Дело №2-759/2025
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2025 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Филиппове А.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Салтановой В.В., истца Чухланцевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах Чухланцевой Л.М., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г.Перми, действуя в интересах Чухланцевой Л.М., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ОСФР по Пермскому краю) об обеспечении техническими средствами реабилитации – вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) 2 шт., компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру Кировского района г.Перми поступило обращение Чухланцевой Л.М. о необеспечении её ОСФР по Пермскому краю техническими средствами реабилитации - вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. В ходе проверки обращения прокуратурой района установлено, что Чухланцева Л.М. с 29 апреля 2015 года является инвалидом ....... группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой. Индивидуальной программой реабилитации от 29 апреля 2015 года Чухланцевой Л.М. рекомендованы технические средства реабилитации – вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. 12 августа 2024 года Чухланцева Л.М. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. Из уведомления ОСФР по Пермскому краю № от 15 августа 2024 года следует, что Чухланцева Л.М. поставлена на учет для обеспечения (получения) техническим средством реабилитации: вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (2 шт.). Письмом № от 02 декабря 2024 года ОСФР по Пермскому краю сообщило, что до настоящего времени продолжается работа с целью проведения процедуры закупки на выполнение работ по изготовлению вкладышей ушных индивидуального изготовления (для слухового аппарата) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Пермского края. 11 декабря 2024 года Чухланцева Л.М. обратилась в прокуратуру Кировского района г.Перми с заявлением, в обоснование указав, что до настоящего времени средствами реабилитации она не обеспечена. Несвоевременное предоставление (непредоставление) средств реабилитации доставляет Чухланцевой Л.М. неудобства, нравственные и физические страдания, ограничивает ее жизнедеятельность, создает препятствия для социальной адаптации. Старые ушные вкладыши создают шумы и треск, из-за чего Чухланцева Л.М. хуже слышит. Сурдолог при настраивании слухового аппарата рекомендовала заменить вкладыши. Несвоевременное обеспечение Чухланцевой Л.М. техническими средствами реабилитации, необходимыми ей по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда. Действиями ОСФР по Пермскому краю, выражающимися в несвоевременном обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации, Чухланцевой Л.М. причинен моральный вред, а также вред здоровью, который она оценивает в 5 000 руб.
Представитель истца – помощник прокурора Кировского района г.Перми Салтанова В.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, подтвердив изложенные в иске обстоятельства. Дополнительно пояснила, что несмотря на выдачу направления на изготовление технических средств реабилитации, до настоящего времени Чухланцева Л.М. не обеспечена техническими средствами реабилитации.
Истец Чухланцева Л.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.
Ответчик ОСФР по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях на иск представитель ответчика указал, что 15 августа 2024 года на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации Чухланцева Л.М. поставлена на учет в Отделении по обеспечению техническим средством реабилитации - вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. Уведомление о постановке на учет от 15 августа 2024 года направлено Почтой России по месту жительства Чухланцевой Л.М. На день постановки Чухланцевой Л.М. на учет действовали государственные контракты на обеспечение в 2024 году инвалидов вышеуказанными техническими средствами реабилитации. Причиной необеспечения Чухланцевой Л.М. явилось то, что количество закупленных технических средств реабилитации в рамках заключенных государственных контрактов в 2024 году позволило удовлетворить потребности граждан льготной категории, вставших на учет ранее заявителя, с учетом соблюдения равных прав граждан по обеспечению техническими средствами реабилитации и очередности подачи заявлений. После выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета ОСФР по Пермскому краю приступило к размещению в Единой информационной системе в сфере закупок извещений о проведении конкурсных процедур. 30 сентября 2024 года Отделение разместило в ЕИС извещение об осуществлении закупки на выполнение в 2024 году работ по изготовлению вкладышей ушных индивидуального изготовления (для слухового аппарата), однако процедура закупки не состоялась по причине отсутствия заявок от потенциальных поставщиков на участие в процедурах закупок. В связи с несостоявшейся процедурой закупки Отделением был проведен анализ реестра контрагентов ЕИС, проанализирован рынок, после чего Отделение повторно 08 ноября 2024 года разместило извещение о проведении процедуры закупки, однако процедура вновь не состоялась по причине отсутствия заявок от потенциальных поставщиков. 09 января 2025 года Отделением заключен государственный контракт № на поставку указанных изделий. 09 января 2025 года Чухланцевой Л.М. выслано направление на получение технических средств реабилитации – вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. С исковыми требованиями в части взыскания компенсации морального вреда ответчик не согласен, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено взыскание морального вреда в случае не предоставления в натуре технических средств реабилитации. Доказательства нарушения Отделением установленного порядка обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации в материалы дела не представлены.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан обратившихся к нему за защитой нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Требования прокурора Кировского района г.Перми заявлены в связи с обращением Чухланцевой Л.М. к прокурору за защитой её прав на социальное обеспечение и суд считает, что действия прокурора не выходят за пределы его полномочий, установленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает обращение с настоящим иском в суд обоснованным.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов определены положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона №181-ФЗ одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона №181-ФЗ).
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона №181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Заявление о предоставлении (ремонте или замене) технического средства (изделия), подаваемое инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящими Правилами, подаются на бумажном носителе или через личный кабинет единого портала государственных и муниципальных услуг в электронной форме (абзац 11 пункта 4 Правил).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона №181-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
При этом, часть 6 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ утратила силу с 1 января 2025 года.
Кмак следует из материалов дела, Чухланцева Л.М. является инвалидом ....... группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой № от 20 мая 2015 года (л.д. 12).
Индивидуальной программой реабилитации от 29 апреля 2015 года Чухланцевой Л.М. рекомендованы технические средства реабилитации: слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный в количестве 2 шт., вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. - бессрочно (л.д. 13-16).
12 августа 2024 года Чухланцевой Л.М. через ГБУ Пермского края «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подано заявление в ОСФР по Пермскому краю об обеспечении её техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПРА (л.д. 18).
15 августа 2024 года Чухланцева Л.М. постановлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д.19).
Вместе с тем, до настоящего времени Чухланцева Л.М. такими средствами не обеспечена.
Ответчик, возражая против исковых требований, представил в материалы дела направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № от 09 января 2025 года, согласно которому Чухланцева Л.М. направлена в ООО «МЕДПРОФ» для получения, изготовления технических средств реабилитации – вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт., указанное направление действительно до 03 июля 2025 года.
Как следует из материалов дела, представленными доказательствами подтверждается, что ответчиком доказательств реализации ИПРА Чухланцевой Л.М. и обеспечения её техническими средствами реабилитации – вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 шт. не представлено.
Предоставленное в суд с возражениями на иск направление на получение технических средств реабилитации, датированное 09 января 2025 года, адресованное Чухланцевой Л.М., не свидетельствует, что Чухланцева Л.М. обеспечена техническими средствами реабилитации. Кроме того, как следует из пояснений помощника прокурора Салтановой В.В., при обращении Чухланцевой Л.М. в ООО «МЕДПРОФ», она техническими средствами реабилитации обеспечена не была, записана на 12 февраля 2025 года для снятия размеров для изготовления.
На момент обращения Чухланцевой Л.М. с заявлением об обеспечении её техническими средствами реабилитации ответчик обязан был выдать ей при постановке на учет соответствующее уведомление, при наличии действующего контракта выдать направление в организацию для получения технических средств реабилитации.
На наличие такого действующего контракта прямо указано ответчиком в письменных возражениях на иск, однако, направление в организацию для получения технических средств реабилитации Чухланцевой Л.М. выдано не было.
Более того, в случае отсутствия действующего государственного контракта на момент подачи заявления инвалидом, ОСФР по Пермскому краю также не выполнены все необходимые действия в установленный срок. Извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления.
Тогда как извещение о проведении закупки технического средства было размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок, согласно пояснениям ответчика, лишь 30 сентября 2024 года.
Таким образом, имеются виновные бездействия ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в установленный срок, а соответственно исковые требования прокурора о возложении обязанности на ОСФР по Пермскому краю обеспечить инвалида Чухланцеву Л.М. техническими средствами реабилитации согласно разработанной Бюро медико-социальной экспертизы Индивидуальной программой реабилитации инвалида подлежат удовлетворению.
Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в письменном отзыве, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям федерального законодательства в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, указанный срок с учетом объема мероприятий по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, является разумным и достаточным, поскольку иск направлен на защиту прав и интересов инвалида, и установление более длительного срока может отодвинуть реальную защиту прав истца, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, указанными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно, эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Вопреки возражениям ответчика о том, что право на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является имущественным правом, в данном случае имеет место быть нарушение прав истца в виде фактического лишения его, как инвалида, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты, выразившиеся в непредоставлении инвалиду технических средств реабилитации.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий инвалидов, предусмотрено их обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Указанные меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Несвоевременное обеспечение Чухланцевой Л.М. указанными техническими средствами реабилитации необходимыми ей по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных и личных особенностей затрагивает её здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Установив, что Чухланцева Л.М. была лишена права на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, принимая во внимание, что указанные нарушения прав истца в сфере социальной защиты лишили ее возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, на улучшение качества жизни, что в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации является основанием для компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о взыскании с ОСФР по Пермскому краю в пользу Чухланцевой Л.М. суммы компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., полагая, что такая сумма соразмерна причиненным истцу действиями ответчика нравственным страданиям, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах Чухланцевой Л.М., удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Чухланцеву Л.М. техническими средствами реабилитации - вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 2 штук.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) в пользу Чухланцевой Л.М.) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.А. Каменщикова
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2025 года.