дело № 2–85/2018

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 13 марта 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Баранниковой Т.А. к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

Баранникова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» (далее – ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Сысольского района») о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование требований истцом указано, что на основании приказа №325/лс с истцом прекращен трудовой договор по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности работников организации. Истец полагает произведенное увольнение незаконным, поскольку был нарушен порядок сокращения, предусмотренный трудовым законодательством, а именно, истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности. Кроме того, истец полагает, что сокращение штатной единицы, которую она занимала, являлось мнимым, то есть фактически сокращение не состоялось, а произведено переименование должности, поскольку истец была отстранена от подготовки нового штатного расписания, тогда как последнее являлось ее должностной обязанностью. Более того, истцу не были предложены вакантные должности, предусмотренные новым штатным расписанием, поскольку последнее на момент ее увольнения не было утверждено. Кроме того, ответчиком не было учтено преимущественное право на оставление истца на работе. Полагая произведенное увольнение незаконным ввиду того, что работодатель намеренно пытался скрыть от истца имеющиеся вакантные должности, а также в связи с фиктивностью произведенного сокращения штата работников, Баранникова Т.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.12.2017 по приняты дополненные исковые требования Баранниковой Т.А. о взыскании с ГБУ Республики Коми «ЦСЗН Сысольского района» среднего заработка за время вынужденного прогула в размере в размере <данные изъяты>

Впоследствии, Баранниковой Т.А. уточнены требования как требования о восстановлении на работе в должности заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района».

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.01.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

В судебном заседании истец Баранникова Т.А. и ее представитель Микушева С.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске и дополнениях к нему, пояснив, что ответчиком нарушена процедура сокращения штата работников, поскольку последним не были предложены истцу все имеющиеся вакантные должности. Введение новой должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» и предъявление к ней квалификационных требований, необходимых для замещения указанной должности, истец считает мнимым, поскольку фактическое сокращение не состоялось, а произошло переименование должности «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» на должность - «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения». Кроме того, в нарушение предусмотренной законом процедуры сокращения, истцу не были предложены вакантные должности секретаря руководителя на 0,5 ставки и вакантные должности, имеющиеся в АНО «Милосердие». Также работодателем не был учтен многолетний стаж работы истца, а равно истец имела преимущественное право на оставление на работе, более того, истец имеет необходимый уровень образования, в связи с чем, у работодателя не было необходимости в приеме на работу новых работников.

Представители ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района», Темнов А.Г. и Черников И.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали удовлетворению исковых требований, указав, что сокращение штата работников ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» произведено в соответствии с нормами Трудового законодательства РФ. При этом, должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» и «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» не равнозначны, к введенной должности предъявлены новые квалификационные требования, а также определен новый круг должностных обязанностей. В связи с тем, что истец не обладает необходимой квалификацией указанная должность не была предложена ей в рамках мероприятий по сокращению численности работников. Более того, в связи с тем, что истец не имеет необходимого уровня образования, ей также не были предложены имеющиеся вакантные должности юрисконсульта и психолога. Доводы истца о том, что работодатель неправомерно предъявил к введенной должности квалификационные требования о наличии высшего юридического образования, ответчик считает несостоятельными, поскольку работодатель вправе самостоятельно определять требования, необходимые для замещения введенной должности. Доводы истца о том, что последней не была предложена вакансия секретаря руководителя, представители находили несостоятельными, поскольку в период открытия вакансии по данной должности истец находилась на больничном, в связи с чем, данная вакансия в целях нормального функционирования организации была предложена иному лицу. На основании изложенного, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований.

Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что Баранникова Т.А. в период с 01.01.2010 по 17.10.2017 состояла в трудовых отношениях с ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» в должности заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района».

Приказом от 17.10.2017 №325/лс Баранникова Т.А. уволена на основании п.2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности работников организации.

В соответствии с приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми №828 от 10.05.2017 «Об организации работы по внедрению профессиональных стандартов в организациях социального обслуживания Республики Коми» организациям социального обслуживания поручено проведение мероприятий по внедрению профессиональных стандартов.

Как следует из плана мероприятий по передаче оказания социальных услуг на дому в негосударственный сектор, утвержденного Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, директорам центров по предоставлению государственных услуг поручено подготовка предложений по внесению изменений в структуру, штатное расписание ГБУ РК «ЦСЗН», уведомление работников о предстоящей реорганизации учреждения и сокращении штатов, внесение изменений в штатные расписания.

Согласно приказу ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» №208/о-1 от 19.06.2017 «Об утверждении плана мероприятий» в целях реализации положений Трудового кодекса РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584, утвержден план мероприятий по внедрению и применению профессиональных стандартов в ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района».

В целях исполнения указанного приказа ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» издан приказ №219/о от 28.06.2017 «О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению штатных должностей и численности работников», согласно которому из штатно-организационной структуры 30.09.2017 исключена должность «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения». Поручено в срок до 28.07.2017 уведомить работников о предстоящем сокращении, в срок до 29.09.2017 – подготовить приказы об увольнении, а в срок до 01.10.2017 – утвердить новое штатное расписание.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя.

Пунктом 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 названного Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Судом установлено, что 29.06.2017 под роспись Баранникова Т.А. ознакомлена с уведомлением №1786 от 29.06.2017, которым последняя уведомлена о том, что занимаемая ею должность «заместителя директора-заведующего территориальным центом социального обслуживания населения ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района»» будет сокращена 29.09.2017.

Уведомлением №2451 от 30.08.2017 истец поставлена работодателем в известность об отсутствии вакантных должностей, соответствующих квалификации и состоянию здоровья истца.

Письмом от 22.09.2017 №13, в рамках рассмотрения заявления истца о принятии ее на должность «заведующего центром социального обслуживания населения» истец вновь уведомлена об отсутствии в учреждении по состоянию на 22.09.2017 вакантных должностей.

Уведомлением №3008 от 17.10.2017 Баранникова Т.А. уведомлена под роспись об отсутствии в учреждении вакантных должностей, соответствующих квалификации и состоянию здоровья истца.

Как следует из штатного расписания ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района», утверждённого 29.09.2017, на 01.10.2017 в ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» имелось четыре вакантные должности: юрисконсульт, психолог, секретарь руководителя и заведующий территориальным центром социального обслуживания населения.

В соответствии с дипломом о высшем образовании серия АВС №0523342, решением аттестационной комиссии от 25.06.1998 Баранниковой Т.А. присуждена квалификация менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к должностям «юрисконсульт» и «психолог» у истца отсутствует необходимое образование для замещения указанных должностей, в связи с чем, последние не были предложены истцу ответчиком.

В соответствии с должностной инструкцией заведующего территориальным центром социального обслуживания населения Г ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района», на вышеуказанную должность назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в сфере социальной защиты не менее трех лет.

Как следует из материалов дела, на момент проведения штатных мероприятий по сокращению численности работников ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района», Баранникова Т.А. не имела высшего юридического образования, необходимого для замещения указанной должности.

Оценивая доводы истца и его представителя о том, что сокращение занимаемой Баранниковой Т.А. должности «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» носило мнимый характер, и произошло лишь переименование должности, суд исходит из следующего.

Факт проведения штатных мероприятий по сокращению численности работников ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» подтверждается приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми №828 от 10.05.2017, приказом ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» №208/о-1 от 19.06.2017 «Об утверждении плана мероприятий».

Более того, в ходе проведения указанных мероприятий были сокращены и иные должности ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района», а не только должность истца, что свидетельствует о реальности проведенного сокращения.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

При этом оценка экономической обоснованности сокращения численности или штата работников не входит в компетенцию суда и является вмешательством во внутренние дела организации, суд со своей стороны обязан проверить лишь реальность осуществляемого ответчиком сокращения.

Факт сокращения занимаемой истцом должности подтверждается штатными документами на момент принятия решения о сокращении штата и на момент прекращения трудовых отношений с истцом.

Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника. При этом, трудовым законодательством не установлен порядок введения, разработки, изменения и утверждения должностных инструкций. Должностная инструкция может быть как приложением к трудовому договору, так и утверждаться самостоятельным документом.

Как правило, должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик, которые утверждены Минтрудом России. Так, существуют Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787. Разрабатывая должностную инструкцию, работодатель должен учитывать требования трудового законодательства и положения Квалификационных справочников, а также учитывать специфику организации.

Суд отмечает, что должностные обязанности «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» и «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» не являются тождественными, как следует из анализа должностных инструкций указанных должностей.

Изменение функциональных обязанностей введённой должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» свидетельствуют о том, что сокращение штата являлось реальным, а не фиктивным, направленным на оптимизацию организационной структуры и рабочего процесса. В связи с чем, довод Бараниковой Т.А. о том, что сокращения численности и штата не произошло, не соответствует действительности.

Требования для замещения должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» определены ответчиком на основании протокола №1 комиссии об установлении квалификационных требований по вводимым в штатное расписание должностям от 29.09.2017.

С учетом анализа действующего законодательства, разработка и утверждение должностных инструкций относится к полномочиям работодателя, который вправе, с учетом имеющихся квалификационных справочников, самостоятельно определять квалификационные требования, необходимые для замещения должностей, а равно установление ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» требования о наличии высшего юридического образования для замещения должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» не противоречит нормам действующего законодательства, и соответственно, не нарушает прав и законных интересов истца, а доводы истца об обратном суд находит несостоятельными.

Доводы истца о том, что работодателем не учтено преимущественное право на оставление на работе суд находит основанным на неверном толковании норм права.

Так, по смыслу положений ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации преимущественное право на оставление на работе исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, то есть между работниками, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень производительности труда и квалификации работников возможно сравнить, лишь оценив выполнение ими одинаковых трудовых функций.

Вопреки доводам истца у ответчика отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о преимущественном праве истца на оставление на работе, поскольку истец не отвечала требованиям, предъявляемым к замещению должности «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения».

С учетом установленных обстоятельств дела, а также требований законодательства должность «заведующего территориальным центром социального обслуживания населения», в соответствии с требованиями трудового законодательства не могла быть предложена Баранниковой Т.А. в период мероприятий по сокращению численности работников ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района».

Суд находит несостоятельными и доводы истца о том, что ей не были предложены вакансии, имеющиеся в автономной некоммерческой организации «Милосердие», поскольку в силу представленных в материалы дела документов, указанная некоммерческая организация является вновь созданным юридическим лицом, а не возникшим в результате реструктуризации, как указывает истец, а равно к АНО ЦСОН «Милосердие» не перешли права и обязанности от ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения», в связи с чем, у руководителя АНО ЦСОН «Милосердие» отсутствовала обязанность предлагать созданные в нем должности истцу.

Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании, в период проведения мероприятий по сокращению численности работников ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района», в ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» по состоянию на 01.10.2017 имелась вакантная должность секретаря руководителя на 0,5 ставки.

Под вакантной должностью по смыслу закона следует понимать свободную должность, не занятую ни одним работником.

При этом, доводы представителя третьего лица о том, что должность «секретарь руководителя» не являлась вакантной, а равно не могла быть предложена истцу, суд находит несостоятельными, опровергающимися материалами дела, из которых достоверно следует, и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании, что по состоянию на 01.10.2017 на предприятии имелась вакансия «секретарь руководителя», которая была заполнена 02.10.2017.

Исходя из положений части 3 статьи 81 и части 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации предлагать работнику другую имеющуюся работу (должность) работодатель обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников.

Доказательства соблюдения при увольнении истца указанных выше гарантий ответчиком не представлено.

Так, судом установлено, что должность «секретарь руководителя» Баранниковой Т.А. не предлагалась ответчиком ввиду нахождения истца по состоянию на 01.10.2017 на больничном листе в связи с временной нетрудоспособностью.

Вместе с тем, обязанность по трудоустройству работника возлагается на работодателя с момента предупреждения о сокращении штата до момента расторжения трудового договора, в связи с чем, нельзя согласиться с доводами представителей ответчика о том, что законодателем на работодателя не возложена такая обязанность в период нетрудоспособности работника.

Действующее трудовое законодательство, не предусматривает возможности освобождения работодателя от исполнения требований ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ, согласно которой последний обязан предложить работнику все имеющиеся вакантные должности.

Как указывалось выше, представители ответчика не оспаривали тех обстоятельств, что должность «секретарь руководителя» Баранниковой Т.А. не предлагалась.

Постановлением Министерства труда России от 21.08.1998 № 37 утвержден квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который в том числе содержит квалификационные характеристики должности «секретарь руководителя». Так, в соответствии с указанным квалификационным секретарь руководителя осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя предприятия, принимает поступающую на рассмотрение руководителя корреспонденцию, ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений, принимает документы и личные заявления на подпись руководителя предприятия. Подготавливает документы и материалы, необходимые для работы руководителя, и прочее.

При этом, секретарь руководителя должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы и нормативные документы, касающиеся деятельности предприятия и ведения делопроизводства; структуру и руководящий состав предприятия и его подразделений; организацию делопроизводства; методы оформления и обработки документов; архивное дело; машинопись; правила пользования приемно-переговорными устройствами; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; правила печатания деловых писем с использованием типовых форм; основы этики и эстетики; правила делового общения; основы организации труда и управления; правила эксплуатации вычислительной техники; основы административного права и законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования, предъявляемые к квалификации - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Как следует из должностной инструкции секретаря руководителя ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» на должность секретаря руководителя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Как указывалось выше, Баранникова Т.А. имеет высшее образование, квалификацию менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление».

При рассмотрении дела установлено, что Баранникова Т.А. имеет стаж работы в сфере социального обслуживания населения более 20 лет.

Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу, что по состоянию на 01.10.2017 имелась вакансия «секретарь руководителя», однако не была предложена Баранниковой Т.А., несмотря на то, что она соответствовала образованию истца, квалификации и опыту работы на данном предприятии.

С учетом изложенных обстоятельств, а также требований трудового законодательства РФ, ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» обязано было предложить Баранниковой Т.А. вакантную должность секретаря руководителя ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района», поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым, расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Баранниковой Т.А. о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе, суд, принимая во внимание положения Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходит из того, что в период проведения организационно - штатных мероприятий увольнение Баранниковой Т.А. по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, произведено ответчиком с нарушением установленного трудовым законодательством порядка увольнения.

Согласно статье 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

При таких обстоятельствах, Баранникова Т.А. подлежит восстановлению на работе в должности «заместителя директора-заведующего территориальным центром социального обслуживания населения» ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» с 18.10.2017, то есть с даты, следующей за днем незаконного увольнения.

Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, которая возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование лица, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, о компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание нарушение ответчиком трудовых прав истца, характер нарушения - незаконное увольнение, значимость нарушенного права и степень вины ответчика, суд полагает, что доводы истца о степени его нравственных страданий, связанных с нарушением порядка увольнения, являются обоснованными, в связи с чем, с ГБУ Республики Коми «Центр по предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» в пользу Баранниковой Т.А. подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которого определяется в 3000 рублей, который, по убеждению суда, соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям разумности и справедливости.

С учетом положений ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ судебное решение в части восстановления истца на работе подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-85/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баранникова Тамара Александровна
Баранникова Т.А.
Ответчики
ГБУ РК " ЦСЗН Сысольского района"
Другие
Микушева Светлана Валентиновна
Министерство труда, занятости и социальной защиты РК
Микушева С.В.
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.12.2017Передача материалов судье
06.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2017Предварительное судебное заседание
19.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
18.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее