УИД 55OS0000-01-2019-000154-81

        Дело № 3а-5/2019

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2020 г.                                                                           г. Омск

Судья Омского областного суда Ершова Л.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А. О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Сергеев А.О., являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> <...>, <...>, <...>, <...>, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости (том 1 л.д.7-13).

Определением суда от 17 октября 2019 года административное исковое требование Сергеева А.О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> выделено в отдельное производство с выделением соответствующих материалов дела (том 1 л.д. 1-4).

Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», выводы отчета об оценке, выполненного оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «Арус» Мосиной Е.В., административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию 1 июня 2017 года в размере его рыночной стоимости, равной <...>. Одновременно просил определить период действия установленной кадастровой стоимости с 1 июня 2017 года до даты утверждения новой кадастровой оценки (том 1 л.д.12).

При уточнении требований административный истец просил определить период действия установленной судом кадастровой стоимости в размере рыночной с 30 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года (том 1 л.д.59).

Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Омской области полагал заявленное требование не подлежащим удовлетворению (том 1 л.д. 42-47).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области Кадочникова П.А. против удовлетворения административного иска возражала. Указала, что 5 августа 2019 года на основании решения Комиссии в кадастр внесена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2017 года в размере рыночной, равной <...>, датой начала применения указанной кадастровой стоимости является 1 января 2019 года (том 1 л.д.238-239).

Представитель Администрации города Омска Окишев К.В. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь, что повторное оспаривание кадастровой стоимости не допускается (том 1 л.д.230-237).

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в письменных отзывах возражали против удовлетворения заявленных требований (том 1 л.д. 207-209, 218-221).

В поступившем в суд заявлении Сергеев А.О. просил рассмотреть указанное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства (том 2 л.д.60).

Лица, участвующие в деле, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением Омского областного суда от 24 апреля 2020 года постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу положений абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (абзац 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Сергеев А.О. в соответствии с договором аренды от 28 июля 2017 года, заключенным с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 580 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Кировский АО, <...> (том 1 л.д.17-20).

Пунктом 2.1 договора аренды предусмотрено определение размера арендной платы расчетным путем с использованием кадастровой стоимости земельного участка.

При постановке на кадастровый учет кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года №50-п по состоянию на 1 июня 2017 года в размере <...> (том 1 л.д. 16, 23).

8 июля 2019 года Сергеев А.О. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка. Решением Комиссии от 31 июля 2019 года № 162 заявление Сергеева А.О. удовлетворено. В отношении данного земельного участка по состоянию на 1 июня 2017 года установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, равной <...>, на основании отчета № 22/18, выполненного 25 марта 2019 года оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «Арус» Мосиной Е.В. (том 1 л.д. 210-212).

Решением Омского областного суда от 25 ноября 2019 года (дело №3а-131/2019) административное исковое заявление Администрации города Омска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения Комиссии от 31 июля 2019 года №162 оставлено без удовлетворения (том 2 л.д. 33-37). Решение вступило в законную силу 11 марта 2020 года (том 2 л.д.38-45).

Таким образом, Сергеевым А.О. реализовано право на пересмотр кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> путем подачи заявления в Комиссию.

Обращение с настоящим административным иском по существу сводится к заявлению требования о распространении действия кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной, установленной решением Комиссии, на период с 30 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года (том 1 л.д.59).

Разрешая спор, суд исходит из положений абзацев 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающих, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела усматривается, что административный истец неоднократно обращался в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Как указывает в письменных пояснениях административный истец, первое обращение в Комиссию в отношении данного земельного участка имело место 10 октября 2018 года, при этом величина рыночной стоимости, которую просил установить Сергеев А.О., была иной - <...>. Решением Комиссии от 24 октября 2018 года указанное заявление отклонено в связи с несоответствием представленного отчета требованиям Федеральных стандартов оценки.

21 декабря 2018 года Сергеев А.О. повторно обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и установлении в том же размере, что и 10 октября 2018 года. Указанное заявление возвращено в связи с отсутствием выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 1 л.д.55-56).

После устранения указанного нарушения заявление рассмотрено Комиссией на заседании 23 января 2019 года и вынесено решение № 11 об отклонении заявления в связи с несоответствием представленного отчета требованиям Федеральных стандартов оценки (том 1 л.д. 213-215).

Решение Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и установлении ее в размере рыночной принято, как указывалось выше, по обращению Сергеева А.О., имевшему место 8 июля 2019 года. При этом в отчете, на основании которого установлена рыночная стоимость, содержалась совершенно иная величина рыночной стоимости. Таким образом, установление рыночной стоимости Комиссией в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> является результатом рассмотрения заявления Сергеева А.О., поданного в Комиссию 8 июля 2019 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Однако в силу прямого указания в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку Сергеев А.О., являясь арендатором спорного земельного участка, реализовал свое право на пересмотр кадастровой стоимости путем обращения с заявлением в Комиссию 8 июля 2019 года, решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> пересмотрена, учитывая приведенное выше регулирование Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» о порядке применения установленной решениями Комиссии рыночной стоимости, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                               р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 1 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <...>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░

3а-5/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сергеев Антон Олегович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Администрация г. Омска
Управление Росреестра по Омской области
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Суд
Омский областной суд
Судья
Ершова Лена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
17.10.2019Регистрация административного искового заявления
17.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2019Судебное заседание
20.04.2020Производство по делу возобновлено
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020Дело оформлено
23.06.2020Дело передано в архив
24.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее