Судья Леконцев А.П. Дело № 33а-3289/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 04 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИФНС России по г.Сыктывкару) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2018 года, по которому административное исковое заявление Грушина В.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару о признании незаконными действий по расчету налога на имущество физических лиц, удовлетворено.
Признаны незаконными действия Инспекции Федеральной службы по г. Сыктывкару по расчету налога на имущество физических лиц за 2015-2016 гг. по ставке 2 % в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего Грушину В.Н..
Возложена обязанность на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016 в отношении указанного нежилого помещения с названным кадастровым номером исходя из инвентаризационной стоимости.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., заслушав объяснения административного истца Грушина В.Н., его представителя Моисеевой В.В., представителей административного ответчика Лихачевой М.А., Фроловой Г.Д., Хомченко С.Т., судебная коллегия
установила:
Грушин В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару о признании незаконными действий по расчету налога на имущество физических лиц за 2015-2016 гг. по ставке 2 % в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящегося по адресу <Адрес обезличен>. В обоснование требований указано на то, что указанное нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности Грушину В.Н., не включено в перечень объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для применения оспариваемого расчета налога на имущество физических лиц по ставке 2%.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного истца Моисеева В.В. доводы и требования своего доверителя поддержала в полном объеме, указав, что здание по адресу <Адрес обезличен> в котором располагается помещение <Номер обезличен>, принадлежащее административному истцу, включено в Перечень, утвержденный Приказом Министерства экономического развития от 31.12.2014 для 2015 года, и соответственно Приказом того же ведомства от 23.12.2015 № 369 для 2016 года. Однако помещение <Номер обезличен> не поименовано в данном Перечне, сформированном во исполнение требований пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Следовательно, оспариваемый расчет, произведенный налоговым органом по ставке 2 %, является незаконным.
Представители административного ответчика Лихачева М.А., Кондрашова А.В. заявленные требования не признали, указав, что здание <Номер обезличен> по указанному адресу включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Сыктывкару просит решение суда отменить, как незаконное.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пунктов 1 и 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года N 123-РЗ "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" налог на имущество физических лиц.Пунктом 2 данного решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в частности в размере 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2.2.1), объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2.2.2), объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2.2.3).
В соответствии с пунктом 2.3 указанного решения налоговая ставка определяется в отношении прочих объектов налогообложения, в размере 0,5 процента.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство экономического развития Республики Коми определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и которому также отнесены функции по направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещение указанного перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказами Министерства экономического развития Республики Коми № 466 от 31.12.2014 и № 369 от 23.12.2015 определен на 2015 и 2016 год соответственно перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, которые опубликованы на официальном сайте министерства www.econom.rkomi.ru.
Из пункта 164 и 158 указанных Перечней, соответственно, следует, что в него включено здание по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 7 с кадастровым номером 11:05:0106041:22 и помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:166.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Грушин В.Н. является собственником нежилого помещения <Номер обезличен> площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2006.
Нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащее административному истцу в указанных Перечнях отсутствует.
Вместе с тем, как следует из налогового уведомления от 20.09.2017 года <Номер обезличен> налогоплательщику Грушину В.Н. произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 года в отношении указанного нежилого помещения, исходя из налоговой ставки 2 % на сумму 113 588 руб., а также произведен перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении того же недвижимого имущества за период 2015 года на сумму 5 549 руб., исходя из ставки 2 %.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы вышеизложенного законодательства, и установив, что недвижимое имущество, принадлежащее административному истцу, в 2015 и 2016 году не было включено уполномоченным на то органом в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и пришел к правильному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для расчета налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего Грушину В.Н. недвижимого имущества за 2015-2016 годы по ставке 2 %, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы с указанием на то, что нежилое помещение, принадлежащее административному истцу находится в здании ТЦ "...", расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен>, которое включено в Перечни, утвержденные Приказами Министерства экономического развития Республики Коми № 466 от 31.12.2014 и № 369 от 23.12.2015, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда. В пунктах 164 и 158 названных Перечней включено не только здание по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, но и одно из помещений, расположенных в нем, которое имеет свой кадастровый номером <Номер обезличен>, что свидетельствует о том, что не все помещения, расположенные в спорном здании включены в данные Перечни. Нежилое помещение <Номер обезличен> площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., принадлежащее административному истцу в них не поименовано.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что исчисление налога на имущество физических лиц следует производить исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной стоимости, как ошибочно указал суд первой инстанции. Как уже указывалось выше решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 25.11.2014 № 29/2014-406 в отношении прочих объектов налогообложения (не поименованных в соответствующем Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,5 процента исходя из кадастровой стоимости объекта.
С учетом вышеизложенного, решение суда в части возложения обязанности на административного ответчика произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016 в отношении нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, исходя из инвентаризационной стоимости, нельзя признать законным, и оно подлежит изменению, с указанием на исполнение такой обязанности налоговым органом исходя из кадастровой стоимости по налоговой ставке в размере 0,5 процента.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2018 года изменить в части возложения обязанности на административного ответчика произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016 в отношении нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, исходя из инвентаризационной стоимости.
Вынести в указанной части новое решение, по которому обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего Грушину В.Н., исходя из кадастровой стоимости по налоговой ставке в размере 0,5 процента.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: