УИД № 60RS0025-01-2022-000297-68 дело № 2а - 160/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года р.п.Плюсса
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Напалковой Е.Ю.
при секретарях Сорокиной А.А., Беспрозванных С.А.,
с участием прокурора Плюсского района Псковской области Тимофеева К.В., зам.прокурора Плюсского района Псковской области Белоногова А.Н.,
представителя административного ответчика Администрации Плюсского района Ефимовой А.А.,
представителя заинтересованного лица Администрации городского поселения «Заплюсье» ФИО11.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Псковской области Борисенко В.А. в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Плюсского района о признании незаконным бездействия в части непроведения ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д<адрес>, необходимых для обеспечения населения питьевой водой, соответствующей СанПиН, ГОСТ, возложении обязанности провести ремонт централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни д.<адрес> с целью обеспечения населения питьевой водой, соответствующей СанПиН, ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Псковской области Борисенко В.А. в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Плюсского района о признании незаконным бездействия в части неприятия мер по приведению качества питьевой воды в <адрес>, подаваемой централизованными сетями холодного водоснабжения, в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм и возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению качества питьевой воды в д<адрес>, подаваемой централизованными сетями холодного водоснабжения, в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2, «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности», «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа».
В обоснование указано, что Прокуратурой Плюсского района на основании поручения прокуратуры Псковской области проведена проверка доводов обращения жителей д.<адрес> о неудовлетворительном качестве питьевой воды в сетях холодного водоснабжения в части соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологических требованиях к питьевой воде, в ходе которой установлено, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения в числе прочих отнесена организация водоснабжения населения. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В силу п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ГП «Заплюсье» и Администрацией Плюсского района заключено соглашение №№ о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов водоотведения. Дополнительным соглашением №№ от ДД.ММ.ГГГГ в соглашение №№ внесены изменения, Администрации района передано финансирование для осуществления вопросов водоснабжения населения и водоотведения. Согласно ст.ст. 5 и 31 Устава муниципального образования «Плюсский район» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация водоснабжения населения. Таким образом, организация водоснабжения и водоотведения населения на территории городского поселения «Заплюсье» является вопросом местного значения муниципального района. На территории Плюсского района Псковской области деятельность по водоснабжению и водоотведению ранее осуществляло муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>». Распоряжением Администрации Плюсского района от ДД.ММ.ГГГГ № № в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>» передано имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения ГП «Заплюсье», в том числе в д. <адрес>, а именно: артезианские скважины, водозаборы, насосные станции, станция очистки вод, водонапорные башни, канализационные сети. Указанное имущество является собственностью МО «Плюсский район». Решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» признано банкротом, введена процедура конкурсного производства. Конкурсный управляющий в пределах полномочий, предоставленных ему ст.ст. 20.3 и 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не вправе осуществлять хозяйственную деятельность предприятия. Согласно правовой позиции, изложенной в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства, допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами. Согласно Закону о банкротстве основной целью процедуры банкротства является удовлетворение требований кредиторов, то есть смысл закона заключается в максимально возможном (и справедливом) погашении долгов перед кредиторами. Таким образом, обязанность по организации надлежащего качества водоснабжения жителей д<адрес> на конкурсного управляющего МУП «<данные изъяты>» не возложена, а является обязанностью Администрации Плюсского района, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № № При этом прокуратурой района с участием органов контроля в деятельности Администрации района выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что в д<адрес> водонапорная башня введена в эксплуатацию в 1970 году, сети водоснабжения - в 1982 году, ремонт сетей водоснабжения производился лишь в целях ликвидации аварийных ситуаций, износ системы водоснабжения составляет более 90%. Альтернативных источников водоснабжения на территории указанного населенного пункта, находящихся в собственности муниципального образования, не имеется. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») установлены предельные сроки службы канализационных трубопроводов, выполненных из чугуна, которые составляют 40 лет. Вместе с тем Администрацией района в нарушение требований указанного Приказа капитальный ремонт инженерных сетей водоснабжения не проведен. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В силу п.75 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Гигиенические нормативы установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296). Согласно пунктам 3 и 5 таблицы 3.1. п. 10 раздела III СанПиН №2 вода питьевая централизованного водоснабжения должна соответствовать показателю цветности не более 20 единиц, показателю мутности по формазину не более 2,6 единиц. Согласно пункту 556 таблицы 3.13 п. 10 раздела III СанПиН № 2 предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по показателю железо (Fe суммарно) не должны превышать 0,3 миллиграмм на литр. По результатам отобранных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» проб у <адрес> установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 47 + 9,4 единиц, в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 4,5 + 0,9 единиц по мутности, в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,5 + 0,5. Пробы, отобранные по ул<адрес> показали, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 67 + 6,7 единиц, в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 8,6 + 1,7 единиц по мутности, в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,6 + 0,5. Пробы, отобранные по <адрес>, показали, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 46,8 + 9,3 единиц, в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 3,7 + 0,7 единиц по мутности, в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,1 + 0,4. Таким образом, Администрацией Плюсского района не предпринято достаточных мер по обеспечению населения <адрес> бесперебойной подачей воды, которая бы соответствовала требованиям указанных СанПиН и ГОСТам. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку создают угрозу жизни и здоровью населения, возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с перебоями предоставления коммунальной услуги (водоснабжения) жителей д<адрес> и требуют принятия незамедлительных мер по их устранению. По результатам проведенной проверки главе Плюсского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу на представление Администрация района ожидает поступление субсидии из областного бюджета в 2023 и 2024 году в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей на каждый год с целью реализации мероприятий программы «Чистая вода Псковской области» и муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры и благоустройства муниципального образования «Плюсский район». Указанные денежные средства предназначены для выполнения работ по организации водоснабжения надлежащего качества на территории всего Плюсского района. Предварительная стоимость выполнения работ только в <адрес> составляет <данные изъяты> рублей. При таких обстоятельствах, в случае направления всех денежных средств в 2023 и 2024 годах на выполнение работ по реконструкции системы водоснабжения в одной д.<адрес>, цели обеспечения населения водоснабжением надлежащего качества не будут достигнуты. Кроме того, сведения органа местного самоуправления о планируемом финансировании работ в отношении системы холодного водоснабжения в период 2023 - 2024 г.г. в целях организации водоснабжения жителей д<адрес>, не могут быть приняты во внимание, поскольку надлежащая организация водоснабжения населения возложена на ответчика действующим законодательством. Доводы Администрации Плюсского района об отсутствии достаточных средств по приведению качества воды в соответствие с требованиями вышеуказанных СанПиН и ГОСТов не имеют юридического значения, не основаны на законе и не могут расцениваться как обстоятельства, освобождающие их от исполнения обязательств, предусмотренных законом.
В судебном заседании выступающие по поручению зам.прокурора Псковской области прокурор Плюсского района Тимофеев К.В. и зам.прокурора Плюсского района Белоногов А.Н. исковые требования уточнили, просили признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района в части непроведения ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д<адрес> <адрес>, необходимых для обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21, ГОСТ 31868-2012, ГОСТ Р 57164-2016, ГОСТ 4011-72*, возложении обязанности на Администрацию Плюсского района провести ремонт централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в <адрес> с целью обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям названных СанПиН и ГОСТ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что полномочия по водоснабжению населения, которые установлены законом, Администрацией Плюсского района надлежащим образом не исполняются. МУП «<данные изъяты>» признано банкротом, осуществляется конкурсное производство, в силу норм закона хозяйственную деятельность осуществлять не может, а водоснабжение населения осуществляется путем централизованного водоснабжения по сетям. Обязанность по организации надлежащего качества водоснабжения на конкурсного управляющего МУП «<данные изъяты>» не возложена, а является обязанностью Администрации Плюсского района в силу положений и соглашения. В обязанности конкурсного управляющего законом о банкротстве не входит обязанность осуществления им хозяйственной деятельности. Указано, что это является его правом при наличии у него таких возможностей. Нанимать новых работников он не вправе. Только если это необходимо для оценки стоимости имущества, проведения каких-то ревизионных действий. Поэтому юридических предпосылок к тому, чтобы обязать его осуществлять хозяйственную деятельность, нет. Его обязанность - заботиться о сохранности имущества, но производить какие-то улучшения этого имущества обязать его нельзя. МУП «<данные изъяты>» эксплуатирует то имущество, которое у него в хозяйственном ведении находится с целью удовлетворения требования кредиторов, соответственно, исполняет основную цель банкротства организации. Поэтому сложилась такая ситуация, что муниципальное предприятие по объективным причинам свои функции выполнять не может, что в соответствии со ст.6 закона о водоснабжении эти обязанности переводит на администрацию района. При проведении проверки совместно с Роспотребнадзором выявлено несоответствие питьевой воды по ряду показателей, которые подробно изложены в административном исковом заявлении, что нарушает право граждан на водоснабжение, которое не соответствует СанПиН и ГОСТам, в том числе по контрольному исследованию в ДД.ММ.ГГГГ года, помимо указанных в иске несоответствий по цветности, мутности и железу, также при взятии проб из артскважины было установлено наличие колиформных бактерий, что в целом создает угрозу жизни и здоровью населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с перебоями предоставления коммунальной услуги, т.е. водоснабжения жителей деревни <адрес> Несмотря на то, что после направления административного иска в суд, администрацией района были приняты меры по заключению муниципального контракта на изготовление проектно-сметной документации (далее – ПСД), требования областной прокуратуры сформулированы таким образом, что бездействие выражается именно в непроведении ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни, при этом сам факт разработки ПСД не дает гарантии, что ремонт будет проведен. В связи с изложенным, просят удовлетворить заявленные требования только в отношении Администрации Плюсского района.
Представитель ответчика Администрации Плюсского района ФИО12А. в судебном заседании административные исковые требования прокуратуры Псковской области не признала. Пояснила, что органы прокуратуры вмешиваются в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления на самостоятельное определение порядка проведения капитального ремонта муниципального имущества. В заключенных соглашениях с Администрацией городского поселения «Заплюсье» полномочий по поводу водоснабжения района Администрация Плюсского района на 2022 год не принимала, дополнительные соглашения, на которые ссылается прокуратура, также не вносят изменения в полномочия, доп.соглашением передано финансирование на водоотведение, а строка по КБК идет как финансирование по водоснабжению и водоотведению, но это не говорит о том, что формулировка из статьи бюджета городского поселения автоматически передает полномочия по водоснабжению. Кроме того, на сегодняшний день централизованная система холодного водоснабжения, водонапорная башня в деревне <адрес> находятся в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты> которое находится в стадии банкротства, сейчас открыто конкурсное производство, однако юридическое лицо не ликвидировано и имущество в казну Плюсского района не возвращено. Конкурсный управляющий выставляет платежные документы населению Плюсского района и юридическим лицам на оплату услуг по водоснабжению, поэтому МУП «<данные изъяты>» должен быть тоже ответчиком по делу, так как в силу Закона «О водоснабжении» организация, которая поставляет коммунальные услуги, отвечает и за ее качество. Также срок - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не отвечает законным интересам сторон в связи с тем, что для проведения капитального ремонта, реконструкции, либо строительства новых сетей требуется непосредственно проектно-сметная документация, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Далее - проведение конкурсных процедур в рамках Федерального закона №44 с целью определения исполнителя для проведения этих работ, заключение с ним договора на производство работ и проведение самих работ с учетом погодных условий. Поэтому заявленный срок является неисполнимым.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. вторым административным ответчиком признано МУП «<данные изъяты>».
Представитель МУП «<данные изъяты>» конкурсный управляющий ФИО13. предоставил письменный отзыв на иск, согласно которого Решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Трудовые договоры с сотрудниками предприятия расторгнуты. Основополагающей целью процедуры конкурсного производства являются мероприятия по формированию конкурсной массы, ее реализации с целью максимально возможного, соразмерного удовлетворения требований кредиторов должника. МУП «<данные изъяты>», находясь в стадии банкротства, не имеет ни физической ни юридической возможности разрешения вопросов, касающихся поддержания работоспособности систем водоснабжения и водоотведения, организации надлежащего качества водоснабжения потребителей, так как в указанных выше условиях у предприятия отсутствует возможность произведения каких-либо ремонтно-строительных работ собственными силами, отсутствует возможность использования и поддержания в работоспособном состоянии специализированной техники, необходимой для самостоятельного устранения аварий на объектах водоснабжения и водоотведения, переданных в хозяйственное ведение предприятию. С целью осуществления соответствующих ремонтных работ и оказания услуг необходимо привлечение третьих лиц, текущую оплату услуг которых конкурсный управляющий производить также не может ввиду недостаточности денежных средств и наличия положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому нарушение установленной очередности удовлетворения требований кредиторов не допускается. В силу вышеизложенных объективных причин МУП «<данные изъяты>» не может являться надлежащим, гарантирующим поставщиком социально-значимых коммунальных услуг, способным самостоятельно обеспечить бесперебойное водоотведение и водоснабжение в границах муниципального образования, организацию надлежащего качества водоснабжения потребителей. В соответствии со ст.6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств, организация снабжения населения соответствующими ресурсами относится к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация Плюсского района утверждает, что организация водоснабжения органом местного самоуправления возможна только при наличии у нее объектов коммунальной инфраструктуры. По этому вопросу о юридической возможности использования объектов централизованных систем водоснабжения конкурсным управляющим в письмах в Администрацию района предлагались способы передачи имущества, находящегося в конкурсной массе должника, во временное владение и пользование с целью организации оказания соответствующих услуг. Однако Администрацией был предложен лишь способ передачи имущества по договору в безвозмездное пользование, который был отклонен кредиторами должника в связи с несоответствием действующему законодательству. Никаких конкретных действий, направленных на возмездную передачу соответствующего имущества из конкурсной массы в казну района, собственником – Администрацией предпринято не было. Согласно главе 3 ФЗ 131 обязанность по организации водоснабжения в пределах муниципального образования возложена на соответствующий орган местного самоуправления. С учетом изложенного, исполнить исковые требования МУП «<данные изъяты>» не сможет ввиду объективных обстоятельств.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения «Заплюсье» ФИО14 в судебном заседании пояснила, что вопросы по централизованному водоснабжению, в основном это многоквартирные дома, подключенные к центральной системе, всегда решало МУП «<данные изъяты> но сейчас такой организации нет. Администрация ГП «Заплюсье» за подачу воды в многоквартирные дома, не отвечает. У нее на балансе в казне имеются 2 башни в <адрес> и система водоснабжения только в д.<адрес>. В бюджете прописана статья «улучшение качества водоснабжения», там всего заложено <данные изъяты>.руб. Улучшение качества водоснабжения – это обслуживание колодцев, не центральное водоснабжение. В бюджете не заложены денежные средства на водоснабжение в многоквартирные дома, фин.управление района это тоже подтвердило, так как за эти системы администрация ГП не отвечает, потому что они находились в МУП «<данные изъяты>» и учредителем МУП «<данные изъяты>» была Администрация района. В этом году имелись какие-то поломки, аварии в <адрес> связанные с системой централизованного водоснабжения, которые устраняла Администрация района. Администрация ГП никогда не ремонтировала сети в <адрес> все время отвечал МУП «<данные изъяты>» за централизованные сети холодного водоснабжения, были прорывы, и все ремонтировалось МУП «<данные изъяты>». Денежных средств на их ремонты нет.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Также направил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что поддерживает административный иск Прокуратуры Псковской области к Администрации Плюсского района. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь приятные органолептические свойства. По результатам анализа отобранных проб воды в системе централизованного водоснабжения д. <адрес> выявлено значительное превышение по показателям цветности, мутности, наличию железа, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Повышенная цветность воды может свидетельствовать о возможной ее техногенной загрязненности. Величина органолептического показателя «мутность» важна по трем причинам. Во-первых, мутность влияет на микробиологическую безопасность. Чем она больше, тем сложнее определять наличие бактерий и вирусов. Поверхность частиц и хлопьев - идеальное место для жизнедеятельности микроорганизмов. Там скапливаются питательные вещества, обеспечивая этим активный рост и размножение бактериальных колоний. Во-вторых, мутность может вызывать неприятный запах и привкус. Наличие этих показателен вместе со взвешенными частицами делает воду непригодной к употреблению. Вода с повышенной концентрацией железа может вызывать чувство «стянутости» и сухости кожи после купания, высокий уровень содержания железа в питьевой воде придает ей неприятный металлический вкус. Кроме того, избыток железа нередко становится причиной развития дерматитов и аллергических реакций. Железо может создавать питательную среду для роста вредных микроорганизмов и клеток, а также дополнительно стимулировать канцерогенное действие свободных радикалов. Избыток железа нарушает функцию центральной нервной системы. Считает Администрацией Плюсского района не предпринято достаточных мер по обеспечению населения д. <адрес> бесперебойной подачей воды, которая бы соответствовала требованиям указанных СанПиН 1.2.3685- 21.
Выслушав представителей прокуратуры Плюсского района, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении Администрации Плюсского района, исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст.39 частью 1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданам, организациям, иным лицам право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если они полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 (в ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу ст.31 п.47 Устава муниципального образования «Плюсский район» администрация Плюсского района по вопросам местного значения муниципального района осуществляет в том числе полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу положений п. 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация водоснабжения населения.
Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.4, п.29 статьи 2 Федерального Закона №416-ФЗ).
Согласно п.1 и п.2 ст.23 Федерального Закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального Закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Псковской области из Государственной Думы РФ поступило обращение жителей д<адрес> о неудовлетворительном качестве питьевой воды в централизванных сетях холодного водоснабжения (л.д.16-27).
Из соглашения №№ от ДД.ММ.ГГГГ. п.1.1 п.п.2 следует, что между Администрацией ГП «Заплюсье» и Администрацией Плюсского района осуществлена передача части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов водоотведения (л.д.85-89). Пунктом 2.2. Дополнительного соглашения №№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на исполнение полномочий, указанных в пункте 1.1 настоящего соглашения, устанавливается в структуре расходов бюджета поселения на 2022 год и составляет <данные изъяты> рублей по кодам классификации расходов бюджета поселения № – Реализация мероприятий по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в рамках реализации мероприятий основного мероприятия (л.д.83-84).
Деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Плюсского района Псковской области осуществляло муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>
Распоряжением Администрации Плюсского района от ДД.ММ.ГГГГ № № в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>» передано имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения ГП «Заплюсье», в том числе в д<адрес>, а именно: артезианские скважины, водозаборы, насосные станции, станция очистки вод, водонапорные башни, канализационные сети. Указанное имущество является собственностью МО «Плюсский район» (л.д. 54-59).
Решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» признано банкротом, введена процедура конкурсного производства (л.д.142).
Конкурсный управляющий МУП «<данные изъяты>» в соответствии с положениями ст.ст.20.3 и 129 Федерального закона от 26.10.2002. 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не вправе осуществлять хозяйственную деятельность предприятия.
Согласно разъяснений, изложенных в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009. №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства, допускаются лишь в той мере, в какой это оправдано для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Иная организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение для населения Плюсского района, до настоящего времени не создана.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Проведенной по обращению жителей <адрес>, проверкой прокуратурой района с участием органов контроля в деятельности Администрации района выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологических законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно требований Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»), предельные сроки службы канализационных трубопроводов, выполненных из чугуна, которые составляют 40 лет.
В ходе проверки установлено, что водонапорная башня <адрес> района введена в эксплуатацию в 1970 г., сети холодного водоснабжения - в 1982 г. износ системы водоснабжения составляет более 90%. Альтернативных источников водоснабжения на территории <адрес>, находящихся в собственности муниципального образования Плюсский район, не имеется. В нарушение требований указанного Приказа капитальный ремонт инженерных сетей водоснабжения д.<адрес> не проводился, ремонт сетей водоснабжения производился лишь в целях ликвидации аварийных ситуаций (л.д.28-29).
В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу п.75 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Гигиенические нормативы установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296).
Согласно пунктам 3 и 5 таблицы 3.1. п.10 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 вода питьевая централизованного водоснабжения должна соответствовать показателю цветности не более 20 единиц, показателю мутности по формазину не более 2,6 единиц.
Согласно пункту 556 таблицы 3.13 п.10 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по показателю железо (Fe суммарно) не должны превышать 0,3 миллиграмм на литр.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, по результатам проб, отобранных ФБУЗ «<данные изъяты> в Псковской области» из систем централизованного водоснабжения д<адрес> и артскважины, качество холодной воды не соответствует гигиеническим требованиям по цветности, мутности, по содержанию железа и количеству общих колиформных бактерий.
Согласно протоколу №№ от ДД.ММ.ГГГГ. в результате анализа проб отобранных из систем централизованного водоснабжения в районе дома ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 47 + 9,4 единиц при допустимой величине не более 20; в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 4,5 + 0,9 единиц по мутности при допустимой величине не более 2,6; в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,5 + 0,5 при допустимой величине не более 0,3 (л.д.43-44).
Таким образом, экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что вода из водоразборной колонки (холодная) не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: Мутность (по формазину), Цветность, Железо (л.д.45).
Согласно протоколу №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате анализа проб отобранных из систем централизованного водоснабжения в <адрес> установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 67 + 6,7 единиц при допустимой величине не более 20; в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 8,6 + 1,7 единиц по мутности при допустимой величине не более 2,6; в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,6 + 0,5 при допустимой величине не более 0,3 (л.д. 40-41).
Таким образом, экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что вода из разводящей сети (кран холодной воды) не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: Мутность (по формазину), Цветность, Железо (л.д.42).
Согласно протоколу №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате анализа проб отобранных из систем централизованного водоснабжения в районе д<адрес> установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», имеется превышение по цветности в размере 46,8 + 9,3 единиц при допустимой величине не более 20; в нарушение «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» в размере 3,7 + 0,7 единиц по мутности при допустимой величине не более 2,6; в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 2,1 + 0,4 при допустимой величине не более 0,3 (л.д. 46-47).
Таким образом, экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что вода из водоразборной колонки (холодная) не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: Мутность (по формазину), Цветность, Железо (л.д.45).
Согласно протоколу №№ от ДД.ММ.ГГГГ. в результате анализа проб, отобранных из артскважины в д<адрес>, установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа» вода не соответствуют требованиям по наличию железа (Fe суммарно) в размере 4,8 + 1,0 при допустимой величине не более 0,3, в нарушение МУК 4.2.1010-01 вода не соответствует допустимым требованиям по количеству общих колиформных бактерий - 58 единиц при допустимых 50 (л.д.188-189).
Таким образом, экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что вода из артскважины не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: общее микробное число, железо, общие колиформные бактерии, Железо (л.д.190).
Из вышеизложенного следует, что в настоящее время обязанность по организации надлежащего качества водоснабжения жителей д<адрес>, в силу вышеуказанных положений законодательства является обязанностью Администрации Плюсского района – собственника централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни. Несмотря на то, что в указанном Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ №№ указаны только водоснабжение и теплоснабжение населения, из объяснений представителей Администрации Плюсского района и ГП «Заплюсье» следует, что Администрация ГП «Заплюсье» фактически отвечает за то водоснабжение, где нет централизованных сетей. Имущество, которое было передано в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>» ей не принадлежит, у городского поселения на балансе не находится, Администрация ГП юридическое лицо не организовывала для предоставления коммунальных услуг, которому при создании юридического лица она должна была бы передать имущество, чтобы осуществить уставную деятельность, а имущества этого нет. Администрация ГП «Заплюсье» отвечает за колодцы, водонапорные башни, которые находятся у нее в реестре в маленьких населенных пунктах. В судебном заседании установлено, что МУП «<данные изъяты>» как предприятие, признанное банкротом, не имеет достаточных финансовых средств для проведения работ по ремонту централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д<адрес> с целью получения воды надлежащего качества, что само по себе указывает на необходимость собственника указанных объектов- муниципальное образование «Плюсский район» - обеспечить выделение денежных средств для приведения объектов в надлежащее состояние с целью получения воды в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
С учетом исследованных доказательств, судом установлено, что Администрацией муниципального образования «Плюсский район» до настоящего времени не создано условий, необходимых для организации подачи создаваемыми ею муниципальными предприятиями, осуществляющими холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Об этом свидетельствуют факты изношенности на 90% переданного в хозяйственное ведение имущества (сетей, водонапорной башни и т.д.), непроведение его капитального ремонта по истечению установленных законом сроков эксплуатации, без которого невозможно обеспечение населения водой, соответствующей требованиям СанПиН и ГОСТ. При этом и представитель Администрации Плюсского района в ходе судебных заседаний неоднократно поясняла, что Администрация как собственник имущества не оспаривает обязанность по его надлежащему содержанию, проведению капитального ремонта. Поскольку судом установлено, что потребителям подается вода ненадлежащего качества, суд соглашается с доводами административного истца о том, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья жителей данного населенного пункта, возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с перебоями предоставления водоснабжения.
Учитывая изложенное, а также то, что Администрацией района только после обращения зам.прокурора в суд были приняты меры по разработке ПСД по строительству водозабора и прокладки сетей холодного водоснабжения, оснований считать, что органы прокуратуры вмешиваются в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, у суда нет.
Предложенный прокурором срок по проведению ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д.<адрес> – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по мнению суда является неисполнимым. В данном случае заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что ПСД будет готова не ранее ДД.ММ.ГГГГ, после чего необходимо время для проведения конкурсных процедур в рамках Федерального закона №44 с целью определения исполнителя для проведения ремонтных работ, заключение с ним договора на производство работ и проведение самих работ с учетом погодных условий. В связи с чем, суд считает целесообразным и обоснованным установление срока – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
По изложенным выше основаниям в удовлетворении исковых требований к МУП «<данные изъяты>» суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск зам.прокурора Псковской области Борисенко В.А. в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Плюсского района о признании незаконным бездействия в части непроведения ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д.<адрес>, необходимых для обеспечения населения питьевой водой, соответствующей СанПиН, ГОСТ, возложении обязанности провести ремонт централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни д.<адрес> с целью обеспечения населения питьевой водой, соответствующей СанПиН, ГОСТ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района в части непроведения ремонта централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни в д<адрес> района, необходимых для обеспечения населения питьевой водой, соответствующей СанПиН 1.2.3685-21, ГОСТ 31868-2012, ГОСТ Р 57164-2016, ГОСТ 4011-72*.
Возложить обязанность на Администрацию Плюсского района Псковской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт централизованной сети холодного водоснабжения и водонапорной башни д<адрес> с целью обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, «ГОСТ 31868-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения цветности», «ГОСТ Р 57164-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности», «ГОСТ 4011-72*. Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа».
В удовлетворении требований к МУП «<данные изъяты>» отказать.
Сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Стругокрасненский районный суд Псковской области и в прокуратуру Псковской области, в течение одного месяца с даты исполнения решения.
На решение может быть подана жалоба в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 17 июля 2022 года.
Судья Е.Ю. Напалкова