Решение по делу № 2-7649/2021 от 27.09.2021

    Дело № 2-7649/21 г.

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    14 декабря 2021 года                г. Балашиха

    Балашихинский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Бесединой Е.А.

    при секретаре Веденеевой С.Е.,

    с участием истца ФИО1,

    представителя ответчика Янковенко О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ТСБ» о перерасчете платы за отопление,

    установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, указывая на то, что он является собственником квартиры по адресу Московская область, г.Балашиха, Первомайский проезд, д.1, кв.26. Ответчик производит расчет размера платы по коммунальной услуге отопление на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011года №354, при этом не учтены изменения по расчетам при наличии в квартире ИПУ. Постановление от 28.12.2018года №1708 изменило порядок начисления платы за обогрев, при наличии в доме ОПУ и хотя бы одного ИПУ в квартире, расчет платы за отопление во всем доме должен производиться по показаниям счетчика, а не по нормативам. В 2020году и в период по 01.07.2021года по квартире истца было израсходовано 3,7 Гк, что соответствовало суммам платы за отопление в 2020году – 2517,47рублей за 1 Гк и в 2021году - 2195,55рублей за 1 Гк. Итоговая сумма, которая подлежала выставлению истцу, составила 6237,75рублей (5034,94рубля за 2020год и 1202,81рубль за 2021год (по 01.07.2021года)). Ответчик выставил сумму на 49734рубля больше без каких-либо оснований. Истец писал ответчику 3 заявления – 09.10.2020года, 20.04.2021года и 17.05.2021года, ответчик перерасчет надлежащим образом не произвел. Истец просил обязать ООО «ТСБ» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за период с 01.01.2020года по 01.07.2021года, исключив размер начислений на сумму 49734рубля 00копеек.

В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования уточнил, указал, что перерасчет не был произведен с августа 2019года по ноябрь 2021года, за данный период по показаниям ИПУ израсходовано 4 Гк, сумма оплату составляет 10069,88рублей (2517,47х4). Из данной суммы оплачено 3689,63рубля, сумма долга истца составила 6380рублей 25копеек. Общая сумма, подлежащая исключению, как за фактически не оказанные услуги, составляет 56345,96рублей (62726,21-6380,25), на указанную сумму истец просит обязать ответчика произвести перерасчет (за период с 01.01.2020года по ноябрь 2021года).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал.

Ответчик ООО «ТСБ» с заявленными требованиями не согласен, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо ГУ МО ГЖИ МО в судебное заседание представителя не направило, извещено, против иска возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме,

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правил) отопление - это подача по центральным ее частям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающее поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 4 указанных Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры по адресу Московская область, г.Балашиха, Первомайский проезд, д.1, кв.26.

Согласно «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 г. № 110) системой централизованного теплоснабжения является система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных теплопроводов) и потребителей теплоты.

Согласно сведениям из электронного паспорта многоквартирного дома (стр. 4), сформированного с использованием портала ГИС ЖКХ, внутридомовая система отопления является центральной. Также как видно из акта разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности за тепловые сети, присоединенные к котельной № 8, приложенного к настоящим пояснениям, многоквартирный дом подключен к сети теплоснабжения, эксплуатируемой Ответчиком.

Таким образом, исходя из приведенных положений СНиП и документов, многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение Истца, подключено к централизованной системе теплоснабжения.

Однако, как было установлено в ходе рассмотрения дела, коммунальные услуги потребителям оказываются через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (пп. ж) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491)), в связи с чем, при расчете размера платы за оказанную коммунальную услугу ответчик применяет п. 54 Правил № 354, который не предусматривает применение для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета.

Из письменных возражений ООО «ТСБ» усматривается, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года №354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п. 42(1), 42 (2), 43 и 54 Правил.

При этом ответчик подтверждает, что по данным реестра многоквартирных домов ГУ ГЖИ МО, дом истца оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), в связи с чем коммунальная услуга по отоплению предоставляется потребителям при отсутствии централизованной системы теплоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

В соответствии с п.54 Правил №354 размер плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении, оборудованном ИПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором прибор учета установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества, и индивидуальные приборы учета установлены во всех жилых и нежилых помещениях, определяется по формуле 18(1) Приложения №2 Правил №354. В случае, если индивидуальные приборы учета тепловой энергии установлены не во всех жилых и нежилых помещениях, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 18 Приложения 2 к Правилам №354, которая не учитывает показания ИПУ, установленных в помещениях.

При этом при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Поскольку не все помещения в многоквартирном доме истца по адресу МО, г.Балашиха, Первомайский проезд, д.1, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, ответчик осуществил корректировку платы за 2020год по отоплению в соответствии с п. 3(4) Приложения №2 к Правилам №354 без учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома.

Осуществить расчет оплаты по отоплению в доме с ИТП по формулам, регулирующим расчет платы по отоплению в домах с ЦТП (центральный тепловой пункт), невозможно, поскольку Постановление №354 таких формул не предусматривает, многоквартирный дом истца является домом с децентрализированной системой отопления (л.д. 33-35).

Данные выводы ответчика основаны в числе прочего на Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.02.2019года №5956-ОГ/04 (л.д.40) и от 20.03.2019года №9703-ОО/06(л.д.41-42).

В обоснование довода об оборудовании дома истца ИТП представлен проект ИТП, согласованный ответчиком. Из данных документов следует, что система теплоснабжения в доме истца является закрытой, источником тепловой энергии является котельная №8.

Из дополнительных пояснений ответчика следует, что теплоснабжение и горячее водоснабжение помещений многоквартирного дома истца осуществляется за счет преобразования тепловой энергии в ИТП, получаемая от ответчика тепловая энергия в горячей воде используется для нагрева теплоносителя до необходимой температуры, т.е. коммунальная услуга по отоплению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из пояснений ответчика относительно объемов коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении истца следует, что объем тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления многоквартирного дома и определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного на ИТП, в 2019 г. составил 3 608,328 Гкал. Данный объем использовался для определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии в жилом помещений Истца в 2020 г., который после распределения по всем жилым помещениям многоквартирного дома, составил 0,01330033 Гкал на 1 м2 площади помещения Истца. Площадь жилого помещения Истца составляет 88,9 м2, с учетом вышеуказанного объема объем коммунальной услуги по отоплению ежемесячно в 2020 г. составил 0,01330033 Гкал/м2*88,9 м2=1,182 Гкал. Аналогичным образом определялся объем оказанной коммунальной услуги в 2021 г. Объем тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления многоквартирного дома в 2020 г. составил 3 162,396 Гкал., среднемесячный объем потребления тепловой энергии в жилом помещений Истца в 2021 г. составил 0,01330033 Гкал на 1 м2 площади помещения. Площадь жилого помещения Истца составляет 88,9 м2, с учетом вышеуказанного объема объем коммунальной услуги по отоплению ежемесячно в 2021 г. составил 0,0116107 Гкал/м2*88,9 м2=1,0312 Гкал. Ежегодная корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 42(2) Правил № 354 была проведена в марте 2020г. и марте 2021г., что отражено в выписках из финансово-лицевого счета Истца за заявленный период.

Истец не согласен с расчетами ответчика, полагает, что ответчик должен произвести перерасчет на сумму 56345,96 руб., в связи с тем что в его квартире установлен ИПУ, начисления за отопление ему должны производиться по показаниям данного ИПУ, а не по нормативам.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд полагает требования не подлежащим удовлетворению последующим основаниям.

Многоквартирный дом № 1 по ул.Первомайский пр-д г. Балашиха Московской области оборудован индивидуальным тепловым пунктом.

До 10 августа 2021 г. в случае самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений МКД при расчете платы за отопление применялся п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

    Согласно п. 54 Правил № 354 при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к указанным Правилам.

    Размер платы потребителя за отопление при наличии в МКД прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) во всех жилых и нежилых помещениях МКД определяется расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения № 2 к указанным Правилам.

    При этом, разница между объемом потребления тепловой энергии, определенным, исходя из показаний общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) и суммарным объемом тепловой энергии, определенным исходя показаний ИПУ, распределяется между всеми собственниками пропорционально площади помещения.

    При неполном оборудовании помещений МКД исправными и введенными в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии начисление платы за отопление производится по формуле 18 Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний ОДГТУ тепловой энергии без учета показаний оставшихся исправных ИПУ тепловой энергии.

    В соответствии с письмами Минстроя России от 20 марта 2019г. № 9703-ОО/06, от 14 марта 2019г., № 8881-00/04, положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 30-П не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в МКД с децентрализованной системой отопления.

    При централизованном теплоснабжении тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

    В случае, если от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения тепловая энергия подается до оборудования (ИТП), входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД. для приготовления коммунальной услуги по отоплению, приготовление такой услуги является самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению (письмо Минстроя России от 22 февраля 2019 г. № 5914-ОШ4). Исходя из вышеизложенного:

1) в случае, если от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения тепловая энергия подается до ИТП, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, для приготовления коммунальной услуги по отоплению, приготовление такой услуги является самостоятельным производством данной коммунальной услуги;

2) до 10 августа 2021г. в случае самостоятельного производства отопления с использованием ИТП, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, при расчете платы за отопление применялся п. 54 Правил № 354:

- формула 18 Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии при отсутствии ИПУ тепловой энергии в помещениях МКД либо при частичном оборудовании помещений МКД исправными (в том числе поверенными) и введенными в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии;

- формула 18(1) Приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из показаний ОДПУ и ИПУ тепловой энергии в случае оборудования всех помещений МКД исправными (в т.ч. поверенными) и введенными в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии;

3) положения постановления Конституционного Суда Российский Федерации от 10 июля 2018г. № 30-П не распространяются на МКД с ИТП;

4) во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018г. № 30-Г-П Минстрой России внес изменения в п. 42(1) Правил № 354, изменения в п. 54 Правил № 354 не вносились.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации в дальнейшем рассмотрена ситуации при частичном оборудовании помещений МКД с ИТП.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П, в многоквартирных домах, как правило, коммунальные ресурсы потребляются не только в отдельных жилых и нежилых помещениях, но и для содержания общего имущества в доме. Следовательно, для определения объема потребленного и подлежащего оплате ресурса, приходящегося на каждое отдельное помещение в доме, необходимы показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета (при оснащенности дома такими приборами). Потому законодатель, делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в то же время в части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил, что указанные правила должны предусматривать и порядок определения размера платы за тепловую энергию в оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах, в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии.

Таким образом, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающая принцип необходимости учета потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета и рассматриваемая в системной связи с частью 1.1 той же статьи, не предполагает определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии, без учета показаний последних.

Конституционный суд РФ постановил: Правительству Российской Федерации надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

В соответствии со вступившим в законную силу 10 августа 2021г. (со дня официального опубликования) постановления Правительства РФ от 31 июля 2021г. № 1295, изменился порядок расчета размера платы за отопление, приготовление которого осуществляется с использованием ИТП.

Согласно изменениям, внесенным Постановлением № 1295 в п.40 Правил № 354, потребитель отопления, произведенного и предоставленного с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, в том числе с использованием ИТП, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с п.42(1) указанных Правил.

Согласно п. 42(1) Правил № 354 в случаях, когда в МКД, который оборудован ОДПУ тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размере платы за отопление определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к указанным Правилам с учетом показаний как ОДПУ, так и ИПУ тепловой энергии.

Таким образом, определение размера платы за отопление в случае оборудования МКД с ИТП ОДПУ тепловой энергии и частичного оборудования помещений данного МКД ИПУ тепловой энергии производится с учетом объемов тепловой энергии, определенных по показаниям указанных ИПУ, после вступления в законную силу (10 августа 2021 г.) Постановления № 1295, которое внесло изменения в п. 40 Правил № 354. С 10 августа 2021г. должен применяться при определении размера платы за отопление л, 42(1) Правил № 554, предусматривающий случай оборудования МКД (в т.ч. с ИТП) ОДПУ тепловой энергии и частичного оборудования данного МКД ИПУ тепловой энергии.

Довод истца о том, что при покупке жилого помещения для него имело существенное значение наличие индивидуального прибора учета тепловой энергии, в данном случае правового значения не имеет, поскольку материалами дела с достоверностью подтверждается факт самостоятельного производства коммунальной услуги отопления с использованием общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с чем, установка в жилом помещении индивидуального прибора учета не свидетельствует о неправомерности расчета платы в соответствии с пунктом 54 Правил № 354.

Учитывая изложенное, требования истца основаны на неверном толковании норм законодательства, и иск удовлетворению не подлежит.

Относительно требования о перерасчете за период с 10.08.2021г. по ноябрь 2021г., суд приходит к выводу, что оно является преждевременным, так как размер такой платы корректируется исполнителем в I квартале года, следующего за расчетным годом (п. п. 40, 42(1) Правил; п. 3(4) Приложения N 2 к Правилам), и на момент рассмотрения дела права истца не нарушены.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    В иске ФИО1 к ООО «ТСБ» о перерасчете платы за отопление в квартире по адресу: г.Балашиха, Первомайский проезд, д.1, кВ.26 за период с августа 2019года по ноябрь 2021года на сумму 56345 руб. 96коп., отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Балашихинский городской суд с даты изготовления мотивированного решения.

    Федеральный судья                     Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято 14.01.2022г.

_________________

2-7649/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ечкалов Сергей Николаевич
Ответчики
ООО "ТСБ"
Другие
ГУ МО "ГЖИ МО"
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Беседина Е.А.
Дело на сайте суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
14.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее