УИД № 34RS0037-01-2023-000285-37
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-13151/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-257/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 18 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мотиной И.И., Парасотченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета здравоохранения Волгоградской области к Иваненко Д.А. о взыскании неосновательного обогащения, неустойки,
по кассационной жалобе Комитета здравоохранения Волгоградской области на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав объяснения представителя комитета здравоохранения Волгоградской области - Андреева К.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитет здравоохранения Волгоградской области обратился в суд с иском к Иваненко Д.А. о взыскании неосновательного обогащения, неустойки.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчиком - медицинским работником, обязанным на основании договора от 13 сентября 2019 года № отработать 5 лет с момента заключения договора, получена в рамках программы «Развитие здравоохранения» компенсационная выплата в размере 500 000 рублей.
Между тем, Иваненко Д.А. досрочно уволен 13 января 2023 года, что обязывает его возвратить полученную сумму в объёме, пропорциональном неотработанному периоду. На основании чего, просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в виде компенсационной выплаты в размере 166 027 рублей 40 коп., договорную неустойку за периоды с 24 января по 23 мая 2023 года на сумму 199 232 рублей 88 коп., и с 24 мая 2023 года по день вынесения решения суда.
Решением Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 14 сентября 2023 года исковые требования Комитета здравоохранения Волгоградской области удовлетворены частично. С Иваненко Д.А. в пользу комитета здравоохранения Волгоградской области взыскано неосновательное обогащение в размере 166 027 руб. 40 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет здравоохранения Волгоградской области, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления в части отказа во взыскании в пользу Комитета здравоохранения Волгоградской области неустойки за просрочку исполнения обязательств и принять в этой части новое решение об удовлетворении требований истца. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что требования Комитета о взыскании предусмотренной вышеуказанным договором неустойки за нарушение исполнения обязательства обоснованы и подлежат удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя комитета здравоохранения Волгоградской области - Андреева К.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28 августа 2019 года Иваненко Д.А. принят на работу фельдшером скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ «Серафимовичская ЦРБ» на основании трудового договора № от 28 августа 2019 года.
13 сентября 2019 года между Иваненко Д.А., ГБУЗ «Серафимовичская ЦРБ» и комитетом здравоохранения Волгоградской области заключён договор №, по которому Иваненко Д.А. обязался исполнять трудовую функцию по основному месту работы в течение пяти лет со дня заключения договора.
Комитет на основании данного договора предоставил работнику компенсационную выплату на сумму 500 000 рублей.
16 января 2023 года дополнительным соглашением указанный договор сторонами расторгнут в связи с увольнением Иваненко Д.А. 13 января 2023 года.
В связи с расторжением трудового договора Комитетом здравоохранения Волгоградской области в адрес Иваненко Д.А. направлен расчёт о необходимости возврата единовременной компенсационной выплаты, однако денежные средства возвращены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Комитета здравоохранения Волгоградской области в части взыскания с Иваненко Д.А. компенсационной выплаты в сумме 166 027 рублей 40 коп., суд первой инстанции исходил из того, что Иваненко Д.А. не выполнил обязательство по отработке в учреждении здравоохранения ГБУЗ «Серафимовичская ЦРБ» в течение 5 лет, предусмотренные заключённым между ним и Комитетом здравоохранения Волгоградской области договором от 13 сентября 2019 года, в связи с чем имеются правовые основания для взыскания с ответчика части единовременной компенсационной выплаты в связи с невыполнением этого обязательства.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных договором № от 13 сентября 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что 16 января 2023 года дополнительным соглашением указанный договор между сторонами расторгнут, в связи с увольнением Иваненко Д.А. 13 января 2023 года. Указанным соглашением стороны помимо расторжения договора от 13 сентября 2019 года № установлено обязательство Иваненко Д.А. о внесении денежных средств в размере 166 027 рублей 40 коп. на реквизиты комитета в срок по 24 января 2023 года, не предусмотрев санкций за его нарушение.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам области осуществляется в соответствии с положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения», Постановлением Администрации Волгоградской области от 01.03.2018 № 100-п утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек Волгоградской области (далее по тексту - Порядок).
Данный Порядок определяет правила и условия предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек Волгоградской области и заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в утвержденный приказом комитета здравоохранения Волгоградской области (далее по тексту - Комитет) перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее по тексту - программный реестр должностей), в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты осуществляется Комитетом на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенного между медицинским работником, соответствующим требованиям пункта 1 настоящего Порядка, медицинской организацией и Комитетом по утвержденной Комитетом форме (далее по тексту - Договор), по которому медицинский работник принимает обязательства:
исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения Договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления Договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
возвратить в доход областного бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случаях перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
возвратить в доход областного бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия Договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Доводы кассационной жалобы о необходимости взыскания с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных договором № 58 от 13 сентября 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, не могут быть приняты во внимание, поскольку правоотношения сторон не носят гражданско-правовой характер, возникли не в силу договорных отношений, а в связи с реализацией положений Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Названные выше обязательства по выплате ответчику как медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета в пределах объемов, предусмотренных на эти цели.
В данном случае отсутствует факт пользования ответчиком чужими денежными средствами.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи