Судья Кернечишина И.М. № 33-8341/2023 (№ 2-166/2023)
УИД 22RS0053-01-2023-000178-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Белодеденко И.Г.,
судей Еремина В.А., Ильиной Ю.В.
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Ресурсо-снабжающий участок» на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 28 июня 2023 года
по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурсо-снабжающий участок» о понуждении к совершению действий,
Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах (далее - Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований указал, что по информации администрации Топчихинского района в соответствии с постановлением от 22.06.2022 «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения поселений Топчихинского района» водозаборные скважины в поселках - Кировский, Садовый, Топольный, Труд, Ульяновский, Комариха, Комсомольский; селах - Переясловка, Володарка, Зимино, Красноярка, Лаврентьевка, Макарьевка, Михайловка, Песчаное, Покровка, Ракиты, Сидоровка, Фунтики, Хабазино Топчихинского района переданы ООО «Ресурсо-снабжающий участок» (далее - ООО «РСУ») в качестве гарантирующей организации по поставке воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
В отношении вышеуказанных объектов водоснабжения ООО «РСУ» не разработаны проекты зон санитарной охраны, не получены санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты, в этой связи данные скважины эксплуатируются обществом с нарушением санитарных норм и правил.
Обязанность по совершению действий по разработке проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений на указанные проекты возложена на ответчика законом, как на лицо, осуществляющее деятельность по использованию скважин на условиях договора.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения требований, истец просил: обязать ООО «РСУ» разработать проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке согласно требованиям п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты в отношении следующих объектов:
- водозаборная скважина глубиной 70 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030104:280, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Кировский, ул.Солнечная, д.15б;
- водозаборная скважина глубиной 105 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030101:256, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Кировский, ул.Садовая, д.72в;
- водозаборная скважина глубиной 80 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030005:1573, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Кировский, ул.Солнечная, д.27а;
- водозаборная скважина глубиной 80 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030005:1572, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п. Кировский, ул. Солнечная, д.27а;
- водозаборная скважина глубиной 80 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030005:1571, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Кировский, пер.Садовый, д.1А;
- водозаборная скважина глубиной 96 метров, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030006:119, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Садовый, ул.Степная, д.16а;
- водозаборная скважина глубиной 121 метр, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:030005:1576, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Топольный, ул.Озерная, д.15;
- водозаборная скважина глубиной 140 квадратных метров, год завершения строительства - 1989, имеющая кадастровый номер 22:49:010018:394, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Труд, ул.Центральная, 55а;
- водозаборная скважина глубиной 1,4 квадратных метра, год завершения 1986, имеющая кадастровый номер 22:49:010402:303, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Переясловка, ул.Свободы, д.1Б;
- водозаборная скважина глубиной 1,8 квадратных метра, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер: 22:49:040202:433, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Володарка, ул.Гагарина, 39а;
- водозаборная скважина глубиной 0,1 квадратных метра, год завершения строительства - 1970, имеющая кадастровый номер 22:49:040201:572, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Володарка, ул.Школьная, 22а;
- водозаборная скважина глубиной 95 метров, год завершения строительства - 1983, имеющая кадастровый номер 22:49:030002:246, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Зимино, ул.Старо-Зиминская, д.7а;
- водозаборная скважина глубиной 95 метров, год завершения строительства - 1980, имеющая кадастровый номер 22:49:030002:245, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Зимино, ул.Новая, д.2б;
- водозаборная скважина глубиной 100 метров, год завершения строительства - 1990, имеющая кадастровый номер 22:49:040006:497, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Красноярка, ул.Центральная, д.1а;
- водозаборная скважина глубиной 160 метров, год завершения строительства - 1989, имеющая кадастровый номер 22:49:010014:164, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Лаврентьевка, ул.Социалистическая, д.9а;
- водозаборная скважина глубиной 160 метров, год завершения строительства 1976, имеющая кадастровый номер 22:49:010015:543, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Макарьевка, ул.Садовая, д.6а;
- водозаборная скважина 160 метров, год завершения строительства 1985, имеющая кадастровый номер 22:49:010013:1386, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Михайловка, ул.Социалистическая, д.28а;
- водозаборная скважина глубиной 140 метров, год завершения строительства 1989, имеющая кадастровый номер 22:49:010001:932, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Песчаное, ул.Победы, д.1а;
- водозаборная скважина глубиной 140 метров, год завершения строительства 1991, имеющая кадастровый номер 22:49:010006:2100, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Ульяновский, ул.Степная, д.7;
- водозаборная скважина глубиной 140 метров, год завершения строительства - 1984, имеющая кадастровый номер 22:49:010003:1350, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Комариха, ул.Центральная, д.10а;
- водозаборная скважина глубиной 140 метров, год завершения строительства - 1990, имеющая кадастровый номер 22:49:010006:2102, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, п.Комсомольский, д.2а;
- водозаборная скважина глубиной 180 метров, год завершения строительства - 1973, имеющая кадастровый номер 22:49:040004:677, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Покровка, ул.Нагорная, 2;
- водозаборная скважина глубиной 139 метров, год завершения строительства - 2017, имеющая кадастровый номер 22:49:010012:240, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Ракиты, пер.Школьный, д.13а;
- водозаборная скважина глубиной 190 метров, год завершения строительства - 2017, имеющая кадастровый номер 22:49:010011:584, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Сидоровка, ул.Новая, д.2а;
- водозаборная скважина глубиной 125 метров, год завершения строительства - 1978, имеющая кадастровый номер 22:49:020001:2503, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Фунтики, ул.Солнечная, д.19;
- водозаборная скважина глубиной 125 метров, год завершения строительства - 1966, имеющая кадастровый номер 22:49:020004:47, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Фунтики, ул.Заозерная, д.1а;
- водозаборная скважина глубиной 140 метров, год завершения строительства - 2009, имеющая кадастровый номер 22:49:040101:184, местоположение: Алтайский край, Топчихинский район, с.Хабазино, ул.Степная, 11.
Установить ООО «РСУ» срок для совершения данных действий до 01.04.2024г.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 28.06.2023 исковые требования Управления Роспотребнадзора удовлетворены.
На ООО «РСУ» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке, согласно требованиям п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты зон санитарной охраны в отношении вышеперечисленных водных объектов.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая в обоснование доводов, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны спорных скважин должна быть возложена на администрацию Топчихинского района Алтайского края как на собственника объектов водоснабжения. При этом эксплуатация ответчиком спорных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях не освобождает орган местного самоуправления от выполнения требований санитарного законодательства на территории названного муниципального образования.
Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, принятие мер по охране таких объектов осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Судом не учтено, что скважины эксплуатируются ООО «РСУ» на основании заключенного концессионного соглашения, условия которого не содержат положений, обязывающих эксплуатирующую организацию разрабатывать такие проекты. Напротив, согласно договору собственник имущества передает гарантирующей организации техническую документацию на водные сооружения. При этом проекты зон санитарной охраны являются составной (неотъемлемой) частью технической документации. Однако согласно приложению к договору водные объекты переданы по факту - без документов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Проект зоны санитарной охраны ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Судом установлено и следует из материалов дела, что муниципальное образование Топчихинский район Алтайского края является собственником водозаборных сооружений (буровых скважин) на территории Топчихинского района, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Для обслуживания (водоснабжения) населения Топчихинского района Алтайского края между администрацией Топчихинского района и ООО «Ресурсо-снабжающий участок» заключено концессионное соглашение.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «РСУ» (ОГРН 1212200024519) является забор, очистка и распределение воды.
В 2022 году ООО «РСУ» получены лицензии на право пользования участками недр местного значения, расположенными в Топчихинском районе Алтайского края, с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на срок до 20.11.2043г, а именно:
- БАР 80392 ВЭ, в селе Чистюнька;
- БАР 80393 ВЭ, в селе Володарка;
- БАР 80394 ВЭ, в селе Фунтики;
- БАР 80395 ВЭ, в селах Макарьевка, Михайловка, Лаврентьевка;
- БАР 80396 ВЭ, в селе Красноярка;
- БАР 01216 ВЭ, в поселках Кировский, Садовый, Топольный;
- БАР 80352 ВЭ, в селе Зимино;
- БАР 80353 ВЭ, в селе Переясловка и поселке Труд;
- БАР 80355 ВЭ, в селах Сидоровка и Ракиты;
- БАР 014307 ВЭ, в селе Хабазино;
- БАР 014006 ВЭ, в поселках Комариха, Комсомольский, Ульяновский;
- БАР 014005 ВЭ, в селе Покровка.
Постановлением главы администрации Топчихинского района Алтайского края от 22.06.2022 № 308 ООО «Ресурсо-снабжающий участок» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения в следующих населённых пунктах: с.Белояровка, с.Володарка, с.Зимино, п.Кировский, п.Садовый, п.Топольный, п.Ключи, с.Красноярка, с.Михайловка, с.Лаврентьевка, с.Макарьевка, с.Парфёново, п.Комариха, п.Комсомольский, с.Песчаное, п.Ульяновский, п.Труд, с.Переясловка, с.Покровка, с.Топчиха, с.Фунтики, п.Крутиха, с.Чистюнька, с.Сидоровка, с.Ракиты, с.Хабазино.
Согласно реестру Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении спорных гидротехнических сооружений отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зоны санитарной охраны санитарным правилам, в связи с тем, что проекты таких зон ООО «РСУ» не разработаны.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.1110-02, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушены права неопределенного круга лиц (потребителей), в связи с тем, что спорные буровые скважины эксплуатируются в отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов. Суд отметил, что разработка таких проектов, получение на них санитарно-эпидемиологического заключения и представление проектов в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является обязанностью ООО «РСУ», как лица, использующего вышеуказанные водозаборные скважины на постоянной основе в целях водоснабжения населения, то есть предоставления гражданам-потребителям услуги надлежащего качества, безопасной для жизни, здоровья и окружающей среды.
При этом в порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения судебного решения судом установлен годичный срок с момента его вступления в законную силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находя их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими материалам дела.
Вопреки доводам жалобы, из вышеприведенных норм материального права следует, что утверждение зон (размера, границ и др.) санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку в силу прямого указания закона относится к деятельности по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, в этой связи возложено непосредственно на лицо, осуществляющее эксплуатацию водного объекта.
Такое положение содержится не только в законе, но и предусмотрено лицензиями на недропользование, согласно которым до начала работ на участке пользователь недр обязан: обустроить и эксплуатировать зоны санитарной охраны в соответствии с санитарными нормами и правилами; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункты 5.5, 5.6).
Ссылка в доводах жалобы на условия концессионного соглашения подлежит отклонению, так как предметом концессионного соглашения являются обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами (объектами). Тогда как проекты зон санитарной охраны определяют меры и ресурсы для защиты источника воды в месте водозабора от химического и микробиологического загрязнения.
Таким образом, проекты зон санитарной охраны буровой скважины не относятся к технической документации на сам водный объект, а определяют порядок его безопасного использования.
Кроме того нормы действующего законодательства не ставят возникновение обязанностей по исполнению санитарно-эпидемиологических требований, в том числе по обеспечению потребителей качественным питьевым водоснабжением, по надлежащей эксплуатации водопроводных сетей и иных объектов централизованного водоснабжения в зависимость от наличия либо отсутствия заключенного концессионного соглашения.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и установленных обстоятельствах, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Указанных в ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных нарушений, при которых решение суда подлежало бы безусловной отмене, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурсо-снабжающий участок»- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2023г.