Дело 5-70/2022 УИД: 42RS0025-01-2022-000207-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пгт. Промышленная 24 марта 2022 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Птушко С.В., с участием помощника прокурора Промышленновского района – Шипулина И.И., защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Санаторий Танай» - Скакун П.В., рассмотрев постановление прокурора Промышленновского района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Танай» ОГРН юридического лица: <.....> от <.....>; ИНН: <.....> КПП: <.....>, юридический адрес: <.....> <.....> <.....> <.....>,
УСТАНОВИЛ:
<.....> в <.....> во исполнение указаний прокуратуры области №........ от <.....> «О внесении в указание прокурора Кемеровской области - Кузбасса от <.....> №........ «Об усилении прокурорского надзора в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», прокуратурой Промышленновского района с участием ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в Крапивинском и Промышленновском районах проведена проверка соблюдения требований СанПин в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Танай» (далее - ООО «Санаторий Танай»), по фактическим адресам осуществления деятельности:
- <.....>, <.....> <.....> - <.....>
- <.....>, <.....>, <.....> - <.....>
- <.....>, <.....> <.....> - <.....>
- <.....> - <.....>
В ходе проверки установлено, что ООО «Санаторий Танай» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №........ по <.....> - <.....> <.....> в качестве юридического лица, основной <.....> <.....> <.....> (ОГРН) <.....>, ИНН/КПП <.....>, по адресу: <.....> <.....>-<.....> <.....>.
Установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности юридического лица является: деятельность санаторно - курортных организаций; одними из дополнительных видов деятельности является: деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (в том числе <.....> граждан), деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания, прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров, дополнительное образование детей и взрослых, деятельность больничных организаций, общая врачебная практика, деятельность спортивных объектов, зрелищно - развлекательная деятельность.
В ходе проведения проверки, установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции в деятельности ООО «Санаторий Танай» по адресу осуществления деятельности, а именно:
- на входе в ресторан «<.....>», в пункте проката лыж, на стойке регистрации (ресепшне) не обеспечена социальная дистанция не менее 1,5 метра;
- не у всех работников при входе на предприятие обеспечивается контроль температуры тела. Данные журнала «Термометрии сотрудников» не совпадает с данными журнала «Предрейсового и предсменного осмотра». На момент проверки <.....> в <.....> термометр, предназначенный для измерения температуры тела работников предприятия, находился в неисправном состоянии.
- в развлекательном комплексе «<.....>» в <.....>. <.....>
- не во всех местах антисептик для обработки рук имеет название.
- на момент проверки в пункте проката лыж посетители ООО «Санаторий Танай» находились без масок.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направив в суд защитника, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, а потому суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник юридического лица сообщил о признании ООО «Санаторий Танай» вины в совершении административного правонарушения, просил учесть, что ООО «Санаторий Танай» приняты активные меры к устранению выявленных нарушений, в настоящее время нарушения устранены.
В судебном заседании представитель прокурора – помощник прокурора Промышленновского района Шипулин И.И., полностью поддержал позицию прокурора, изложенную в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Дал суду пояснения аналогичные текста постановления. Пояснил, что в настоящее время ООО «Санаторий Танай» устранены выявленные нарушения, что просил учесть при назначении наказания.
Суд, выслушав защитника и прокурора, изучив материалы проверки, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 11 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу части 3 статьи 29 Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе» (далее - Постановление), изданным в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 6 части 1 статьи 51 Закона, определен комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, обязательных к исполнению на территории Кемеровской области-Кузбасса руководителями предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1.5 Постановления, предписано минимизировать число работников, проходящих через проходные перед началом смены, с целью ограничения возможных контактов. Между работниками на проходной обеспечить социальную дистанцию не менее 1,5 метра.
В нарушение указанных требований закона установлено, что в ООО «Санаторий Танай» на входе в ресторан «<.....>», в пункте проката лыж, на стойке регистрации (ресепшне) не обеспечена социальная дистанция не менее 1,5 метра.
В силу пункта 1.6 Постановления, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям необходимо реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, в том числе: обеспечить контроль температуры тела работников при входе в организацию (предприятие) и по окончании рабочего дня, с применением приборов для измерения температуры тела бесконтактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания.
В нарушение указанных требований закона установлено, что в ООО «Санаторий Танай» не у всех работников при входе на предприятие обеспечивается контроль температуры тела. Данные журнала «Термометрии сотрудников» не совпадает с данными журнала «Предрейсового и предсменного осмотра». На момент проверки <.....> в <.....> минут термометр, предназначенный для измерения температуры тела работников предприятия, находился в неисправном состоянии.
В соответствии с пунктом 1.17 Постановления, обеспечить проведение качественной уборки и дезинфекции помещений с применением зарегистрированных в установленном порядке и допущенных к применению в Российской Федерации дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по применению, в режимах эффективных при вирусных инфекциях, ежедневно (за исключением официальных выходных и праздничных дней, при условии, что в указанные дни не предусмотрена работа организации) в середине рабочей смены и после ее окончания.
В нарушение указанных требований закона установлено, что в ООО «Санаторий Танай» на момент проведения проверки <.....> в развлекательном комплексе «<.....>» в <.....>. <.....>.
Согласно пункта 1.7 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 03.06.2020 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе» на входе в организацию (а в случае наличия отдельных входов для работников и для посетителей - на каждом таком входе) обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры.
В нарушение указанных требований закона установлено, что в ООО «Санаторий Танай» не во всех местах антисептик для обработки рук имеет название.
В силу пункта 1.11.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 03.06.2020 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе» обеспечить соблюдение посетителями организации (в т.ч. клиентами, потребителями и др.) масочного режима, а именно: обеспечить нахождение в организации посетителей (в т.ч. клиентов, потребителей и др.) в средствах защиты органов дыхания (масках, респираторах, либо их аналогах).
Предусмотреть возможность для посетителей (в т.ч. клиентов, потребителей и др.) приобретения или бесплатного получения средств защиты органов дыхания.
В нарушение указанных требований закона установлено, что в ООО «Санаторий Танай» в момент проверки в пункте проката лыж посетители ООО «Санаторий Танай» находились без масок.
Факт выявленных нарушений подтверждается:
-постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от <.....>, составленным Прокурором Промышленновского района;
-решением от <.....> №........ о проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в деятельности ООО «Санаторий Танай» по фактическому осуществлению деятельности: <.....>, <.....> <.....> - <.....>
- <.....>, <.....> <.....> - <.....>;
- <.....>, <.....> <.....> - <.....>;
- <.....> – <.....>; Кроме того, провести вышеуказанную проверку на объектах (в том числе в домах для проживания отдыхающих, сооружениях для хранения спортивного инвентаря и размещения специальной техники, тепловых узлах и т.д.) осуществления деятельности на территории ООО «Санаторий Танай» с установлением присвоенных им адресов. Юридический адрес ООО «Санаторий Танай»: <.....> <.....>;
- требованием от <.....> о выделении специалиста для проведения совместной проверки соблюдения санитарно – эпидемиологических требований законодательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)в период с <.....> по <.....>;
- уставом ООО «Санаторий Танай» (новая редакция);
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- приказом №........ от <.....> о соблюдении работниками масочного режима (использование средств защиты органов дыхания) ООО Санаторий Танай»;
- приказом №........ от <.....> об утверждении ответственных лиц по выдаче масок и перчаток в ООО «Санаторий Танай»;
- приказом №........ от <.....> об утверждении ответственных лиц за приготовление дезинфицирующих средств ООО «Санаторий Танай»;
- приказом №........ от <.....> об утверждении ответственных лиц за дезинфекцию и уборку помещения ООО «Санаторий Танай»;
- справкой должностного лица – ведущего специалиста – эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <.....> - Кузбассу в Крапивинском и Промышленновском района С.И.А. по результатам совместной проверки ООО «Санаторий Танай» от <.....>;
- копией журнала учета выдачи перчаток и масок сотрудникам лечебного отделения ООО «Санаторий Танай»;
- копией журнала ООО «Санаторий Танай» учета разведения дезинфицирующих средств;
- копией журнала ООО «Санаторий Танай» учета выдачи дезинфицирующих средств, кожных антисептиков;
- фототаблицей материалов проверки;
- рапортом от <.....> помощника прокурора Промышленновского района Шипулина И.И.
Оценивая все имеющиеся доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными, полученными без нарушения закона, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела и установления вины ООО «Санаторий Танай» в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, судья считает, что имеются основания для переквалификации действий юридического лица ООО «Санаторий Танай» по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, постановлением <.....> прокурором Промышленновского района в отношении юридического лица ООО Санаторий Танай» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела судьей достоверно установлено, что ООО «Санаторий Танай» являясь юридическим лицом, нарушил п.п.1.5,1.6,1.7,1.11.1,1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от <.....> №.........
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенном в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, могут являться как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и физические лица при нарушении ими действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в данном случае новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, указано, что привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Поскольку юридическое лицо ООО «Санаторий Танай» к вышеперечисленным лицам не относится, судья приходит к выводу о том, что совершенное им деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, судья считает необходимым переквалифицировать действия юридического лица ООО «Санаторий Танай» с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, судьей установлено, что вступившим в силу Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области – Кузбассу от 09.03.2022 № 3 внесены изменения в Постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11, в соответствии с которыми в указанном Постановлении исключены п.п.1.5,1.6, нарушение, которых, в том числе, было вменено ООО «Санаторий Танай».
При установленных обстоятельствах, судья считает необходимым исключить из описания события административного правонарушения указание на нарушение ООО «Санаторий Танай» п. 1.5 и п.1.6 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в Кемеровской области – Кузбассе» в части не обеспечения между работниками на проходной социальной дистанции не менее 1,5 метра, контроля температуры тела работников при входе в организацию (предприятие) и по окончании рабочего дня, с применением приборов для измерения температуры тела бесконтактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания.
К указанному выводу судья приходит по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную отнесенность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 4-П и от 16 июля 2015 г. № 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. № 122-О, от 19 ноября 2015 г. № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. № 2735-О).
С учетом изложенного, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Поскольку из Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в Кемеровской области – Кузбассе» исключена правовая норма, закрепляющая необходимость минимизировать число работников, проходящих через проходные перед началом смены, с целью ограничения возможных контактов и обеспечить между работниками на проходной социальную дистанцию не менее 1,5 метра, а также обязательное обеспечение контроля температуры тела работников при входе в организацию (предприятие) и по окончании рабочего дня, с применением приборов для измерения температуры тела бесконтактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания, следовательно, данные изменения имеют обратную силу и распространяются на ООО «Санаторий Танай», совершившего указанное нарушение до вступления указанных изменений в силу.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, обстоятельства, смягчающие ответственность, к которым суд относит то что, ООО «Санаторий Танай» приняло активные меры к устранению нарушений, устранило их, что подтвердил в судебном заседании помощник прокурора, проводивший проверку, и считает необходимым назначить ООО «Санаторий Танай» наказание в виде административного штрафа.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, при которых выявлено данное нарушение, суд признает возможным назначить наказание в соответствии с ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.4.1, 29.9, 29.10, 29.11, Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Танай» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
<.....>
<.....>
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить положения ст.31.5 КоАП РФ:
1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление направляется в течение десяти суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, может быть составлен протокол об АП по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление в полном объеме лица, участвующие в деле, могут получить 28 марта 2022 года.
Судья С.В. Птушко