УИД 19RS0001-02-2024-000531-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело 2-1755/2024
г. Абакан 01 августа 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Нагловской В.А.,
с участием истцов (ответчиков по встречному иску) Акулининой Л.Т., Акулинина Г.А. (по устному ходатайству представляющего интересы Акулининой Л.Т.), представителей ответчика (истца по встречному иску) Царёва Е.В., Гайворонского В.С., представителей третьих лиц – Администрации г. Абакана, УКХТ Администрации г. Абакана Гасан О.А., Министерства ЖКХ и энергетики Хакасии Казаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акулининой Л.Т., Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о признании договоров незаключенными, признании задолженности отсутствующей, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» к Акулининой Л.Т., Акулинину В.А., Акулинину Е.А., Акулинину Г.А. о взыскании задолженности по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Акулинина Л.Т. обратилась в суд с иском к филиалу общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (далее – ООО «Аэросити-2000», региональный оператор) о признании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) незаключенными, признании задолженности в размере 14 076,72 руб. отсутствующей, обязании ответчика удалить из своей базы клиентов истца (лицевые счета № 3038857, № 3038858), взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик является региональным оператором в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019. По адресу обслуживания <адрес> (лицевой счет 3038857) ответчиком начислена задолженность по обращению с ТКО в размере 7 038,36 руб. Собственником данной квартиры являлся муж истца ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, до марта 2023 г. квитанции на оплату задолженности выставлялись на имя ФИО1, с апреля 2023 г. – на имя Акулининой Л.Т. Полагая, что изначально выставляя счет на имя ФИО1, региональный оператор заключил договор с ним, однако, поскольку первый умер еще до даты публикации оферты, первоначальная сделка является недействительной, поскольку умерший заявки на вывоз ТКО не размещал; ответчик в одностороннем порядке внес корректировку получателя услуги, заменив ФИО1 на Акулинину Л.Т., которая не является собственником данного домовладения, заявки на вывоз ТКО также ответчику не направляла. По адресу обслуживания <адрес> (лицевой счет 3038858) начислена задолженность в размере 7 038,36 руб. Первоначальный договор ответчиком был заключен с сыном истца Акулининым В.А., что подтверждается информацией, отраженной в квитанциях на оплату, которые до января 2023 г. выставлялись на имя Акулинина В.А., который собственником данного домовладения не является; с февраля 2023 г. счета приходят на имя Акулининой Л.Т. Следовательно, первоначальная сделка также является недействительной, так как Акулинин В.А. заявки на вывоз ТКО не размещал. Полагая, что односторонняя корректировка наименования получателя услуги по недействительным договорам является незаконной, между истцом и ответчиком индивидуальный договор на вывоз ТКО не заключался, истец не совершала акцепт по принятию публичной оферты ответчика, заявки на вывоз ТКО не направляла, на улице <данные изъяты> отсутствуют общие специализированные места (площадки) по накоплению ТКО, установлены только контейнеры, которые принадлежат собственникам ИЖС, вывоз ТКО осуществляют третьи лица, с которыми у Акулининой Л.Т, заключены соответствующие договоры, фактически ответчик услуги по вывозу ТКО истцу не оказывает, истец обратилась в суд с вышеназванным иском.
Определением суда от 06.03.2024, занесенным в протокол судебного заседания (том 1 л.д. 106-107), произведена замена ненадлежащего ответчика филиал ООО «Аэросити» на надлежащего – ООО «Аэросити», филиал ООО «Аэросити» освобожден от участия в деле в качестве ответчика; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Акулинин Г.А., Акулинин Е.А., Акулинин В.А.
26.03.2024 определением суда, занесенным в протокол судебного заседания (том 1 л.д. 172), к производству принят встречный иск ООО «Аэросити-2000» к Акулининой Л.Т. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за апрель 2019 г. – март 2024 г. в сумме 15 290,60 руб., начисленных по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 151-152).
Определением судьи от 18.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация г. Абакана (том 1 л.д. 208).
На основании ходатайства представителя регионального оператора Царева Е.В., действующего на основании доверенности № 1-Ц от 20.10.2023 (том 1 л.д. 70), определением суда от 15.05.2024, занесенным в протокол судебного заседания (том 2 л.д. 14 оборот) к участию в деле в качестве соответчиков по встречному иску ООО «Аэросити» привлечены Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А., с исключением их из состава третьих лиц. В уточнении к встречному иску (том 2 л.д. 1-2) ООО «Аэросити» просит взыскать с Акулининой Л.Т. задолженность по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за апрель 2019 г. – апрель 2024 г. в сумме 11 572,55 руб., начисленной по адресу: <адрес> с Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А. задолженность по договору на оказание услуг по обращению с ТКО за апрель 2019 г. – апрель 2024 г. в сумме по 3 927,25 руб. с каждого, начисленной по адресу: <адрес>.
В ходе судебного заседания от 04.06.2024 представлено уточнение исковых требований, подписанное Акулининой Л.Т., Акулининым В.А., Акулининым Е.А., Акулининым Г.А. (том 2 л.д. 34-49), в котором содержатся требования о признании договоров по лицевым счетам № 3038857, № 3038858 незаключенными, возложении на ООО «Аэросити-2000» обязанности удалить из своей базы клиентов по лицевому счету № 3038857 Акулинину Л.Т., Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А., признать задолженность по данному лицевому счету в сумме по 3 927,25 руб. у каждого из Акулининых отсутствующей, возложении обязанности удалить из своей базы клиентов по лицевому счету № 3038858 Акулинину Л.Т., признать задолженность по этому лицевому счету в размере 7 854,49 руб. у Акулининой Л.Т. отсутствующей, взыскать с регионального оператора в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по 30 000 руб., штраф, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей», судебные расходы по уплате государственной пошлины, а также заявлено ходатайство о привлечении Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А. к участию в деле в качестве соистцов.
Определением суда от 04.06.2024, занесенным в протокол судебного заседания (том 2 л.д. 108-109), Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А. привлечены к участию в деле в качестве соистцов на основании ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ по первоначальному иску, на основании ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия, Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана.
В обоснование заявленных исковых требований и возражений на встречный иск Акулинина Л.Т., Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А. ссылаются на доводы, указанные в исковом заявлении, письменных уточнениях к нему и письменных возражениях на встречный иск (том 1 л.д. 71-82, 130-142, 221-230, том 2 л.д. 119-127).
В отзыве на иск (том 1 л.д. 187-189) представитель регионального оператора Гайворонский В.С., действующий на основании доверенности № 1-Г от 01.12.2022 (том 1 л.д. 68) указал на то, что собственники жилого дома <адрес> в нарушение действующего законодательства не уведомили регионального оператора надлежащим образом о смене собственника домовладения, начисления производились по имеющимся лицевым счетам на указанный жилой дом. Потребители обязаны производить накопление ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, указанных в договоре, а при наличии договора, заключенного в соответствии с типовым договором – площадка (место) накопления ТКО определяется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия. Поскольку места (площадки) накопления по адресу проживания истцов не имеется, они вправе размещать ТКО на ближайших местах накопления по адресу: <адрес>, №, № – в 170 метрах от дома истца. Следовательно, услуга по вывозу ТКО истцам оказывается, что подтверждается треками спутниковой системы ГЛОНАСС, а потому подлежит уплате образовавшаяся задолженность.
Истцы по первоначальному иску указывают на то, что место накопления ТКО является существенным условием договора оказания услуг по обращению к ТКО, такое место накопления ТКО для дома истцов не предусмотрено. Пользоваться местами накопления ТКО по иным адресам, истцы права не имеют, это запрещено на законодательном уровне. До истцов не была доведена информация о надлежащем месте накопления ТКО. Кроме того, до ближайшего места накопления ТКО, указанного региональным оператором по адресу: <адрес>, №, № около 450 метров. В силу возраста и имеющихся заболеваний, Акулинина Л.Т. не в состоянии преодолеть такое расстояние. Поскольку место накопления ТКО истцов не включено в Территориальную схему обращения с отходами Республики Хакасия, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО г. Абакан. В отсутствие доказательств заключения договора и нарушения его прав, ООО «Аэросити-2000» в удовлетворении встречного иска надлежит отказать.
В судебном заседании истцы (ответчики по встречному иску) Акулинина Т.Л., Акулинин Г.А. (по устному ходатайству также представляющий интересы Акулининой Л.Т.) настаивали на удовлетворении искового заявления, возражая против удовлетворения встречного иска, дополнительно заявили ходатайство о применении срока исковой давности к встречному иску (том 2 л.д. 132 оборот).
В судебное заседание не явились истцы (ответчики по встречному иску) Акулинин В.А., Акулинин Е.А., будучи надлежаще уведомленными о времени и месте разбирательства дела, предоставили письменные отзывы (том 1 л.д. 124, 127), в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ООО «Аэросити-2000» по доверенностям Гайворонский В.С., Цароев Е.В. возражали против удовлетворения заявленных Акулиниными исковых требований, настаивая на удовлетворении встречного иска, приводя в обоснование доводы, указанные в письменных возражениях.
Представитель третьих лиц Администрации г. Абакана, УКХТ Администрации г. Абакана Гасан О.А., действующая на основании доверенностей № 4994 от 30.11.2023 и от 29.12.2023 (том 2 л.д. 117, 118), в судебном заседании полагала подлежащими частичному удовлетворению требования первоначального иска и просила отказать в удовлетворении встречного иска, указывая на то, что региональным оператором не предоставлено доказательств оказания услуг по вывозу ТКО истцам Акулининым.
Представитель третьего лица Министерства ЖКХ и энергетики Хакасии Казакова Е.В., действующая на основании доверенности от 06.05.2024 (том 2 л.д. 142), в судебном заседании представила отзыв на иск (том 2 л.д. 140-141), в котором указала, что место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере образования с ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в установленном порядке не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным, что подтверждается судебной практикой. Региональный оператор, начисляя плату собственнику дома по адресу: <адрес>, рассматривает данный адрес как источник образования ТКО, однако информацию о принятых мерах, направленных на соблюдение установленных требований Правил обращения с ТКО от 12.11.2016, с момента начала своей деятельности, не предоставил, доказательств факта реального оказания услуг собственнику ТКО не предоставил, следовательно, начисление платы за обращение с ТКО истцам до момента создания и определения места накопления ТКО в территориальной схеме обращения с отходами и в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО, производится необоснованно. Таким образом, Министерство ЖКХ и энергетики РХ считает исковые требования Акулининых законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С 01.01.2016 собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 Правила № 354 дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее, в том числе – ТКО).
Из Письма Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» следует, что собственниками ТКО признаются, в том числе собственники помещений в многоквартирных домах и собственники частных домовладений.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости (вопрос 7).
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Акулининой Л.Т. (1/2 доля) и Акулинину А.Т. (1/2 доля), что подтверждается выпиской на здание из ЕГРН от 23.04.2024 (том 1 л.д. 215-218), а также свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 93) и № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 92). При этом земельный участок под указанным домовладением имеет следующие адреса: <адрес>, уч. №, собственник Акулинина Л.Т. (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ – том 1 л.д. 220) и <адрес>, уч. №, собственник ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ – том 1 л.д. 58 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 53).
Акулинин Е.А., Акулинин В.А., Акулинин Г.А. (сыновья – свидетельства о рождении – том 1 л.д. 55 оборот-57), Акулинина Л.Т. (супруга – свидетельство о браке от 04.09.1968 – том 1 л.д. 55) 20.08.2016 подали заявление нотариусу о вступлении в наследство после смерти ФИО1, указав в заявлении, что наследственное имущество состоит, в том числе из ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № (том 1 л.д. 53 оборот-54).
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусмотрено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Согласно представленным по запросу суда материалам наследственного дела, Акулинин Е.А., Акулинин В.А., Акулинин Г.А., Акулинина Л.Т. подав нотариусу 20.08.2016 заявления о принятии наследства, пропустили установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, поскольку ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в материалы дела представлена справка от 09.08.2016 № 94 (том 1 л.д. 57 оборот), из которой следует, что ФИО1 на момент смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>; совместно с ним зарегистрированы Акулинина Л.Т., Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А. В судебном заседании Акулинина Л.Т., Акулинин Г.А. подтвердили, что фактически проживают в квартире № дома <адрес>. Из представленных в материалы дела заявлений Акулинина В.А., Акулинина Е.А. от 22.03.2024 (том 1 л.д. 124, 127) также следует место их жительства: <адрес>; иным местом жительства указанных истцов суд не располагает.
Кроме того, Акулинин Г.А. подавал нотариусу заявление от 02.11.2016 о выдаче ему запроса о розыске денежных средств на счетах умершего отца (том 1 л.д. 54 оборот).
Дополнительно, истцами по первоначальному иску в ходе судебного разбирательства дела представлены товарные чеки, квитанции за период июнь-август 2016 г. о приобретении строительных материалов для ремонта жилого дома по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 147-158), а также фотографии данного жилого дома от 16.05.2015 и 31.07.2024 (том 2 л.д. 145-146) в подтверждение того, что ремонт был проведен. В указанных чеках не указано лицо, которое приобретало товары.
Обобщая приведенные доказательства, суд приходит к выводу, что после смерти ФИО1 фактически приняли наследство его жена Акулинина Л.Т. и сыновья Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А.
Следовательно, собственниками жилого помещения на 01.01.2019 по адресу: <адрес> являются Акулинина Л.Т., Акулинин В.А., Акулинин Е.А., Акулинин Г.А.; собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является Акулинина Л.Т. Указанные лица, в силу приведенных выше нормативных положений, обязаны нести расходы по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, являясь собственниками ТКО.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах, Закон № 89-ФЗ) предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 4 ст. 24.7 указанного Федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
Согласно п. 8(4) указанных Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пунктов 8(11), 8(12) приведенных Правил № 1156 следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац 4 п. 8(17) Правил № 1156).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил № 1156).Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ (о том, что молчание не является акцептом), в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с ТКО № 1156 предусмотрено, что договор считается заключенным на условиях типового договора в следующих случаях: (1) уклонение потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирование возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправление потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, приведенными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ (молчание, акцепт оферты), так и путем применения норм, содержащихся в указанных пунктах Правил № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования потребитель после размещения предложения регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе направить ему заявку и необходимые документы, а в случае их ненаправления договор считается заключенным на условиях типового договора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Аэросити-2000» с 01.01.2019 обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) на территории Республики Хакасия, в пределах территориальных зон на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории РХ от 19.07.2018 по территориальной зоне № 2 (том 1 л.д. 157-162).
В соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.12.2019 № 010-1829-пр «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия», в территориальную зону № 2 входит, в том числе г. Абакан (том 1 л.д. 165).
Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 10.11.2018 № 63-к и приказами Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 28.09.2019 № 17-к, от 18.12.2019 № 94-к утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Аэросити-2000» по обращению с ТКО по территориальным зонам Республики Хакасия в период с 2019 по 2028 гг. (том 1 л.д. 164-171).
В газете «Хакасия» № 228 от 30.11.2018 опубликован типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО физическим лицам (публичная оферта) ООО «Аэросити-2000» (том 2 л.д. 57-60).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не оспаривали тот факт, что Акулинины заявки на вывоз ТКО ООО «Аэросити-2000» не направляли, индивидуальный договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде единого документа между ними не заключался, вследствие чего на основании положений абзаца 4 п. 8(17) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами считается заключенным на условиях типового договора: с Акулининой Л.Т., Акулининым В.А., Акулининым Е.А., Акулининым Г.А. по адресу: <адрес> (лицевой счет № 3035587), с Акулининой Л.Т. по адресу: <адрес> (лицевой счет № 3035588).
При таких обстоятельствах, не подлежат удовлетворению требования Акулининых о признании договоров по лицевым счетам № 3038857 и № 3038858 незаключенными и обязании ООО «Аэросити» удалить их из своей базы клиентов.
Что касается требований ООО «Аэросити-2000» о взыскании с Акулининых задолженности по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО и встречных требований Акулининых о признании данной задолженности отсутствующей, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 148(22) Правил от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 9 Правил от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
В силу п. 10 указанных Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах,
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, п. 4 раздела II «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которым расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении настоящего спора являются следующие: каким способом оказывалась ответчиком истцам услуга по вывозу ТКО; выполнена ли встречная обязанность региональным оператором вывоза ТКО из контейнера, расположенного не более 100 метров от дома, принадлежащего истцам, либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки; имели ли возможность потребители соблюсти п. 10 Правил № 1156, и разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно пользоваться услугами по обращению с ТКО.
В силу п. 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются: а) предмет договора; б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору; з) права и обязанности сторон по договору; и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов; к) ответственность сторон; л) цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2.1 типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления отходов, которое определено в приложении к договору, а также осуществлять деятельность по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по государственно-регулируемой цене, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 типового договора установлено, что места (площадки) накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО определяется в приложении к настоящему договору. Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре. Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО вне контейнеров и/или бункеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Потребителям запрещается складировать ТКО в таре, не предусмотренной настоящим договором (в ведрах, ящиках и др.).
Способ складирования ТКО предусмотрен в п. 2.3 типового договора:
- в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, место расположения которых указано в приложении к договору;
- непосредственно в мусоровоз при прибытии на место сбора согласно приложению к договору.
Услуги, предусмотренные пунктом 2.1 типового договора, оказываются в соответствии с утвержденным графиком вывоза ТКО и приложением к договору (п. 2.5 типового договора).
Услуги по договору оплачиваются по утвержденному тарифу на услуги регионального оператора по территориальной зоне (п. 3.2 типового договора).
Из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 24.7 Закона об отходах и пунктом 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В силу п. 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно п. 3 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (далее – Правила № 1130) раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно п. 5 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039) реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО (п. 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами от 13.12.2023).
В ответе от 31.05.2024 № 2285 (том 2 л.д. 25) на запрос суда администрация г. Абакана указала, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> относится к территориальной зоне № 2. В адрес УКХТ не поступало заявки от Акулининой Л.Т. о включении сведений места (площадки) накопления ТКО по указанному адресу. Следовательно, в реестре информация о вышеуказанной площадке отсутствует. В связи с чем Администрация г. Абакана не располагает сведениями, к какому месту (площадке) накопления ТКО относится жилой дом по адресу: <адрес>.
Постановлениями Администрации г. Абакана от 16.02.2023 № 253 и от 11.07.2023 № 1297 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Абакана, утвержденный постановлением Администрации г. Абакана от 25.12.2018 № 2310, дополнен новыми строками согласно приложению. В приложениях к указанным постановлениям определены места (площадки) накопления ТКО в частном секторе г. Абакана, в том числе указана <адрес>, блок 1 и блок 2: реестровые номера площадки №№ 14867, 14868 (том 2 л.д. 74-76), №№ 16272-16274 (том 2 л.д. 85-87).
Однако вступившими в законную силу решениями Абаканского городского суда от 09.01.2024 по делу № 2а-576/2024 (том 2 л.д. 62-73) и от 13.10.2013 по делу № 2а-4989/2023 (том 2 л.д. 77-84) данные постановления признаны незаконными в связи с несоответствием площадок (мест) накопления ТКО нормативным требованиям.
В подтверждение оказания Акулининым услуги по вывозу ТКО представители ООО «Аэросити-2000» указали, что ближайшим местом накопления ТКО, которое включено в Территориальную схему обращения с отходами, к жилому дому истцов являются адреса: <адрес>, №, № (том 1 л.д. 190, 191). Истцы вправе пользоваться контейнерами для вывоза ТКО по указанным адресам. В подтверждение оказания услуг по вывозу ТКО с указанных адресов в материалы дела предоставлены сведения ГЛОНАСС о движении мусоровозов и местах остановок за период март-декабрь 2023, январь-март 2024 (том 1 л.д. 193-206).
Между тем, расстояние от дома истцов по <адрес> до указанных многоквартирных домов составляет более 100 метров (том 1 л.д. 234-235), что противоречит требованиям приведенных выше норм.
Кроме того, в ответе Администрации г. Абакана от 31.05.2024 (том 2 л.д. 25 оборот) указано, что места (площадки) накопления ТКО, расположенные по адресу: <адрес>, №, №, не относятся к адресу проживания Акулининой Л.Т. <адрес>.
В силу ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Доказательств того, что собственники многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, №, №, приняли решение о возможности пользования размещенными на их площадке контейнерами для вывоза ТКО лицам близлежащего частного сектора г. Абакана в материалы дела не предоставлено.
Обобщая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что региональный оператор не принимает меры к урегулированию разногласий по возникшим правоотношениям с истцами по первоначальному иску. Из представленной переписки между сторонами за 2023 г. (том 1 л.д. 17-24) усматривается, что ООО «Аэросити-2000» было уведомлено об образовании ТКО по адресу: <адрес>. Однако, не предприняв достаточных мер к вывозу ТКО с указанного адреса, ограничилось указанием на необходимость оплаты имеющейся задолженности по нормативу накопления, а не по фактически образованному объему.
Однако, согласно п. 17 приложения № 1 Правил № 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта «а» п. 148(22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный п. 17 приложения № 1 к Правилам № 354.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования п. 17 приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Как в судебном заседании пояснила представитель Администрации г. Абакана Гасан О.А., график вывоза ТКО с частного сектора г. Абакана региональным оператором не разработан.
Таким образом, позиция регионального оператора, согласно которой услуга по обращению с ТКО оказана вне зависимости от места их складирования и графика вывоза, противоречит действующему законодательству и материалам дела.
Кроме того, в обоснование своего требования региональный оператор не ссылался и по делу не установлено, что предоставление коммунальной услуги истцам по вывозу ТКО было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом «в» п. 10 Правил № 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Принимая во внимание, что ООО «Аэросити-2000» не представлено доказательств оказания Акулининым услуги по вывозу ТКО за заявленный период с апреля 2019 г. по апрель 2024 г., встречный иск о взыскании с них задолженности по лицевым счетам № 3038857 и № 3038858 удовлетворению не подлежит. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования Акулининой Л.Т., Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.О. о признании данной задолженности за период с апреля 2019 г. по март 2024 г. отсутствующей.
Как следует из ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая то обстоятельство, что региональный оператор, нарушивший права истцов-потребителей, производил начисление за неоказанные услуги по обращению с ТКО в период апреля 2019 г. по апрель 2024 г., суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с ООО «Аэросити-2000» денежной компенсации морального вреда подлежит удовлетворению. Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, исходя из принципов разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда Акулининым в размере по 5000 руб. в пользу каждого истца.
Кроме того, с регионального оператора в пользу истцов подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть по 2500 руб. в пользу каждого истца.
Принимая во внимание, что в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождены от уплаты государственной пошлины, уплаченная истцами Акулиниными государственная пошлина при подаче иска, заявлений об увеличении требований подлежит возврату им в следующих размерах: Акулининой Л.Т. в сумме 879 руб. 25 коп., уплаченных по квитанциям № 501234615 от 22.06.2023 (том 1 л.д. 13), № 546427872 от 29.01.2024 (том 1 л.д. 41), № 553476309 от 05.03.2024 (том 1 л.д. 104); Акулинину В.А. – в сумме 700 руб., уплаченных по квитанции № 570921833 от 30.05.2024 (том 2 л.д. 29); Акулинину Е.А. – в сумме 700 руб., уплаченных по квитанции № 570921861 от 30.05.2024 (том 2 л.д. 30); Акулинину Г.А. – в сумме 700 руб., уплаченных по квитанции № 570921967 от 30.05.2024 (том 2 л.д. 31).
При этом с ООО «Аэросити-2000» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 200 руб. на основании ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акулининой Л.Т., Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» удовлетворить частично.
Признать задолженность по лицевому счету № 3038857 по адресу: <адрес>, по лицевому счету № 3038858 по адресу: <адрес> за период с апреля 2019 г. по март 2024 г. отсутствующей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (ИНН №) в пользу Акулининой Л.Т. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, всего взыскать 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (ИНН №) в пользу Акулинина В.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, всего взыскать 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (ИНН №) в пользу Акулинина Е.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан Отделом <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, всего взыскать 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (ИНН №) в пользу Акулинина Г.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, всего взыскать 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Возвратить Акулининой Л.Т. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) государственную пошлину в сумме 879 рублей 25 копеек, уплаченную по квитанциям № 501234615 от 22.06.2023, № 546427872 от 29.01.2024, № 553476309 от 05.03.2024.
Возвратить Акулинину В.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) государственную пошлину в сумме 700 рублей, уплаченную по квитанции № 570921833 от 30.05.2024.
Возвратить Акулинину Е.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) государственную пошлину в сумме 700 рублей, уплаченную по квитанции № 570921861 от 30.05.2024.
Возвратить Акулинину Г.А. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) государственную пошлину в сумме 700 рублей, уплаченную по квитанции № 570921967 от 30.05.2024.
В удовлетворении остальных исковых требований Акулининой Л.Т., Акулинина В.А., Акулинина Е.А., Акулинина Г.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» отказать.
Встречный иск общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» к Акулининой Л.Т., Акулинину В.А., Акулинину Е.А., Акулинину Г.А. о взыскании задолженности по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (ИНН №) в доход бюджета государственную пошлину в сумме 1 200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2024 года.