Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2015 года город Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи А.Н. Хольшева,
при секретаре Т.А.Мерлиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова В.А. к администрации .... сельского поселения о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд к ответчику с настоящим требованием мотивируя его тем, что в хх.хх.хх г. решением администрации .... сельского поселения ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец является бывшим узником фашистских концлагерей, ..... Ему на праве собственности принадлежит .... часть дома расположенного по адресу ..... хх.хх.хх г. был подписан акт обследования дома и составлено заключение, которым дом был признан непригодным для проживания.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ФИО2
В судебном заседании истец и его представитель Ж., действующая на основании доверенности иск поддержали, просили его удовлетворить с учетом того, что истец является узником фашистских лагерей и ....
Администрация .... сельского поселения в суд своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В отзыве представленном в суд хх.хх.хх г. глава администрации .... сельского поселения указал, что в хх.хх.хх г. Михайлов В.А. обратился в администрацию .... сельского поселения с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, как малолетний узник.
Администрация .... сельского поселения рассмотрела заявление Михайлова В.А. на жилищно-бытовой комиссии и сообщила о том, что ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием послужили п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с предоставленным неполным пакетом документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Акта обследования жилого помещения от хх.хх.хх г. в администрации нет.
На основании изложенного администрация .... сельского поселения считает решение жилищно-бытовой комиссии от хх.хх.хх г. обоснованным и вынесенным в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо ФИО2 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав истца и его представителя, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
Истец является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением, выданным на имя Михайлова В.А.
Истец является собственником .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..... и проживает во второй квартире указанного дома. Вместе с истцом в указанном жилом помещении проживает его супруга ФИО1
хх.хх.хх г. в администрации .... сельского поселения было зарегистрировано заявление Михайлова В.А. в котором он просил поставить его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании «Указа Президента РФ о статусе бывшего несовершеннолетнего узника в период ВОВ с 1941-1945»
Согласно постановления главы .... сельского поселения № от хх.хх.хх г. «Об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии» Михайлову В.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно пункта 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так как Михайловым В.А. представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 3), о чем заявителю сообщено в письменном виде (письмо за исх. № от хх.хх.хх г.).
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с данной нормой Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилого фонда Российской Федерации или жилые помещения субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным указанным Кодексом и(или)федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (часть 3).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса РФ для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признании в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной категории определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ) и быть признанным нуждающимся в жилом помещении по основаниям предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцатью дней со дня предоставления указанных документов в данный орган.
При этом в соответствии с ч. 1 пп.2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем истец, малоимущим в установленном порядке не признан. Признание гражданина малоимущим является полномочием органа местного самоуправления и не входит в компетенцию суда.
Доказательств того, что имеются основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям предусмотренным ст. 51 ЖК РФ нет. По запросу суда администрацией .... сельского поселения было проведено обследование ..... Согласно акта и заключения межведомственной комиссии жилое помещение расположенное по адресу .... пригодно для проживания, но требуется капитальный ремонт.
Доводы истца и его представителя, что заключением от хх.хх.хх г. .... в .... был признан не пригодным для проживания, суд не принимает во внимание по тем основаниям, что акт обследования жилого помещения и заключение от хх.хх.хх г. не подписаны председателем комиссии. Администрация не подтверждает составление такого акта и наличия в администрации копии этого акта. Оригиналов акта истцом в суд не представлено.
В связи с изложенным при наличии двух различных актов и заключений суд отдает предпочтение последним, как составленных по запросу суда, подтвержденных постановлением о создании комиссии от хх.хх.хх г., имеющих все необходимые реквизиты.
Согласно принятым судом акту и заключению у истца отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилье, соответственно отсутствуют основания для постановки на учет.
Как основание постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец указывает наличие у него статуса несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками в период Великой отечественной войны, этими же основаниями истец руководствовался и при подаче заявления в администрацию поселения.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 81-КГ 12-9 в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714.
Исходя из изложенного истец не подтвердил свое право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем в иске ему следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ .... ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.