Дело № 3а-820/2021
РЕШЕНРР•
именем Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
31 мая 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
при секретаре Каминской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить новую кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения <№...>, с кадастровым номером <№...>, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 11 410 763 руб., определенной на основании отчета об оценке № 84-21 от 27 января 2021 года, подготовленного ООО «Бюро оценки Касьянова».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником указанного объекта недвижимости и считает, что результаты государственной кадастровой оценки его стоимости в размере
17 482 163,28 руб. являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Ржевская Е.М. в своем отзыве не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства и просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
От представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности
Пашниной С.Г. поступил отзыв, в котором она просит в удовлетворении административных исковых требованиях ООО «Управляющая компания» отказать.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, уведомлены надлежащим образом Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РІ том числе СЃ учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – РљРђРЎ Р Р¤), ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
В силу статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
На основании протокольного определения суда от 31 мая 2021 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября
2003 года № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28), с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения <в„–...>, СЃ кадастровым номером <в„–...>, расположенного РЅР° 10-Рј этаже, площадью 338,9 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской РёР· ЕГРН. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17 482 163,28 руб.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, суд считает
1 января 2018 года верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета об оценке № 84-21 от 27 января 2021 года, подготовленного ООО «Бюро оценки Касьянова», и представленного административным истцом, рыночная стоимость спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2018 года составляет 11 410 763 руб.
Как указано в пункте 20 Постановления Пленума ВС № 28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
РЎСѓРґ может назначить экспертизу РїРѕ ходатайству лица, участвующего РІ деле, или РїРѕ своей инициативе. Ркспертиза может быть назначена РїРѕ инициативе СЃСѓРґР°, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления Рѕ фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными обстоятельствами административного дела Рё представленными доказательствами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами указанного отчета имелись существенные различия, определением суда от 10 марта 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно экспертному заключению РѕС‚ 5 апреля 2021 РіРѕРґР° в„– 24-233/2021 судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом РћРћРћ «Альфа Рксперт» Надгериевым Р”.Р’., РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2018 РіРѕРґР° рыночная стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ нежилого помещения составляет 12 580 000 СЂСѓР±.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьёй 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта. Рксперт Надгериев Р .Р’., являющийся оценщиком I категории сложности (6 уровень квалификации), имеет высшее профессиональное образование, профессиональное образование РІ области оценочной деятельности, диплом Рѕ профессиональной переподготовке, стаж работы экспертом – 5 лет, стаж работы РІ оценочной деятельности - 6 лет, действующий квалификационный аттестат РІ области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие Рѕ членстве РІ РЎР Рћ «Региональная ассоциация оценщиков», Р° также РѕР± обязательном страховании гражданской ответственности, является членом экспертного совета РЎР Рћ «Региональная ассоциация оценщиков».
Заключение экспертизы содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, приведены выводы, РЅР° основании этого исследования даны ответы РЅР° поставленные перед экспертом РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Выводы эксперта полностью согласуются СЃ его исследовательской частью. Ркспертное заключение составлено РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства, предъявляемыми Рє отчету РѕР± оценке объекта недвижимости.
Ркспертом были применены сравнительный Рё доходный РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, что позволило наиболее полно Рё точно определить действительную рыночную стоимость объекта экспертизы. Обоснование отказа РѕС‚ применения затратного РїРѕРґС…РѕРґР° экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты корректировки на износ, на различия в объеме/площади здания, на климат, на сейсмичность, на региональное различие в уровне цен на ресурсы, на величину прочих и непредвиденных затрат, корректировки на торг и т.д.
Заключение эксперта РЅРµ допускает неоднозначного толкования, РІ нем изложена РІСЃСЏ информация, существенная СЃ точки зрения стоимости объекта оценки. Рнформация РѕР± оценке, использованная или полученная РІ результате расчетов РїСЂРё проведении оценки, существенная СЃ точки зрения стоимости объекта оценки, подтверждена. Состав Рё последовательность представленных РІ заключении материалов Рё описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены РІ рамках используемых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ, результаты расчетов согласованы Рё позволяют объективно определить стоимость объекта оценки РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2018 РіРѕРґР°.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату его кадастровой оценки.
В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами по административному делу выводы вышеназванного экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью объекта недвижимости материалы дела не содержат. Доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.
При таких обстоятельствах суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным, и приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом при проведении экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
На основании изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд
9 февраля 2021 года, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 9 февраля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 - 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ООО «Управляющая компания» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения <№...> с кадастровым номером <№...>, расположенного на 10-м этаже, площадью 338,9 кв.м., по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 12 580 000 (двенадцать миллионов пятьсот восемьдесят тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> считать 9 февраля 2021 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья краевого суда: