Решение по делу № 2-728/2025 от 07.02.2025

УИД 79RS0002-01-2025-000601-45

Дело № 2-728/2025

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2025 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Бирюковой Е.А.,

с участием процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Ляш Н.П.,

при секретаре Фадеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах ФИО1, к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Биробиджана ЕАО обратилась в суд с исковым заявлением, действующий в интересах ФИО1, к ОГБУЗ «Областная больница» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, мотивировав тем, что прокуратурой г. Биробиджана по обращению ФИО1 осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых установлено, что ФИО1 трудоустроена в ОГБУЗ «Областная больница» в должности <данные изъяты>

Материальный истец занята на работе с вредными условиями труда, что дает ей право на получение гарантии и компенсации в виде молока или других равноценных продуктов.

ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ОГБУЗ «Областная больница» издан приказ -к «О замене выдачи молока денежной компенсацией сотрудникам ОГБУЗ «Областная больница», согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока жирностью 2,5%, в сумме <данные изъяты> руб. для расчета за одну рабочую смену.

Также ДД.ММ.ГГГГ главным врачом издан приказ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ установлен размер денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока жирностью 2,5 % в сумме <данные изъяты>., для расчета за одну рабочую смену.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока жирностью 2,5 % в сумме <данные изъяты> руб., для расчета за одну рабочую смену.

Согласно ответу ОГБУЗ «Областная больница» задолженность медицинского учреждения перед материальным истцом по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока за период с апреля по декабрь 2023 года, с января по август 2024 года, с октября по декабрь 2024 года составляет <данные изъяты>.

Вместе с тем, в нарушение требований законодательства ОГБУЗ «Областная больница» не принято мер по выплате материальному истцу компенсации в денежной форме взамен выдачи молока, что свидетельствует о нарушении трудовых прав работника.

Просит суд взыскать с ОГБУЗ «Областная больница» в пользу ФИО1 задолженность по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока за период с апреля по декабрь 2023 года, с января по август 2024 года, с октября по декабрь 2024 года в размере <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. При недостаточности у ОГБУЗ «Областная больница» денежных средств выделенных на финансирование деятельности учреждения здравоохранения, обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЕАО Ляш Н.П. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Просила снизить размер государственной пошлины.

Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Областная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменных возражениях не оспаривали право материального истца на компенсацию в денежной форме взамен молока перед и образовавшуюся сумму задолженности. Исковые требования в части взыскания в пользу материального истца задолженности по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока признали, указав, что последствия признания иска разъяснены и понятны. Выразили несогласие с требованиями о взыскании компенсации морального вреда, поскольку сам по себе факт задержки выплаты компенсации в денежной форме взамен выдачи молока не является безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу работника, учитывая, что данная сумма не является частью заработной платы и основным источником дохода, в связи с чем просили отказать в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснение представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, а также обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу положений абз. 4 и 14 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Этим правам работника корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 4, 15 и 16 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абз. 2 ч. 1 ст. 210 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 219 ТК РФ).

В соответствии со ст. 222 ТК РФ работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При выполнении отдельных видов работ работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Перечень таких видов работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для целей настоящей статьи под лечебно-профилактическим питанием понимается питание, предназначенное для отдельных категорий работников и используемое в специальных рационах в целях предупреждения повреждения здоровья работника, обусловленного воздействием вредных производственных факторов.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредны условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих мест работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко и другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядок осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалента стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (далее – Перечень).

Согласно п. 1 Перечня в соответствии со ст. 222 ТК РФ работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты на основании требований настоящих Норм и условий. Перечень равноценных пищевых продуктов (далее - равноценные пищевые продукты), которые могут выдаваться работникам вместо молока, и нормы их бесплатной выдачи приведены в таблице 1.

Как указано в <адрес> бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте, и превышающим установленные гигиенические нормативы уровнем вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, приведенным в приложении к настоящему приказу.

Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, производится не позднее даты, следующей за датой внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) за все время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).

Пунктом 4 Перечня предусмотрено, что норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается.

Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенным в приложении к настоящему приказу.

Допускается замена компенсационной выплаты на молоко или равноценные пищевые продукты по письменным заявлениям работников (п. 10 Перечня).

В соответствии с п.п. 12 и 15 Перечня ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение настоящих норм и условий их выдачи возлагается на работодателя. Иные вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или равноценных пищевых продуктов, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений отраслевых (межотраслевых) соглашений, к которым он присоединился, и (или) коллективного договора.

Пунктом 1 Приложения к вышеуказанному приказу регламентировано, что в соответствии со ст. 222 ТК РФ выдача работникам по установленные нормам молока или указанных в приложении равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

В силу п.п. 2-4 Приложения к приказу размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.

Работникам, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер компенсационной выплаты устанавливается исходя из стоимости равноценных пищевых продуктов.

Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.

Из материалов дела следует, что ФИО1 трудоустроена в ОГБУЗ «Областная больница» в должности <данные изъяты>), занята на работах с вредными условиями труда биологический фактор, подкласс 3.2 (вредные условия 2 степени) и ей установлены гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (карта специальной оценки труда, трудовой договор).

Предметом деятельности ОГБУЗ «Областная больница» является осуществление специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях с целью медицинской деятельности.

В соответствии с п. 3.2 Устава учреждение обязано обеспечивать безопасные условия труда, осуществлять меры социальной защиты работников и нести ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный работникам.

Согласно приказу главного врача ОГБУЗ «Областная больница» а-к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена ежедневной выдачи 0,5 л молока жирностью не менее 2,5 % компенсационной выплатой в сумме <данные изъяты>. за один рабочий день (смену), сотрудникам, занимающие должности, которые прошли специальную оценку условий труда в 2022 году.

Приказом главного врача ОГБУЗ «Областная больница» -к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена ежедневной выдачи 0,5 л молока жирностью не менее 2,5 % компенсационной выплатой в сумме <данные изъяты>. за один рабочий день (смену), сотрудникам, занимающие должности, которые прошли специальную оценку условий труда в 2022 году. Выплата производится денежной компенсацией по окончании календарного месяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка для выплаты заработной платы за вторую половину месяца, на основании данных табеля учета рабочего времени. Один раз в полгода производится индексация размера денежной компенсации пропорционально росту цен на молоко жирностью 2,5 в розничной торговле <адрес> на основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

На основании приказа главного врача ОГБУЗ «Областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена ежедневной выдачи 0,5 л молока жирностью не менее 2,5 % компенсационной выплатой в сумме <данные изъяты>. за один рабочий день (смену), сотрудникам, занимающие должности, которые прошли специальную оценку условий труда в 2020, 2021 и 2022 году.

Приказом главного врача ОГБУЗ «Областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока жирностью 2,5 % в сумме <данные изъяты>., для расчета за одну рабочую смену.

Исходя из сводной ведомости материальному истцу начислена компенсации по выплате в денежной форме взамен выдачи молока за период с апреля по декабрь 2023 года, с января по август 2024 года, с октября по декабрь 2024 года в размере <данные изъяты>.

В ходе проведенных прокуратурой г. Биробиджана надзорных мероприятий по обращению материального истца установлено, что вышеуказанная компенсация ей не выплачена.

Доказательств выплаты компенсации в денежной форме взамен выдачи молока материальному истцу не представлено.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ст. 173 ГПК РФ в случае, если признание иска выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В письменных возражениях ответчик ОГБУЗ «Областная больница» не оспаривал право материального истца на указанную выплату и сумму задолженности компенсации по выплате в денежной форме взамен выдачи молока. Исковые требования в части взыскания в пользу материального истца задолженности по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока признал, указав, что последствия признания иска разъяснены и понятны.

Суд считает возможным принять признание иска в указанной части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с изложенным, учитывая, что нарушены права работника в сфере охраны труда, заявленные исковые требования к ОГБУЗ «Областная больница» о взыскании компенсации в денежной форме взамен выдачи молока являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Принимая во внимание тот факт, что ответчиком нарушены права материального истца в сфере охраны труда, то заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда являются так же обоснованными.

Заявленный размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. суд считает завышенным, и с учетом тяжелого материального положения ответчика подлежащим снижению до <данные изъяты>. Данная сумма отвечает принципу разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах исковые требования к ОГБУЗ «Областная больница» о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

Из устава ОГБУЗ «Областная больница» следует, что учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества является Еврейская автономная область. Функции и полномочия учредителя осуществляются департаментом здравоохранения правительства <адрес>.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп утверждено Положение о департаменте здравоохранения правительства ЕАО и Перечень областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент здравоохранения правительства ЕАО, и областных государственных предприятий, находящихся в ведении департамента здравоохранения правительства ЕАО.

В указанный Перечень областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент здравоохранения правительства ЕАО, и областных государственных предприятий, находящихся в ведении департамента здравоохранения правительства ЕАО, входит ОГБУЗ «Областная больница».

Материалами дела подтверждается тяжелое финансовое положение ОГБУЗ «Областная больница».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на департамент здравоохранения правительства ЕАО при недостаточности у ОГБУЗ «Областная больница» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности учреждения здравоохранения, выделить денежные средства на указанные цели.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, что департамент здравоохранения правительства ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, с ответчика ОГБУЗ «Областная больница», исходя из размера удовлетворённых материальных требований и требований о компенсации морального вреда, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер подлежащей взысканию с ОГБУЗ «Областная больница» государственной пошлины до <данные изъяты> рублей в связи с представленными доказательствами тяжелого финансового положения учреждения.

Руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области, действующего в интересах ФИО1, к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» () в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) задолженность по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока за период с апреля по декабрь 2023 года, с января по август 2024 года, с октября по декабрь 2024 года в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., всего взыскать <данные изъяты>.

При недостаточности у областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» () денежных средств, выделенных на финансирование деятельности учреждения здравоохранения, обязать департамент здравоохранения правительства <адрес> () выделить денежные средства на указанные цели.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» () государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-728/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Биробиджана Балаев В.В.
Крезо Надежда Юрьевна
Ответчики
ОГБУЗ "Областная больница"
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
07.02.2025Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2025Передача материалов судье
10.02.2025Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2025Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2025Подготовка дела (собеседование)
21.02.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2025Судебное заседание
18.03.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее