Дело № 2а-1457/2020
УИД 55RS0004-01-2020-001431-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 29 апреля 2020 года
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой Т.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Панчевой Е.С., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Омска Масловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» Ахаева А.З. об установлении административного надзора в отношении осужденного Степанова Дениса Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» Ахаев А.З. обратился в суд с административным иском к Степанову Д.Ф. об установлении в отношении осужденного административного надзора сроком на восемь лет до 07.02.2027 (срока погашения судимости по приговору Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016) с административными ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности, запрещения посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании также не принимал участия, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на отсутствие возражений против установления административного надзора и административных ограничений.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, поскольку не признано обязательным их участие в рассмотрении административного дела.
Старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска Маслова А.С. в судебном заседании поддержала требования об установлении административного надзора с предложенным административным истцом объемом административных ограничений, указав на необходимость установления административного ограничения в виде обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации с периодичностью 3-х раз в месяц.
Заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что исходя из взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и частей 7, 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел.
Из материалов дела следует, что Степанов Д.Ф. осужден приговором Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016 за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), к 2 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Приговором суда в действиях осужденного установлен особо опасный рецидив преступлений.
Из мест лишения свободы Степанов Д.Ф. освободился 07.02.2019.
Решением Советского районного суда г. Омска от 15.08.2018 в отношении Степанова Д.Ф. установлен административный надзор сроком на восемь лет (в связи с наличием непогашенной судимости по приговору Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016) с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23-00 часов до 06-00 часов, запрещения выезда за пределы муниципального образования г. Омск без согласия органа внутренних дел. Решение суда вступило в законную силу 28.08.2018.
В период нахождения под административным надзором Степанов Д.Ф. совершил преступление средней тяжести, предусмотренное п. «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ, за которое осужден приговором Ленинского районного суда г. Омска от 10.10.2019 к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором суда в действиях осужденного установлен рецидив преступлений.
14.10.2019 Степанов Д.Ф. осужден приговором Ленинского районного суда г. Омска от 14.10.2019 по ч.2 ст.314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором суда в действиях осужденного установлен рецидив преступлений.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Омска от 05.02.2020 на основании ч.5 ст.69 УК РФ к назначенному приговором Ленинского районного суда г. Омска от 14.10.2019 наказанию частично присоединено наказание по приговору Ленинского районного суда г. Омска от 10.10.2019, всего Степанову Д.Ф. определено к отбытию 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбытия наказания – 26.09.2019, конец срока отбытия – 25.07.2020.
Из представленных в материалы дела характеристики и справки о поощрениях и взысканиях осужденного усматривается, что Степанов Д.Ф. за время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области нарушений режима содержания не допускал, дисциплинарные взыскания не налагались, поощрений не имеет.
После освобождения осужденный намерен проживать по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 173.1 УИК РФ осужденный подпадает под действие пункта 2 и пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ.
Как следует из разъяснений в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
По приговору Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016 судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, не погашена, сведений о снятии данной судимости материалы дела не содержат. В соответствии со статьей 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения данного преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии со статьей 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести (ч.2 ст.314.1, ч. 2 ст. 112 УК РФ), по истечении трех лет после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Виды административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, перечислены в статье 4 указанного Федерального закона.
На основании изложенного суд считает необходимым установить в отношении Степанова Д.Ф. административный надзор сроком на восемь лет, но не свыше срока погашения судимости по приговору Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом суд, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенной правовой позиции Верховного Суда РФ, считает необходимым установить административные ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности, запрещения посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков.
Установление административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Количество установленных судом явок в органы внутренних дел для регистрации обусловлено характером и тяжестью совершенных административным ответчиком преступлений, данными о его личности, а также фактом прекращения ранее установленного в отношении Степанова Д.Ф. административного надзора (вследствие совершения новых преступлений), которым было возложено административное ограничение в виде обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации с периодичностью 3 (трех) раз в месяц в отношении непогашенной на сегодняшний день надзорообразующей судимости.
Основанием для установления административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов, являются необходимость в усилении профилактического контроля за поведением осужденного после освобождения из мест лишения свободы с учетом его характеризующих данных, характера и неоднократности совершенных преступлений, а также факта установления ранее судом данного вида административного ограничения в рамках административного надзора (в отношении непогашенной до настоящего времени судимости), прекращенного вследствие совершения нового преступления и правонарушений.
Необходимость в установлении запрета на посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков, вызвана необходимостью усиления индивидуального профилактического воздействия на административного ответчика, исходя из характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений и правонарушений, а также с учетом обстоятельств совершения Степановым Д.Ф. преступлений и административных правонарушений, в частности, в состоянии алкогольного опьянения. Факт юридического непризнания в приговорах суда данного обстоятельства в качестве отягчающего не исключает сам факт совершения Степановым Д.Ф. противоправных деяний (преступлений и правонарушений) в состоянии алкогольного опьянения, что является в данном случае характеризующим личность фактором и требует соответствующих мер индивидуально-профилактического воздействия.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования по месту проживания или пребывания, как это было установлено решением Советского районного суда г. Омска от 15.08.2018 в рамках прекращенного на сегодняшний день административного надзора, суд не усматривает, поскольку, как усматривается из материалов дела, данный вид ограничения был установлен судом в связи с отсутствием данных о месте регистрации Степанова Д.Ф. на момент принятия решения. Как следует из последнего приговора в отношении Степанова Д.Ф., последний уже имеет место регистрации и проживания. Иных объективных данных, свидетельствующих о необходимости и соразмерности указанной меры административного воздействия, материалы дела не содержат. Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение права гражданина возможно только на основании федерального закона, преследовать законную цель, исключая умаление и несоразмерное ограничение прав и свобод.
Одновременно суд разъясняет административному ответчику, что в силу статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Руководствуясь статьями 175, 272, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить в отношении Степанова Дениса Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения административный надзор на срок 8 (восемь) лет, но не свыше срока погашения судимости по приговору Кировского районного суда г. Омска от 26.09.2016 за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Степанова Дениса Федоровича административные ограничения в виде:
- обязательной явки 3 (три) раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации,
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности,
- запрещения посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд города Омска в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.В. Ведерникова
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2020 года.