Решение по делу № 5-24/2016 от 15.06.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 июля 2016 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Ермаковой Ю.А.,

с участием защитника Муниципального унитарного предприятия «Черноярское коммунальное хозяйство» Сафоновой Т.Н.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

Муниципального унитарного предприятия «Черноярское коммунальное хозяйство», <адрес> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

В ходе обследования территории свалки твердых бытовых отходов, проведенного Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 ч. 50 мин. по 13 ч. 20 мин в ходе плановой проверки исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов в деятельности Муниципального унитарного предприятия «Черноярское коммунальное хозяйство» (далее МУП «Черноярское коммунальное хозяйство») установлено, что данным юридическим лицом в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ) на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ серии 030 , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялась деятельность по обращению с отходами (прием и размещение отходов) IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером , с адресными ориентирами: <адрес>, общей площадью 6,1 га, предоставленном для этих целей на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , с нарушением экологических требований, предъявляемых к данному виду деятельности, а именно: данный объект размещения ТБО не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО); не организован учет принимаемых от сторонних организаций и частных лиц и размещаемых твердых бытовых отходов IV класса опасности. Вместе с тем, в период с момента получения лицензии (с ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» не был организован и не осуществлялся мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на данной территории размещения отходов и в переделах его воздействия на окружающую среду.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Астраханским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАПА РФ.

ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении передано для рассмотрения в Черноярский районный суд Астраханской области.

Представители Управления Росприроднадзора по Астраханской области и Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Законный представитель МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкин А.А. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Защитник юридического лица Сафонова Т.Н. не отрицала факт наличия в МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» нарушений, выявленных при проведении проверки, указав, что юридическим лицом принимаются меры по их устранению. Вместе с тем, указала на наличие процессуальных нарушений, допущенных при привлечении МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» к административной ответственности, так как директор предприятия о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административно правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, не извещался, постановление было вынесено в его отсутствие, подписи, сделанные от его имени в данном постановлении, ему не принадлежат, объяснение от ДД.ММ.ГГГГ у него в данный день не отбиралось. Кроме того, по доводам защитника, юридическое лицо уже привлечено к административной ответственности за указанные нарушения по ст.14.1 КоАП РФ, в связи с чем, недопустимо повторное привлечение его к административной ответственности.

Суд, заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 7 ст. 12 данного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», с момента вступления его в законную силу (с 01.08.2014) запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не вошедших в ГРОРО.

В соответствии с пунктами 16-19 данного Приказа государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный № 17520), на основании поступившей в установленном порядке от юридического лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, информации о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.

Согласно п.п. 4.5 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 №399, государственную функцию по ведению государственного кадастра отходов осуществляет управление Росприроднадзора по Астраханской области.

По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (л.д. 55-61, 65-70) санкционированная свалка ТБО с адресными ориентирами: <адрес>, в государственный реестр объектов размещения отходов не включена.

Таким образом, МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» фактически в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до момента проверки осуществляло незаконное размещение ТБО, принимаемых на основании договоров с организациями Черноярского района Астраханской области, на объекте, не включенном в ГРОРО.

В процессе вышеуказанной лицензионной деятельности от размещения на платной основе отходов МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» в 1 квартале 2016 года по договорам об оказании возмездной услуги по размещению отходов получило доход в сумме 167412,70 руб., что подтверждается объяснениями директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-13), копиями договоров об оказании возмездной услуги по размещению отходов (л.д. 45-52), справками МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» о размещении ТБО (л.д. 30, 44).

В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу положений ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды посредством разработки и выполнения программы производственного экологического контроля.

Согласно требованиям п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, законодательно закреплена обязанность по осуществлению мониторинга воздействия экономической деятельности на экологическое состояние вышеперечисленных компонентов окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» с момента получения лицензии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, до момента проверки не был организован и не осуществлялся мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории ТБО с адресными ориентирами: <адрес>, и в пределах его воздействия на окружающую среду: не организованы наблюдения за воздействием свалки на почву и атмосферный воздух, не обустроены наблюдательные подземные скважины, необходимые для осуществления контроля за влиянием объекта размещения отходов на грунтовые воды.

Указанное подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении: объяснениями директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-13); актом визуального осмотра территории свалки ТБО от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителя МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» (л.д. 31-33).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Минприроды от 01.09.2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, согласно требованиям которого учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период на основании фактических измерений количества таких отходов. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде по прилагаемым к приказу образцам, включающим наименование видов, классов и количества по массе отходов в тоннах. При этом, на юридических лиц возложена обязанность по обеспечению полноты, непрерывности и достоверности учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, данные которого хранятся в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.

В нарушение данных экологических требований на объекте размещения отходов — санкционированной свалке ТБО с адресными ориентирами: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента проверки не был организован и не осуществлялся в установленном законодательством порядке учет принимаемых и размещаемых твердых бытовых отходов IV класса опасности, соответствующие учетные документы отсутствуют, что подтверждается объяснениями директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-13), актом визуального осмотра территории свалки ТБО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33).

Доказательствами нарушения МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» экологических требований при обращении с отходами производства и потребления являются также: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-8), копия уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), копия Устава МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» (л.д. 14-20), свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д. 21), копия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-28), акт приема-передачи данного земельного участка (л.д. 29), копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности серии 030 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), утвержденный перечень отходов, с которыми МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» разрешается осуществлять деятельность, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности (л.д. 35-37), сообщение Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о несоблюдении на свалке ТБО санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 38-41).

Все вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями КоАП РФ и полностью согласуются друг с другом.

Доводы защитника МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» о получении указанных доказательств с нарушением требований КоАП РФ суд признает несостоятельными, так как они противоречат материалам дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит сведения о его составлении в присутствии законного представителя юридического лица, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует подпись последнего. Объяснение руководителя предприятия Вдовкина А.А., полученное ДД.ММ.ГГГГ, также содержит запись от имени последнего о достоверности изложенных в нем сведений, а также его подпись. В материалах дела имеется уведомление о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, врученное Вдовкину А.А. ДД.ММ.ГГГГ. Допустимых доказательств, ставящих под сомнение достоверность сведений, изложенных в представленных суду материалах дела, в том числе принадлежность имеющихся в них подписей законному представителю юридического лица, не имеется, каких-либо замечаний по их содержанию директором МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкиным А.А. при подписании данных документов сделано не было. С учетом этого, представленное защитником юридического лица командировочное удостоверение, содержащее отметки о нахождении директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» Вдовкина А.А. в командировке в <адрес> с 14 по ДД.ММ.ГГГГ также не опровергает вышеуказанные выводы суда и не свидетельствует о невозможности получения объяснений у руководителя предприятия ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По результатам рассмотрения дела обстоятельства, препятствующие выполнению МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» экологических требований в области обращения с отходами при эксплуатации объекта размещения отходов, не установлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – Несоблюдение экологических требований при ином обращении (размещении) с отходами производства и потребления.

Доводы защитника о том, что МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» дважды привлекается к административной ответственности за одно и то же деяние по ст.14.1 КоАП РФ и ст. 8.2 КоАП РФ, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Статьи 14.1 КоАП РФ и 8.2 КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушения административного законодательства в различных сферах правоприменения, и, следовательно, имеют разные объекты охраны государственных и общественных интересов. Таким образом, выявленные административные нарушения являются самостоятельными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена разными главами КоАП РФ.

При определении вида и размера наказания суд в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

К смягчающим ответственность обстоятельствам суд относит признание вины в совершении правонарушения, привлечение юридического лица к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

Учитывая изложенное, а также отсутствие сведений о том, что несоблюдение МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» экологических требований при обращении с отходами производства и потребления наносит непоправимый ущерб окружающей среде, суд приходит к выводу, что обеспечение достижения цели административного наказания возможно при назначении наказания, на связанного с приостановлением деятельности юридического лица, в виде административного штрафа.

На основании требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая требования вышеуказанных статей КоАП РФ, отсутствие вредных последствий совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его социальное значение, тяжелое имущественное и финансовое положение МУП «Черноярское коммунальное хозяйство», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой предприятие имеет дебиторскую задолженность в размере 14059962 руб. и значительную сумму кредиторской задолженности, суд приходит к выводу о том, что привлечение юридического лица к административной ответственности и назначение наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. является несоразмерным характеру совершенного правонарушения и, исходя из принципа соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания считает возможным снизить размер административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ, установив его в размере 60 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное унитарное предприятие «Черноярское коммунальное хозяйство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Тверской области (Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура) л/с 04361367830, Расчетный счет: 40101810600000010005 в отделении Тверь; БИК: 042809001; ИНН 6905010905; КПП 695001001; КБК дохода – 415 1 16 90010 01 6000 140; ОКТМО 28701000.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.А. Серебренникова

5-24/2016

Категория:
Административные
Другие
МУП "Черноярское коммунальное хозяйство"
Суд
Черноярский районный суд Астраханской области
Судья
Серебренникова О.А.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
chernoyarsky.ast.sudrf.ru
15.06.2016Передача дела судье
15.06.2016Подготовка дела к рассмотрению
23.06.2016Рассмотрение дела по существу
01.07.2016Рассмотрение дела по существу
04.07.2016Рассмотрение дела по существу
06.07.2016Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
12.07.2016Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее