Дело № 2а-1391/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 сентября 2020 г. г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием представителя заинтересованного лица – заместителя Вяземского межрайонного прокурора Якубовской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Антоновой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту - администрация) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в отношении администрации 28 мая 2020 г. возбуждено исполнительное производство ХХХ, в рамках которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 13 июля 2020 г. ХХХ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Исполнение исполнительного документа в 5-ти дневный срок было невозможно ввиду отсутствия денежных средств на данные цели в областном бюджете на 2020 г. в соответствии с законом Смоленской области от 19 декабря 2019 г. № 130-з «Об областном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022».
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-607/2020, на основании которого возбуждено исполнительное производство, вынесено после формирования областного бюджета на 2020 год и принятия вышеуказанного областного закона. В связи с данными обстоятельствами ранее денежные средства не могли быть выделены, так как решение суда поступило в администрацию позже принятия областного закона.
Кроме того, администрация обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке с заявлением о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, в том числе Захаровой А.Р.
После обращения в Департамент Смоленской области по образованию и науке с заявкой данная субвенция будет перечислена администрации.
Таким образом, администрацией приняты все возможные меры для исполнения решения суда и не имеется признаков бездействия, однако в 2020 г. это невозможно ввиду отсутствия денежных средств.
Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 13 июля 2020 г. ХХХ полностью в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Вяземского межрайонного прокурора Якубовская О.В. в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, и в срок, установленный судом, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, что подтверждается правильностью вывода судебного пристава-исполнителя о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора (л.д. 20, 21-22).
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области А.ва А.А., представитель заинтересованного лица – Департамента Смоленской области по образованию и науке, а также заинтересованное лицо Захарова А.Р., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явились, возражений относительно заявленных требований суду не представили.
Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как следует из материалов административного дела, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2020 г. на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Захаровой А.Р., дд.мм.гггг. года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. На администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести и предоставить Захаровой А.Р., дд.мм.гггг. года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение суда вступило в законную силу 14 мая 2020 г., в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области выписан исполнительный лист серии ХХХ (л.д. 23) и направлен в УФССП России по Смоленской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 28 мая 2020 г. на основании исполнительного листа серии ХХХ от 14 мая 2020 г. возбуждено исполнительное производство ХХХ в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 27).
На основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 13 июля 2020 г. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 12).
Суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 13 июля 2020 г. в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.
Вместе с тем, из решения Вяземского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2020 г. следует, что администрация обязана исполнить его по перечислению денежных средств из областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Смоленской области денежных средств администрации на эти цели.
Департаментом Смоленской области по образованию и науке, осуществляющим перечисление субвенций, денежные средства из областного бюджета на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставление его Захаровой А.Р., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, администрации к моменту истечения 5-дневного срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не выделялись. Следовательно, у администрации отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Кроме того, администрацией предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, а именно 11 июня 2020 г. и 3 июля 2020 г. в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке направлялись предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями органов местного самоуправления муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д. 6, 7-11).
Суд полагает необходимым отметить, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Ввиду вышеприведенных обстоятельств суд находит несостоятельными приведенные административным ответчиком - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в своих возражениях доводы и отмечает, что требования о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не заявлены.
Суд находит, что возражения представителя заинтересованного лица – Вяземского межрайонного прокурора относительно удовлетворения заявленных требований не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, суд учитывает, что Вяземский межрайонный прокурор не является взыскателем по исполнительному производству.
Ввиду принятия административным истцом мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования суд при разрешении данного административного иска принимает во внимание и наличие такого обстоятельства, как вынесение решения после принятия Закона об утверждении областного бюджета.
Суд приходит к выводу, что административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
09.10.2020 ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.