Дело №2-58/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивахненко А.А.,
с участием истца Галахова С.Ю. и его представителя Макарова А.Г., представителя ответчика Далинской Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело
по иску Галахова С.Ю. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
установил:
Галахов С.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <...>. Указанное жилое помещение находится в пользовании истца на условиях социального найма на основании решения Железнодорожного районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ
В связи с неудовлетворительным техническим состоянием указанного выше многоквартирного жилого дома он планировался к расселению с 1986 года. Актом технического обследования от ДД.ММ.ГГ подтверждена аварийность технических конструкций жилого дома по вышеуказанному адресу.
Заключением службы по жилищному надзору Орловской области от
ДД.ММ.ГГ вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а находящиеся в нем жилые помещения – непригодными для проживания. Заключением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно – научно -производственный комплекс» (далее ФГБО ВПО «Государственный университет - УНПК») также установлена аварийность конструкций дома.
Многоквартирный жилой <...> включен в адресную программу переселения граждан на 2009-2012 г.г. после адресной программы переселения на 2008-2011 г.г.
Заключением межведомственной комиссии №*** от ДД.ММ.ГГ, созданной постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГ администрацией г. Орла вынесено постановление №***, которым установлен срок расселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГ В дальнейшем постановлением администрации <...> №*** от ДД.ММ.ГГ указанный срок продлен до 2019 г.
Ссылался на то, что до настоящего времени вышеуказанный жилой дом не расселен, а проживание в нем создает опасность для истца.
По изложенным основаниям просил обязать администрацию г. Орла вне очереди предоставить по договору социального найма истцу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29,9 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил
обязать администрацию г. Орла предоставить истцу вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв.м и жилой площадью 24,1 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» (далее МКУ «УКХ г. Орла»), в оперативном управлении которого находится муниципальный жилой фонд.
В судебном заседании Галахов С.Ю. и его представитель Макаров А.Г. поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и дополнений к нему, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Далинская Ю.Н. считала, что заявленные истцом требования с учетом уточнений удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении требования истца с учетом их уточнений отказать. Дополнительно указала, что многоквартирный жилой <...> включен в адресную программу переселения граждан, при этом срок переселения граждан из данного дома продлен и к настоящему времени еще не наступил. Кроме того, полагала, что наличие одного лишь факта признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления истца малоимущим в установленном порядке.
Представитель третьего лица МКУ «УКХ г. Орла», надлежащим образом и своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации приведенных конституционных положений
частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном жилищным законодательством порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г.
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении
ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абзац 4 пункта 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 ноября 2009 г. №1368-О-О, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу
части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со
статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2
статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом
или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.
Аналогичная правовая позиция содержится и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №928-О.
Следовательно, приведенные выше правовые положения, гарантирующие обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обуславливают исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из вышеприведенных положений, следует, что предоставление иного благоустроенного помещения по договору социального найма при признании дома непригодным для проживания носит компенсационный характер и предоставляется гражданам не в целях улучшения их жилищных условий, а в связи с невозможностью проживания в ранее предоставленном жилом помещении.
Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право нанимателя признанного аварийным жилого помещения на предоставление наймодателем другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
При этом жилое помещение в данном случае предоставляется не в порядке очередности в связи с улучшением жилищных условий, а по иному основанию – в связи с признанием дома, в котором проживает гражданин, непригодным для проживания. Поэтому факту наличия либо отсутствия нуждаемости в жилом помещении по иным критериям (статус малоимущего, постановка на учет в качестве нуждающегося) юридически значимым для рассмотрения спора не является.
Кроме того, обеспечение жилищных прав нанимателя жилого помещения зависит и от включения жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемого в соответствии с положениями жилищного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 вышеуказанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Орловской области от 29 марта 2019 г. №176 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 г.г.», согласно которой многоквартирный <...> по
<...>, признанный аварийным ДД.ММ.ГГ, подлежит переселению в срок до ДД.ММ.ГГ
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу Железнодорожным районным судом г. Орла от 5 декабря
2018 г. за Галаховым С.Ю. признано право пользования квартирой №*** по адресу: <...>, общей площадью 29,9 кв.м, в том числе жилой площадью 24,1 кв.м, вспомогательной 5,8 кв.м, состоящей из жилой комнаты лит. Б №***, общей площадью 17,0 кв.м, жилой комнаты лит. Б №***, общей площадью 7,1 кв.м, кухни лит. Б №***, общей площадью 5,8 кв.м, на условиях социального найма.
Из данного судебного постановления усматривается, что Галахову С.В. на основании решения исполкома Железнодорожного района Совета депутатов трудящихся №*** предоставлен ордер №*** серии ж от ДД.ММ.ГГ на занятие 1 комнаты, жилой площадью 30 кв.м в <...> по
<...> на семью, состоящую из 4 человек, а именно: ему, его супруге Галаховой М.В., дочери Галаховой Т.С. и сыну Галахову Ю.С.
Решением Железнодорожного района г. Орла от ДД.ММ.ГГ удовлетворена жалоба Галаховой Н.В. на действия работников паспортного отдела Железнодорожного районного отдела внутренних дел г. Орла и
на данный отдел возложена обязанность зарегистрировать Галахова С.Ю. постоянно по адресу: <...>, как проживающего в этой квартире.
Также установлено, что Галахову С.В. – деду истца была предоставлена вышеуказанная двухкомнатная квартира, в отношении которой перепланировка не производилась, в данной квартире Галахов С.Ю. проживал с рождения.
Согласно справке №*** общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» от ДД.ММ.ГГ Галахов С.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 29,90 кв.м. В указанном жилом помещении проживает только один истец и только он один в нем зарегистрирован.
Заключением межведомственной комиссии при администрации <...> №*** от ДД.ММ.ГГ многоквартирный <...> признан аварийным и подлежащим реконструкции ввиду того, что данный дом является объектом культурного наследия, в связи с чем не подлежит сносу.
Основанием для принятия данного заключения послужило, в том числе и заключение ФГБО ВПО «Государственный университет-УНПК» от ДД.ММ.ГГ, согласно которому здание построено предположительно в середине XIX века и принадлежало к комплексу зданий виноводочного завода. Данный дом эксплуатировался без инженерных сетей, кроме электрической, а именно канализация, водопровод, газ – отсутствовали. На момент обследования в доме имелись две сети – электрическая и газовая. Газовая сеть была установлена как временная. Состояние стен обследованного здания оценено как ограниченно-работоспособное. Необходимо отремонтировать стены здания, ремонтными составами. Подлежат ремонту поврежденные участки кирпичной кладки, карниз необходимо переложить с восстановлением отсутствующих кирпичей, также необходимо восстановить отсутствующие камни (замковые) в кирпичной перемычке и установить оцинкованные металлические сливы по всему зданию. Все обнаруженные дефекты при детальном обследовании внутренних кирпичных стен и перегородок были систематизированы и включены в карты дефектов и повреждений.
Обследуемое здание по своему объемно-планировочному и конструктивному решению не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Фундамент под наружные и внутренние несущие стены на момент обследования находились в работоспособном состоянии. Состояние наружных и внутренних стен, перегородок, внутренних инженерных систем и отмостки оценивается как ограниченно работоспособное, состояние же конструкций перекрытий, крыши, конструкций лестниц – как аварийное.
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №*** для переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома установлен срок до ДД.ММ.ГГ
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №*** срок переселения продлен до ДД.ММ.ГГ
При этом согласно областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 г.г.», утвержденной постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***, срок переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГ
В соответствии со сведениями Государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области Галахов С.Ю. в собственности жилья не имеет.
Согласно сообщению жилищного отдела управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла Галахов С.Ю. не может быть признан малоимущим, поскольку размер среднедушевого дохода превышает предельную величину.
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу вышеприведенных правовых положений определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статья 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Из акта обследования технического состояния жилого <...>
по <...> по состоянию на 18 мая 1990 г., следует, что
в бывших складских помещениях, в 1948 г. приспособленных под жилье, гидроизоляция отсутствует, имеется сырость, деревянные конструкции подтверждены загниванию и ежегодно проводимый ремонт не дает должных результатов, из-за постоянной сырости происходит разрушение кирпичной кладки. Помещения, в которых размещены газовые приборы, не оборудованы вытяжной вентиляцией. Деревянное перекрытие, крыша и лестничные марши находятся в аварийном состоянии, электропроводка не отвечает установленным требованиям, оконные и дверные заполнения пришли в непригодное состояние. В акте имеется выводу комиссии, согласно которому приспособленные под жилье складские помещения не пригодны для жилья и проживающих в них жильцы подлежат выселению.
Согласно ответу Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от ДД.ММ.ГГ на обращение прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по вопросу нарушения действующего законодательства по адресу: <...>, Управлением в ходе надзорных мероприятий с выездом на место установлено, что разрушение кирпичной кладки наружных стен, деформация и значительные прогибы межэтажных перекрытий и пролетов лестничных маршей с отклонением от горизонтальной оси, сквозные отверстия в межэтажных перекрытиях в квартирах №***, №***, а также частичное отсутствие дверных и оконных заполнений, в связи с чем указанный жилой дом эксплуатируется с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ №***. На основании чего в адрес администрации г. Орла направлена информация для рассмотрения и принятия мер по недопущению чрезвычайной ситуации на территории
г. Орла.
Также из сообщения прокуратуры Железнодорожного района г. Орла от ДД.ММ.ГГ следует, что в адрес главы администрации г. Орла вынесено представление ввиду не проведения мероприятий по соблюдению жилищных прав граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме.
Капитальный ремонт в отношении <...> не производился, что подтверждается сведениями, представленными стороной ответчика и последним не оспаривалось.
При этом необходимость ремонта вышеуказанного дома для дальнейшего проживания в нем граждан подтверждается и письмом производственного объединения фруктово-минеральных вод и пищевых продуктов «Орловское» от ДД.ММ.ГГ, направленного райисполкому Железнодорожного района
г. Орла.
Факт ненадлежащего состояния многоквартирного жилого <...> и наличия угрозы в нем проживания подтверждаются и представленными в материалы дела фотографиями и показаниями свидетелей Галахова В.Ю. и Дарениной И.Ю., проживающих в данном доме.
Суд также учитывает, что проведение мероприятий по переселению истца спустя 5 лет после признания дома аварийным способно привести к обрушению дома и иным неблагоприятным последствиям. В связи с этим создание предпосылок к причинению вреда жизни и здоровью проживающего в нем истца недопустимо.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что техническое состояние вышеуказанного многоквартирного дома оценено как недопустимое, однако с момента признания дома аварийным, при этом до этого момента в отношении дома уже требовалось проведение работ ввиду его неудовлетворительного состояния, прошло значительное время, при этом доказательств того, что администрацией г. Орла предприняты конкретные действия по отселению из аварийного дома в частности истца, занимающего жилое помещение по договору социального найма, суду не представлено.
Галахов С.Ю. другим жилым помещением не обеспечен, в собственности и в пользовании другого жилого помещения не имеет, доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
Поскольку дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья истца, как нанимателя, то он подлежит обеспечению администрацией г. Орла другим благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования с учетом уточнений подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что истец не признавался в установленном законом порядке малоимущим, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма лицам, проживающим в жилом помещении, не отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не может находиться в зависимости от признания указанных граждан малоимущими. Жилое помещение в данном случае предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием занимаемого на условиях социального найма жилья непригодным для проживания и наличия угрозы для лица в нем проживающего, то есть объективной нуждаемостью в жилом помещении.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых часть 1 статьи 88
ГПК РФ относит, в том числе государственную пошлину.
Из материалов дела следует, что при подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГ
С учетом удовлетворенных исковых требований ответчиком подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб.
Исходя из этого, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Галахова С.Ю. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Галахову С.Ю. вне очереди в г. Орле благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 29,9 кв.м и жилой площадью 24,1 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат на состав семьи из одного человека.
Взыскать с администрации г. Орла в пользу Галахова С.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 30 января 2020 г.
Судья Е.П. Губина