Решение по делу № 8а-5050/2021 [88а-5886/2021] от 01.06.2021

Дело № 2а-1204/2020,

     № 88а-5886/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                        21 июля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Пидгурский В.П. , Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пидгурского Валерия Петровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения Пидгурского В.П., поддержавшего свою кассационную жалобу и возражавшего относительно доводов кассационных жалоб Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 ноября 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Пидгурского В.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее – УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным ответа УФСИН России по Хабаровскому краю от 28 августа 2020 года № ог-27/ТО/9-2309 об отказе в разрешении административному истцу на получение бандеролей и посылок от адвоката (представителя) с копиями материалов уголовного дела сверх нормы, установленной Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также о взыскании с административных ответчиков компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 200 000 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 ноября 2020 года отменено в части отказа в признании незаконным ответа УФСИН России по Хабаровскому краю от 28 августа 2020 года № ог-27/ТО/9-2309, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

1 июня 2021 года и 5 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили соответственно кассационные жалобы Пидгурского В.П., а также ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, поданные ими 11 мая 2021 года и 28 июня 2021 года через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края.

В кассационной жалобе Пидгурским В.П. ставится вопрос об отмене указанных выше решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Между тем по существу в данной кассационной жалобе приведены доводы о незаконности судебных актов только в части, касающейся отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В кассационной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенным судом апелляционной инстанции неправильным применением норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

    Представители административных ответчиков, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 ноября 2020 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационных жалоб с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее – вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частями 2 и 3 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 19 августа 2020 года в УФСИН России по Хабаровскому краю поступило письменное заявление Пидгурского В.П., в котором он просил разрешить ему получить сверх лимита, установленного статьёй 125 УИК РФ, бандероль от представителя (защитника) Пруцковой Е.А., в которой ему вышлют документы по его уголовному делу для составления жалоб и их подачи как в Российской Федерации, так и в Европейский Суд по правам человека.

Письмом от 28 августа 2020 года за исходящим № ог-27/ТО/9-2309 за подписью заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю Жаткина С.Н. административному истцу было сообщено, что с учётом положений статей 89, 91, 125, 127 УИК РФ защитник Пидгурского В.П. (либо иное лицо, оказывающее ему юридическую помощь) на законных основаниях может направить в его адрес бандероль только с соблюдением ограничений по количеству, установленных частью 3 статьи 125 УИК РФ. Поскольку административный истец согласно установленных норм получил бандероль 10 февраля 2020 года, получение следующей бандероли возможно не ранее 10 февраля 2021 года.

Признавая указанный ответ законным и обоснованным, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края исходил из того, что положения пункта «в» части 3 статьи 125 УИК РФ и пунктов 93, 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – Правила внутреннего распорядка), предоставляют Пидгурскому В.П. право на получение одной посылки или передачи и одной бандероли в течение года. Поскольку материалами дела подтверждается, что бандероль административный истец получал 10 февраля 2020 года, право на получение следующей бандероли у него возникнет только 10 февраля 2020 года. В связи с тем, что нарушений прав осужденного со стороны административных ответчиков допущено не было, оснований для удовлетворения требований Пидгурского В.П. о взыскании денежной компенсации за нарушение условий отбывания наказания в исправительном учреждении также не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части признания ответа УФСИН России по Хабаровскому краю от 28 августа 2020 года № ог-27/ТО/9-2309 законным и обоснованным. Отменяя решение суда в данной части и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал в апелляционном определении, что из системного толкования положений статей 90, 91, 95, 125 УИК РФ, а также из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 20 марта 2008 года № 162-О-О и от 23 марта 2010 года № 369-О-О, следует, что посылки и бандероли, содержащие копии материалов уголовного дела, получаемые в целях последующего обращения за судебной защитой, в том числе в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, не могут включаться в количество посылок и бандеролей, которые вправе получать осужденный, поскольку иное препятствовало бы реализации прав осужденного на судебную защиту и прав на подачу письменных обращений с предложениями, заявлениями, жалобами и ходатайствами. В то же время, суд апелляционной инстанции указал, что необходимых оснований для взыскания в порядке статьи 227.1 КАС РФ компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания Пидгурского В.П. в исправительном учреждении не имеется, поскольку УФСИН России не выдал административному истцу разрешение на получение бандеролей в большем количестве, чем это установлено законом, при этом каких-либо негативных последствий для осужденного не наступило.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.

Доводы кассационных жалоб ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю по существу повторяют позицию административных ответчиков, изложенную ими в ходе рассмотрения административного спора. Данным доводам уже была дана оценка в апелляционном определении, которая, по мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, является верной.

В свою очередь, доводы кассационной жалобы Пидгурского В.П. о несогласии с позицией судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во взыскании в его пользу денежной компенсации также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела, имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора.

Обращаясь 19 августа 2020 года в УФСИН России по Хабаровскому краю с заявлением, осужденный фактически выяснял потенциальную возможность получения им дополнительного количества бандеролей сверх установленного пунктом «в» части 3 статьи 125 УИК РФ лимита, при этом доказательств того, что в адрес Пидгурского В.П. от его защитника (представителя) поступали такие бандероли, которые были бы возвращены отправителю исправительным учреждением, где отбывает наказание осужденный, материалы дела не содержат.

Следовательно, само по себе данное в ответе УФСИН России по Хабаровскому краю от 28 августа 2020 года № ог-27/ТО/9-2309 административному истцу разъяснение положений УИК РФ не может рассматриваться в качестве решения, которое нарушило условия содержания Пидгурского В.П. в исправительном учреждении.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела Кировским районным судом города Хабаровска Хабаровского края (в той части, в которой решение суда оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 6 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Пидгурский В.П. , Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-5050/2021 [88а-5886/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пидгурский Валерий Петрович
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
21.07.2021Судебное заседание
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее