Решение по делу № 12-288/2021 от 23.06.2021

Дело копия

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>                             

Судья Пермского районного суда <адрес> Спелкова Е.П.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием прокурора ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес> ФИО5 на постановление государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <адрес>

установил:

постановлением государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде предупреждения.

Заместитель прокурора <адрес> ФИО5 обратилась в суд с протестом на указанное постановление, в котором поставила вопрос об его отмене. В обоснование доводов протеста указала, что должностным лицом административного органа нарушен порядок проведения проверки в отношении ФИО1, так как по сведениям ЕГРИП он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Выявленные нарушения порядка проведения проверки влекут нарушение прав субъекта предпринимательства, поскольку подмена проверок индивидуальных предпринимателей проверками граждан влечет невозможность реализации гарантий, предоставленных законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Прокурор ФИО6 в судебном заседании просил протест удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного органа, ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судья, заслушав прокурора, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона выражается в действии (бездействии) гражданина, нарушающем требования пожарной безопасности.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами.

На основании статьи 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).

В соответствии со статьей 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Пермского муниципального района по пожарному надзору ФИО8 проведена плановая выездная проверка объекта защиты по адресу: <адрес>, находящегося в собственности ФИО1

В ходе проверки должностным лицом установлено, что ФИО1 допустил нарушения в области пожарной безопасности, а именно: части зданий (помещений) различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Помещение магазина Ф 3.1, пристройка (складское помещение) Ф 5.2, помещение кафе Ф 3.2 и помещение газовой котельной, расположенной в пристрое; на пристроенное строение к двухэтажному магазину отсутствует проектная документация на строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы, содержащие пожрано-технические характеристики; отсутствует противопожарное расстояние от пристройки общественного здания (двухэтажного магазина) до жилого дома (пристройка построена вплотную к стене жилого дома); при эксплуатации эвакуационных выходов из торгового зала второго этажа руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений. Согласно проектной документации -ПБ лист 11 выход из торгового зала второго этажа должен проходить непосредственно наружу на открытую лестницу 3 типа; стены лестничной клетки не возведены на всю высоту здания и не возвышаются над кровлей. Предел огнестойкости перекрытия (покрытия) над лестничными клетками REI 45, предел огнестойкости внутренних стен лестничных клеток REI 90; ширина лестничной площадки (1,08 м) в лестной клетке менее ширины марша (1,23 м); не все двери эвакуационных выходов оборудованы запором для свободного открывания изнутри без ключа (в дверное полотно вмонтирован замок, при этом возможность открывания его только ключом); в лестничной клетке допускается размещение оборудования (радиатор системы отопления), выступающий из плоскости стены на высоте менее 2,2 м от поверхности площадки лестницы; на объекте защиты точечные пожарные извещатели установлены не на несущих строительных конструкциях; в проеме эвакуационного выхода установлены подъемно-опускные двери, препятствующие свободному проходу людей; при эксплуатации эвакуационного выхода из торгового зала первого этажа руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений. Согласно проектной документации -ПБ лист 10 выход из торгового зала первого этажа должен проходить непосредственно наружу, по факту проходит через пристройку к зданию; в пристройке (складском помещении) пристроенном к зданию магазина отсутствует АПС и СОУЭ; на дверях складского помещения пристроенного к зданию магазина отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на дверях газовой котельной, расположенной в складском помещении, пристроенном к зданию магазина, отсутствует обозначение категории по взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы нарушения, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшим инспектором 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Факт совершения ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; фотоматериалами.

Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности ФИО9 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом и им подписан. Процессуальные документы в отношении ФИО1 составлены должностным лицом при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий.

Вопреки доводам протеста, нарушения порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 6.1 Закона о пожарной безопасности к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных рассматриваемой статьей. Предметом государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности, к которым относятся здания.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения названного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении проверок физических лиц.

Судом установлено, что объект защиты, в отношении которого административным органом проводилась проверка – здание магазина, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности физическому лицу ФИО1

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о том, что проверяемый объект защиты использовался ФИО1 для ведения предпринимательской деятельности, в материалах дела не имеется. Сама по себе регистрация собственника объекта в качестве индивидуального предпринимателя об этом не свидетельствует.

Проверка в отношении ФИО1 проведена на основании ежегодного плана проведения плановых проверок объектов защиты и (или) территории (земельных участков), правообладателями которых являются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (за исключением объектов защиты – жилых помещений) на 2020 года в отношении объекта защиты, рассоложенного по адресу: <адрес>, правообладателем которого является ФИО1

Таким образом, предметом проверки выступила не сама по себе деятельность ФИО1 в предпринимательской сфере, а соблюдение им требований пожарной безопасности на объекте защиты.

С учетом изложенного, проведение проверки и составление протокола в отношении ФИО1 как гражданина, а не индивидуального предпринимателя, соответствует требованиям законодательства. В данном случае оснований для применения должностным лицом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не имелось.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что ФИО1 предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 нарушения требований пожарной безопасности.

При данных обстоятельствах, учитывая, что вина ФИО1 в совершении правонарушения административным органом установлена, он является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица о наличии в действиях ФИО1 признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы должностным лицом по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является соразмерным содеянному и справедливым, соответствует предусмотренным законом целям наказания.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление изменению либо отмене, в том числе по доводам протеста прокурора, не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 28 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пермскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – оставить без изменения, протест заместителя прокурора <адрес> ФИО5 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Е.П. Спелкова

Подлинный документ подшит в деле

Пермского районного суда <адрес>

УИД 59RS0-42

12-288/2021

Категория:
Административные
Истцы
заместитель прокурора Пермского района Л.В. Глыбина
Ответчики
Пономарев Сергей Леонидович
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Лобастова Ольга Евгеньевна
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
24.06.2021Материалы переданы в производство судье
29.06.2021Истребованы материалы
19.07.2021Поступили истребованные материалы
26.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Материалы переданы в производство судье
06.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее