Решение по делу № 8Г-16204/2021 [88-19106/2021] от 11.06.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88- 19106/2021

№ дела суда первой инстанции 2- 1427/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 2 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Каминской Е.Е.,

судей Борс Х.З., Думушкиной В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, к МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района "Жилищно-коммунальная служба" о признании незаконным решения жилищной комиссии, по кассационной жалобе МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района "Жилищно-коммунальная служба" на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е., выслушав представителя ФИО6, ФИО7 по доверенности ФИО8, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО7, ФИО6, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО6, обратились с иском к муниципальному казенному учреждению Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» (далее – МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба», жилищная служба) и администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее – администрация) о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, оформленного уведомлением от 9.09.2020 г. № 153, на основании протокола заседания комиссии от 9.09.2020 г. в части отказа в признании семьи Тозилян в составе 6 человек нуждающейся в жилом помещении, а также просили возложить обязанность на МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» включить семью Тозилян в число участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы в установленном законом порядке.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года исковые требования Тозилян удовлетворены.

Решение жилищной комиссии администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, оформленное уведомлением от 9.09.2020 г. № 153 на основании протокола заседания комиссии от 9.09.2020 г., в части отказа в признании семьи Тозилян в составе 6 человек нуждающейся в жилом помещении признано незаконным.

На МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» возложена обязанность включить семью Тозилян в составе ФИО7, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО6 в число участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в установленном законом порядке

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» по доверенности ФИО11 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО6, ФИО7 по доверенности ФИО8 просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены при рассмотрении дела.

По общему правилу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее – Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. № 285, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Судами установлено и следует из материалов дела, ФИО7 и ФИО6 состоят в браке и имеют четырех детей: ФИО9, 2010 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения, ФИО6, 2015 года рождения, и ФИО6, 8 мая 2018 года рождения.

19.08.2020 г. ФИО7 обратилась в жилищную службу с заявлением о выдаче уведомления по установленной форме, о наличии у нее и членов ее семьи предусмотренных законодательством оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

По документам, представленным ФИО7, жилищной службой была составлена выписка из лицевого счета частного жилого фонда, согласно которой семья Тозилян с 20.01.2017 г. значится зарегистрированной и проживает в приобретенной, в том числе на средства материнского капитала, 1/2 доли жилого дома, площадью 81,3 кв.м, по адресу: <адрес>.

Из выписки из ЕГРН от 7.10.2020 г. суд установил, что ФИО7, ФИО6, а так же их трем детям: ФИО9, 2010 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения, ФИО6, 2015 года рождения, принадлежит на праве общей долевой собственности 1/10 доля в праве общей долевой собственности в указанном выше доме. ФИО3 ребенок у истцов родился после покупки ими дома.

До приобретения жилого дома, т.е. до 20.01.2017 г. семья Тозилян проживала в доме матери ФИО12 по адресу: <адрес>, площадью 140,8 кв.м.

При рассмотрении вопроса о признании семьи Тозилян нуждающимися в жилом помещении жилищной службой был проведен анализ определения уровня обеспеченности общей площади жилого помещения проживания семьи Тозилян и установлено, что в суммарный размер общей площади, подлежащей учету, должна быть включена площадь жилого помещения, ранее занимаемого семьей, принадлежащего матери истца.

Арифметический расчет суммарной площади показал, что за семьей Тозилян не может быть признано право на социальную льготу в виду того, что на каждого члена семьи приходилось 30.175 кв.м (40.25 +140,8)/6), что превышает учетную норму обеспеченности граждан, которая согласно постановлению администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 11.03.2013 г. № 149 составляет 10 кв.м. площади жилого помещения на одного члена семьи.

Принимая решение об отказе в принятии семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей, жилищная комиссия пришла к выводу об обеспеченности членов семьи общей площадью свыше нормы предоставления. Жилищной комиссией указано, что, поскольку Тозилян, переехав проживать в приобретенный ими дом по адресу: <адрес>, намеренно ухудшили свои жилищные условия и вправе претендовать на постановку на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации), т.е. с 20.01.2017 г. Кроме этого, с учетом даты рождения истцов в январе 2022 года они не могут быть приняты на учет, так как не будут отвечать установленной ведомственной программой критерием «молодой семьи» (возраст истцов будет превышать 35 лет).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, достоверно свидетельствующих о совершения истцами действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и выдачи свидетельства на получение социальной выплаты, в связи с чем пришел к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа в принятии семьи Тозилян на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела выводы предыдущих судебных инстанций по разрешению спора по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Анализ вышеприведенных норм материального права свидетельствует о том, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным жилищным законодательством.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Судом установлено, что до приобретения жилого домаплощадью 81,3 кв.м, по адресу: <адрес>, т.е. до 20.01.2017 г. семья Тозилян проживала в доме матери, по адресу: <адрес>, площадью 140,8 кв.м.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.

Вместе с тем, проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации) не опровергает факт того, что супруг, дети и родители являются членами семьи собственника жилого помещения.

Системное толкование вышеуказанных положений жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для целей определения жилищной обеспеченности истцов, возможно исключить из расчета жилищную обеспеченность иных членов семьи только при условии, что заявители вселились в жилое помещение самостоятельно от иных членов семьи, тогда как в данном случае такие обстоятельства по делу установлены не были.

Судебными инстанциями положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации были процитированы в судебных постановлениях, однако к отношениям по пользованию истцами и их несовершеннолетними детьми занимаемого ими жилого помещения, находящегося в собственности матери истца, с учетом требований закона не применены, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о том, относятся ли истцы к членам семьи собственника жилого помещения, не установлены.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежащими отмене как незаконные, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий Е.Е. Каминская

Судьи Х.З. Борс

В.М. Думушкина

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88- 19106/2021

№ дела суда первой инстанции 2- 1427/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар 2 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Каминской Е.Е.,

судей Борс Х.З., Думушкиной В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, к МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района "Жилищно-коммунальная служба" о признании незаконным решения жилищной комиссии, по кассационной жалобе МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района "Жилищно-коммунальная служба" на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е., выслушав представителя ФИО6, ФИО7 по доверенности ФИО8, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО7, ФИО6, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО6, обратились с иском к муниципальному казенному учреждению Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» (далее – МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба», жилищная служба) и администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее – администрация) о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, оформленного уведомлением от 9.09.2020 г. № 153, на основании протокола заседания комиссии от 9.09.2020 г. в части отказа в признании семьи Тозилян в составе 6 человек нуждающейся в жилом помещении, а также просили возложить обязанность на МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» включить семью Тозилян в число участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы в установленном законом порядке.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года исковые требования Тозилян удовлетворены.

Решение жилищной комиссии администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, оформленное уведомлением от 9.09.2020 г. № 153 на основании протокола заседания комиссии от 9.09.2020 г., в части отказа в признании семьи Тозилян в составе 6 человек нуждающейся в жилом помещении признано незаконным.

На МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» возложена обязанность включить семью Тозилян в составе ФИО7, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО6 в число участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в установленном законом порядке

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района «Жилищно-коммунальная служба» по доверенности ФИО11 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО6, ФИО7 по доверенности ФИО8 просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены при рассмотрении дела.

По общему правилу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее – Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. № 285, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Судами установлено и следует из материалов дела, ФИО7 и ФИО6 состоят в браке и имеют четырех детей: ФИО9, 2010 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения, ФИО6, 2015 года рождения, и ФИО6, 8 мая 2018 года рождения.

19.08.2020 г. ФИО7 обратилась в жилищную службу с заявлением о выдаче уведомления по установленной форме, о наличии у нее и членов ее семьи предусмотренных законодательством оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

По документам, представленным ФИО7, жилищной службой была составлена выписка из лицевого счета частного жилого фонда, согласно которой семья Тозилян с 20.01.2017 г. значится зарегистрированной и проживает в приобретенной, в том числе на средства материнского капитала, 1/2 доли жилого дома, площадью 81,3 кв.м, по адресу: <адрес>.

Из выписки из ЕГРН от 7.10.2020 г. суд установил, что ФИО7, ФИО6, а так же их трем детям: ФИО9, 2010 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения, ФИО6, 2015 года рождения, принадлежит на праве общей долевой собственности 1/10 доля в праве общей долевой собственности в указанном выше доме. ФИО3 ребенок у истцов родился после покупки ими дома.

До приобретения жилого дома, т.е. до 20.01.2017 г. семья Тозилян проживала в доме матери ФИО12 по адресу: <адрес>, площадью 140,8 кв.м.

При рассмотрении вопроса о признании семьи Тозилян нуждающимися в жилом помещении жилищной службой был проведен анализ определения уровня обеспеченности общей площади жилого помещения проживания семьи Тозилян и установлено, что в суммарный размер общей площади, подлежащей учету, должна быть включена площадь жилого помещения, ранее занимаемого семьей, принадлежащего матери истца.

Арифметический расчет суммарной площади показал, что за семьей Тозилян не может быть признано право на социальную льготу в виду того, что на каждого члена семьи приходилось 30.175 кв.м (40.25 +140,8)/6), что превышает учетную норму обеспеченности граждан, которая согласно постановлению администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 11.03.2013 г. № 149 составляет 10 кв.м. площади жилого помещения на одного члена семьи.

Принимая решение об отказе в принятии семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей, жилищная комиссия пришла к выводу об обеспеченности членов семьи общей площадью свыше нормы предоставления. Жилищной комиссией указано, что, поскольку Тозилян, переехав проживать в приобретенный ими дом по адресу: <адрес>, намеренно ухудшили свои жилищные условия и вправе претендовать на постановку на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации), т.е. с 20.01.2017 г. Кроме этого, с учетом даты рождения истцов в январе 2022 года они не могут быть приняты на учет, так как не будут отвечать установленной ведомственной программой критерием «молодой семьи» (возраст истцов будет превышать 35 лет).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, достоверно свидетельствующих о совершения истцами действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и выдачи свидетельства на получение социальной выплаты, в связи с чем пришел к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа в принятии семьи Тозилян на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела выводы предыдущих судебных инстанций по разрешению спора по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Анализ вышеприведенных норм материального права свидетельствует о том, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным жилищным законодательством.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Судом установлено, что до приобретения жилого домаплощадью 81,3 кв.м, по адресу: <адрес>, т.е. до 20.01.2017 г. семья Тозилян проживала в доме матери, по адресу: <адрес>, площадью 140,8 кв.м.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.

Вместе с тем, проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации) не опровергает факт того, что супруг, дети и родители являются членами семьи собственника жилого помещения.

Системное толкование вышеуказанных положений жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для целей определения жилищной обеспеченности истцов, возможно исключить из расчета жилищную обеспеченность иных членов семьи только при условии, что заявители вселились в жилое помещение самостоятельно от иных членов семьи, тогда как в данном случае такие обстоятельства по делу установлены не были.

Судебными инстанциями положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации были процитированы в судебных постановлениях, однако к отношениям по пользованию истцами и их несовершеннолетними детьми занимаемого ими жилого помещения, находящегося в собственности матери истца, с учетом требований закона не применены, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о том, относятся ли истцы к членам семьи собственника жилого помещения, не установлены.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежащими отмене как незаконные, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 марта 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий Е.Е. Каминская

Судьи Х.З. Борс

В.М. Думушкина

8Г-16204/2021 [88-19106/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Тозлиян Ася Юрьевна
Тозлиян Андрей Агопович
Ответчики
МКУ Апшеронского городского поселения Апшеронского района "Жилищно-коммунальная служба"
Администрация Апшеронского городского поселения
Другие
УСЗН в Апшеронском районе Краснодарского края
Управление имущественных отношений администрации МО Апшеронский рйаон
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Каминская Е. Е.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
02.09.2021Судебное заседание
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее