Дело № 2-272/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Петухово                                  14 сентября 2018 года                     

Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Александровой О.В.,

при секретаре Гладковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Кузьменко Олега Николаевича к Администрации Петуховского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петуховского района в интересах Кузьменко О.Н. обратился с иском к Администрации Петуховского района Курганской области, просит обязать администрацию Петуховского района предоставить Кузьменко О.Н., дата года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г.Петухово, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. В обоснование иска указал, что Кузьменко О.Н., дата г.р. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец – ФИО3 умер дата, а мать – ФИО4 решением Петуховского районного суда от дата лишена родительских прав в отношении Кузьменко О.Н. Постановлением от 06.04.2011 № 133 Администрации Петуховского района несовершеннолетнему Кузьменко О.Н. назначены опекуны ФИО5 и ФИО6 Жилое помещение за Кузьменко О.Н. не закреплялось. На основании приказа № 11 от 24.03.2014 МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» Кузьменко О.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области. Вместе с тем, жилое помещение истцу до сих пор не предоставлено.

Истец Кузьменко О.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Петуховского района о предоставлении ему жилого помещения поддержал в полном объеме. Пояснил, что до настоящего времени жильем не обеспечен, нуждается в жилье, собственником, нанимателем жилого помещения не является. Зарегистрирован по <адрес>. Намерен проживать в <адрес>.

Представитель истца зам.прокурора Петуховского района Курганской области Коновалов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Петуховского района Акопян Р.М., действующая на основании доверенности в судебном заседании не оспаривала право истца на получение жилого помещения. Пояснила, что в настоящее время на территории Петуховского района отсутствует свободный жилой фонд для предоставления по договорам специализированного найма. В соответствии со вступившими в силу изменениями в действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильём детей-сирот обеспечивается за счёт переданных им органами исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретённых и переданных в муниципальную собственность жилых помещений.

Представитель третьего лица МКУ «Управления по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному в суд письменному отзыву оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав при этом, что удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав иных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями ранее чем истец, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному в суд письменному отзыву право истца на обеспечение жилым помещением не оспорил, при этом считает, что удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав иных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями ранее чем истец, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установлено, что Кузьменко О.Н., дата года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Мать Кузьменко О.Н. – ФИО4 по решению Петуховского районного суда от дата лишена родительских прав в отношении сына Кузьменко О.Н., отец – ФИО3 умер дата (свидетельство о смерти (повторное) I-БС от дата).

По постановлению Администрации Петуховского района от дата «О назначении несовершеннолетнему Кузьменко О.Н. опекунов, исполняющих свои обязанности возмездно», ФИО5 и ФИО6 назначены опекунами, исполняющим свои обязанности возмездно над несовершеннолетним Кузьменко О.Н.

Согласно аттестатe об основном общем образовании от 30.06.2018 , Кузьменко О.Н. окончил в 2018 году МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» и получил основное общее образование.

Согласно справке директора Макушинского многопрофильного филиала ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж О.В. Лушникова №358 от 20.08.2018, Кузьменко О.Н. обучается по очной форме обучения по специальности «Сестринское дело» с 01.09.2018.

Кузьменко О.Н. зарегистрирован по <адрес>.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.07.2018, Кузьменко О.Н. собственником жилых помещений, расположенных по <адрес> не является.

Нанимателем жилого помещения по договору социального найма Кузьменко О.Н. по месту жительства в <адрес> и в <адрес> не является, что подтверждается ответами главы г.Петухова от 20.08.2018 и главы Рынковского сельсовета от 17.08.2018.

Приказом №11 от 24.03.2014 по МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» Кузьменко О.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области по договорам найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец до настоящего времени жильём не обеспечен, своего жилья в собственности не имеет. Нуждаемость Кузьменко О.Н. в жилом помещении сторонами не оспаривалась.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 1 ст.6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» гражданам категории «дети-сироты», соответствующим установленным требованиям, органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме граждан категории «дети-сироты», достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область.

Пунктом 3 Порядка определено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.

Согласно ч.6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов.

    В силу статьи 86 БК РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт бюджета субъекта Российской Федерации.

    Соответственно в ч. 4 ст.49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

    Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

    На основании статьи 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот и детей из их числа, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению жилыми помещениями» передаются органам местного самоуправления в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону, в котором в том числе, поименовано муниципальное образование Петуховский район.

    Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждён порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

    В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменён ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Так, в соответствии с п. 3 ст.8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Исходя из указанного, суд считает, что обязанность обеспечения Кузьменко О.Н. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Петуховского района Курганской области, поскольку действующим законодательством Курганской области возложена на администрацию муниципального района указанного субъекта обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в виде формирования списков и предоставления за счёт переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретённых и переданных в муниципальную собственность жилых помещений.

    Поскольку истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными. При этом реализация права Кузьменко О.Н. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

    Согласно положениям пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно, должно предоставляться на территории населённого пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

Решением Петуховской городской Думы от 23.12.2015 № 61 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде города Петухово в размере 18 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

С учётом изложенного, суд считает, что Кузьменко О.Н. должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Петухово в пределах нормы предоставления не менее 18 кв. м. общей площади.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2018 ░░░░ ░ 16 ░░░. 00 ░░░.

░░░░░               ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 20.10.2018, ░░ ░░░░░░░░░░░░.

2-272/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьменко Олег Николаевич
Прокуратура Петуховского района
Ответчики
Администрация Петуховского района Курганской области
Другие
Коновалов Александр Андреевич
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Акопян Регина Майисовна
Отдел опеки и попечительства при Администрации Петуховского района Курганской области
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
petuhovsky.krg.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее