗ «Хилокская ЦРБ», детский сад № по <адрес> в <адрес>,, многоквартирные дома по адресу: <адрес>, 6а, а также оказывает услуги подачи горячей воды в ГУЗ «Хилокская ЦРБ». С начала отопительного периода 2020-2021 года у ООО «ТеплоВодоСнаб» имеются проблемы вприобретением топлива для котельных по причине отсутствия денежных средств. Поставку угля осуществляет ООО «Маяк» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, по договору предусмотрена 100% предоплата. В настоящее время в связи с финансовыми затруднениями уголь приобретается «вдолг» у ООО «ГРЭЦ» с последующим возмещением. Расход угля в сутки составляет 2,915 тонн в сутки, на ДД.ММ.ГГГГ запас угля составляет 14 тонн, то есть запас имеется на 5 суток, ДД.ММ.ГГГГ запас угля был на 1 сутки. Поставка угля осуществляется автомобильным транспортом.
Ссылаясь на ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ; 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п.2,3, 20 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, указал, что поставка топлива на котельные <адрес>, эксплуатируемые ООО «ТеплоВодоСнаб» осуществляется автомобильным транспортом, в ходе проверки установлено, что неснижаемый нормативный запас топлива на 7 суток ООО «ТеплоВодоСнаб» не обеспечен., что существенно нарушает права и законные интересы на теплоснабжение неопределенного круга лиц – персонала и пациентов ГУЗ «Хилокского ЦРБ», воспитанников детского сада № <адрес>. 30, жителей многоквартирного домов по адресу: <адрес>, 6а. Просит суд, обязать ООО «ТеплоВодоСнаб» обеспечить 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива на котельных по адресу: <адрес> в течение всего отопительного сезона 2020-2021 годов. В случае удовлетворения исковых требований решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора района Тищенко О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ТеплоВодоСнаб» директор Шульц Е.Н., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласна, пояснила, что на день рассмотрения дела 7-суточный запас топлива на котельных обеспечен. Заключен Договор с ООО «Маяк» на поставку угля, которая осуществляется путем самовывоза при условии 100% предоплаты. У Общества имеются материальные затруднения, связанные с дебеторской задолженностью, которая в ближайшее время будет погашена и будет произведена предоплата за уголь.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Администрация городского поселения «Хилокское», Администрация муниципального района «Хилокский район» будучи извещенным о дате рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Данное обстоятельство не может помешать рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов отнесено кобщим принципами организации отношений в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п.1,4,5,6,7ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п. 3 Порядка, ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе,вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» сминимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодногомесяца года.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 20 вышеуказанного Порядка, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1.Так, для твердого топлива, доставленного автомобильным транспортом, установлен 7 суточный запас.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоСнаб» является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Хилокский район". Дополнительным видом его деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение объектов, расположенных на территории муниципального образования, возложена на ответчика.
На основании Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся на территории муниципального образования городского поселения «Хилокское» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием городское поселение "Хилокское" муниципального района "<адрес>" и обществом с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоСнаб" (далее ООО «ТеплоВодоСнаб») и субъектом РФ - <адрес> в лице <адрес>, ООО «ТеплоВодоСнаб» взяло на себя обязательства за свой счет реконструировать имущество, состав которого определен в разделе 2 Соглашения и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, с использованием объекта Соглашения. В силу п. 2.1 Соглашения, объектом Соглашения являются объекты теплоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования городское поселение «Хилокское» муниципального района «<адрес>». Данное Соглашение действует до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приложению 1 к Концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТеплоВодоСнаб» переданы объекты: котельная с оборудованием МБДОУ детский сад № по адресу: <адрес>; котельная ЦРБ по адресу: <адрес> с оборудованием. (л.д.5-54; 6-66)
В соответствии с распоряжением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № отопительный период на территории <адрес> начат с ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснения директора ООО «ТеплоВодоСнаб» ФИО2, данное ею прокурору района ДД.ММ.ГГГГ, следует что с начала отопительного периода 2020-2021 г. у Общества имеются проблемы с приобретением топлива для котельных в связи с отсутствием денежных средств. Общество обратилось в Арбитражный суд за взысканием задолженности с должника ГУЗ «Хилолкская ЦРБ» в размере 1700 тыс. руб. Ранее было удовлетворено заявление о взыскании с ЦРБ долга в сумме 390 тыс.руб., данная была направлена на выплату работникам заработной платы. Не возмещены выпадающие доходы за 2,3 кварталы 2020 года в размере 2874040,61 руб. Поставка угля осуществляется ООО «Маяк» по Договору от ДД.ММ.ГГГГ по 10% предоплате. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уголь берётся в долг у ООО «ГРЭЦ» Обществом эксплуатируется 2 котельные, расход угля в сутки составляет 2,915 тонн, запас угля составляет 14 тонн, то есть запас угля имеется на 5 суток. Уголь поставляется автомобильным транспортом. (л.д.55-56).
Согласно сведениям о наличии топлива на территории муниципального района «Хилокский район» на 13.10.2020 года у ООО «ТеплоВодоСнаб» имеется остаток угля 3,085 тонн, то есть запас угля на 1 сутки. По состоянию на 14.10.2020 года остаток угля на исход дня составил 14,6 тонн, то есть запас угля составил 5-ти суточный запас. (л.д. 57, 57обортная сторона).
13 октября 2020 года между ООО «ТеплоВодоСнаб» и ООО «Маяк» заключен Договор № 4 на поставку угля на условиях самовывоза. Согласно условиям Договора, Поставщик передает Покупателю бурый уголь в количестве 1065, 00 тонн. Поставка угля осуществляется путем самовывоза по заранее оформленной письменной заявке в течение срока действия Договора. Передача угля осуществляется после его оплаты. Договор заключен до 31.05.2021 года. (л.д.58-59).
Согласно ответу директора ООО «ТеплоВодоСнаб» Е.Н.Шульц, потребность угля на декабрь месяц 2020 года по предприятию ООО «ТеплоВодоСнаб» составляет 178,78 тонн: ЦРБ – 161,8 тонн ( 5,23 тонн в сутки; 36,55 на 7 суток); детский сад № 4 – 16,98 тонн ( 0,54 тонн в сутки; 3,83 тонн на 7 суток). 7-ми суточный запас угля составляет 40,38 тонн, суточный запас угля составляет 5,77 тонн.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.
Нестабильность финансового состояния организации может привести к дестабилизации производственной деятельности организации и повлиять на качество и надежность оказываемых потребителям услуг.
В судебном заседании установлено, что с учетом условий договора на поставку топлива о 100% предоплате и не стабильности финансового положения предприятия, что напрямую влияет на своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, а также на оказания коммунальной услуги в виде теплоснабжения в холодные месяцы года, ответчиком не выполняются требования закона о обеспечении неснижаемого 7-ти суточного нормативного запаса топлива на обслуживаемых ответчиком котельных в отопительный период.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
Что касается заявления прокурора об обращении решения к немедленному исполнению, то в силу ст. 210 ГПК РФ по общим правилам решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, если суд не устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, не обращает решение суда к немедленному исполнению, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу согласно ст.210 ГПК РФ.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что заявленные прокурором исковые требования не отнесены к категории дел предусмотренных ст.211 ГПК РФ решения по которым подлежит немедленному исполнению, а также учитывая, что отопительный сезон осуществляется в обычном режиме, при отсутствии доказательств о наличии особых обстоятельств, которые могут привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для обращении решения к немедленному исполнению и отступлений от норм предусмотренных ст.210 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоСнаб» обеспечить в течение всего отопительного периода 2020-2021 годов 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива на котельных по адресу: Забайкальский край г. Хилок, ул. Калинина, 35, ул. Кирова, 30.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись. Верно.
Судья Е.М.Алтынникова
В окончательной форме решение принято 11 января 2021 года.