88-12322/2023
28RS0019-01-2023-000326-48
2-218/2023
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 января 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Калиниченко Т.В., Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чумакова Н.П, на решение Серышевского районного суда от 21.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.08.2023 по делу по иску Чумакова Н.П. к администрации Серышевского муниципального округа о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А.,
у с т а н о в и л а:
истец, обратившись в суд, указал, что в период с 14.10.1984 по 03.05.1990 замещал должность <данные изъяты>. Стаж работы в данной должности составил 5 лет 6 месяцев 19 дней.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского района от 20.12.2018 № 142 ему за период работы в названной должности назначена доплата к пенсии за выслугу лет с 01.11.2018.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31.03.2023 года №3 выплата пенсии за выслугу лет прекращена с 01.04.2023 в связи с тем, что он не достиг пенсионного возраста при замещении муниципальной должности.
Просил признать решение комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31.03.2023 №3 незаконным и отменить его, возобновить выплату пенсии за выслугу лет за муниципальную службу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы.
Решением Серышевского районного суда от 21.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.08.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Чумаков Н.П. просит отменить оспариваемые судебные акты, считая их незаконными, в связи с неправильным применением судом норм права. Ссылается на то, что пенсия за выслугу лет была назначена в соответствии с действовавшим законодательством. Судом не учтены положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Кроме того, выплата пенсии за выслугу лет является гарантией, предоставляемой муниципальному служащему, в соответствии Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Чумаков Н.П., представитель администрации Серышевского муниципального округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее администрации Серышевского муниципального округа, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании исследованных доказательств судами установлено, что в период с 14.10.1984 по 03.05.1990 истец замещал должность <данные изъяты>, был избран на эту должность, его стаж в указанной должности составил 5 лет 6 месяцев 19 дней.
Истец является получателем страховой пенсии по старости с 28.01.2015.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского района от 20.12.2018 года № 142 ему с 01.11.2018 назначена доплата к пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31.03.2023 № 3, распоряжением и. о. главы администрации Серышевского муниципального округа от 05.04.2023 № 146 рк доплата к пенсии за выслугу лет истцу прекращена с 01.04.2023 в связи с изменением порядка назначения такой доплаты, предусматривающего возможность назначения названной доплаты только лицам, достигшим пенсионного возраста при замещении муниципальной должности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из того, что решение о прекращении Чумакову Н.П. доплаты за выслугу лет является законным и обоснованным, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять порядок ее назначения и выплаты, корректировать правила исчисления таких выплат.
При принятии решения суды руководствовались положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Амурской области от 30.06.2008 № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области», а также статьей 75 Устава муниципального образования Серышевского муниципального округа, Положением об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и пересчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа», принятым решением Совета народных депутатов от 21.02.2023 № 109.
В соответствии с абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ).
Проанализировав действующее федеральное и региональное законодательство, а также нормы муниципального правого акта - Положения об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденного Советом народных депутатов 21.02.2023, а также Устава муниципального образования Серышевского муниципального округа, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном прекращении выплаты истцу пенсии за выслугу лет, поскольку органы местного самоуправления вправе изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств дополнительного пенсионного обеспечения для лиц, замещавших выборную муниципальную должность в соответствующем муниципальном образовании, в том числе правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово - экономических возможностей.
Закрепление в муниципальных правовых актах дополнительных социальных гарантий в виде пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления только при достижении пенсионного возраста или потери трудоспособности в период осуществления ими указанных полномочий, вышеприведенному федеральному законодательству не противоречит. А введение нового правового регулирования и прекращение ранее назначенной истцу выплаты из собственных средств муниципального образования, исходя из имеющихся финансово - экономических возможностей является правом органа местного самоуправления и не свидетельствует о нарушении прав истца, подлежащих судебной защите.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не влекут отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Серышевского районного суда от 21.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.08.2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Чумакова Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи