Дело № 2а-865/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
прокурора Ларина Б.Н.,
с участием административного ответчика Костерева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-865/2020 по административному иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ельцу к Костереву Сергею Сергеевичу об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ельцу (ОМВД России по г. Ельцу) обратился в суд с административным исковым заявлением к Костереву С.С. об установлении административного надзора. Требования мотивирует тем, что Костерев С.С. осужден 25.03.2008 Октябрьским районным судом г. Липецка по ч. 4 ст. 111 УК РФ к мере наказания в виде 09 лет лишения свободы. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 06.05.2008 Костереву С.С. было назначено наказание на срок 8 лет 7 месяцев лишения свободы. 30.05.2013 Костерев С.С. был освобожден из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области условно-досрочно по постановлению Елецкого районного суда от 15.05.2013 года на 2 года 9 месяцев 5 дней. Костереву С.С. решением Елецкого городского суда Липецкой области от 17.11.2016 был установлен административный надзор на срок 3 года, с административными ограничениями. 25.10.2019 решением Елецкого городского суда Липецкой области Костереву С. С. административный надзор был продлен на срок 06 (шесть) месяцев. 12.12.2019 Костерев С.С. был осужден приговором мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ к мере наказания в виде 05 (пяти) месяцев лишения свободы, в связи с чем 13.01.2020 надзор в отношении Костерева С.С. был прекращен. 08.05.2020 Костерев С.С. был освобожден из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области по отбытии срока наказания. Руководствуясь ч.4 п.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Костерева Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до 30.05.2021, то есть до погашения судимости, одновременно установить ему следующие административные ограничения: обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещение выезда за пределы Липецкой области без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запрещение посещения, расположенных на территории муниципального образования баров, кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Представитель административного истца ОМВД России по г. Ельцу в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, в деле имеется почтовое уведомление о вручении и заявление представителя Коротеевой Е.А. с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, согласно которому административный истец поддерживает заявленные требования.
Административный ответчик Костерев С.С. в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ему предложили работу в г.Москва, а административный надзор создаст этому препятствия. Вместе с тем, в случае удовлетворения просил установить надзор как минимум через 6 месяцев и снизить количество явок.
Заслушав объяснения административного ответчика, заключение помощника прокурора г. Ельца Ларина Б.Н., полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Федеральным законом N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" определено, что административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав, а также за исполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения: 1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 марта 2008 года Костерев С.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ и ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вступившим в законную силу постановлением Елецкого районного суда Липецкой области от 22 октября 2009 года заявление Костерева С.С. о пересмотре приговора и снижении срока наказания удовлетворено. Постановлено считать Костерева С.С. отбывающим наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Липецка Липецкой области от 25 марта 2008 года по ст. 111 ч.4 УК РФ в 8 годам 10 месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вступившим в законную силу постановлением Елецкого районного суда Липецкой области от 09 июня 2011 года, с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 16.08.2011, действия Костерева С.С. со ст. 111 ч.4 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №33-ФЗ) переквалифицированы на ст. 111 ч.4 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 №26-ФЗ), с учетом постановления Елецкого районного суда Липецкой области от 22 октября 2009 года и окончательно назначено осужденному Костереву С.С. наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) лет 7 (семь) месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в остальной части приговор Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 марта 2008 года, оставлен без изменения.
30.05.2013 Костерев С.С. был освобожден условно-досрочно от отбывания наказания по постановлению Елецкого районного суда Липецкой области от 15.05.2013 года на 2 года 9 месяцев 5 дней.
Вступившим в законную силу решением Елецкого городского суда Липецкой области от 17.11.2016 Костереву С.С. был установлен административный надзор на основании части 1 и пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» на срок 3 года и административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут без разрешения органа внутренних дел по местожительства или по месту пребывания; обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения выезда за пределы территории Липецкой области без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания поднадзорного лица; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Основанием для установления административного надзора послужило то, что Костерев С.С., отбывший наказание в виде лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления и в течение одного года совершил четыре административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
30.11.2016 Костерев С.С. был поставлен на профилактический учет в ОМВД России по г. Ельцу с заведением дела административного надзора № 24дсп-2016.
Вступившим в законную силу решением Елецкого городского суда Липецкой области от 24.05.2018 Костереву С.С. было увеличено количество явок для регистрации до 4 (четырех) раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вступившим в законную силу решением Елецкого городского суда Липецкой области от 05.07.2019 Костереву С.С. было установлено дополнительное административное ограничение в виде запрещения посещения расположенных на территории муниципального образования баров, кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Вступившим в законную силу решением Елецкого городского суда Липецкой области от 25.10.2019 Костереву С.С. был продлен административный надзор на срок 06 (шесть) месяцев и установлены следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут без разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы территории Липецкой области без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания поднадзорного лица; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запрещение посещения, расположенных на территории муниципального образования баров, кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Вступившим в законную силу приговором мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 12.12.2019 года Костерев С.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.291.2 УК РФ и ему назначено наказание в виде 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором в действиях Костерева С.С. в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, признан рецидив преступлений.
Решением ИГОАН ОМВД России по г. Ельцу Коротеевой Е.А. 13.01.2020 административный надзор в отношении Костерева С.С. был прекращен.
08.05.2020 Костерев С.С. был освобожден из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области по отбытии срока наказания по приговору мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 12.12.2019.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Совершенное Костеревым С.С. преступление, предусмотренное ст.111 ч.4 УК РФ (по первоначальному приговору Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 марта 2008 года), в силу части 5 статьи 15 Уголовного кодекса РФ относится к категории особо тяжких преступлений, поэтому срок погашения судимости за него согласно статье 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления - 21.07.2007) составляет восемь лет после отбытия наказания, то есть до 30.05.2021.
Административный истец просит установить Костереву С.С. административный надзор сроком до 30.05.2021, то есть сроком погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 марта 2008 года.
Однако, исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона.
Судом установлено, что по первоначальному приговору суда (по приговору Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 марта 2008 года) у Костерева С.С. сохраняется неснятая и непогашенная судимость за совершение преступления до 30.05.2021, при этом оно не является преступлением, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 часть 3 статья 5 Федерального закона).
При таких обстоятельствах, коль скоро Костерев С.С. совершил в период нахождения под административным надзором преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, суд приходит к выводу о наличии и достаточности правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска и необходимости установления в отношении Костерева С.С. административного надзора.
Совершенное Костеревым С.С. преступление, предусмотренное ч.3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, в силу части 2 статьи 15 Уголовного кодекса РФ относится к категории преступления небольшой тяжести, поэтому срок погашения судимости за него согласно статье 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления - 21.07.2019) составляет 3 года после отбытия наказания.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 3, пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить в отношении Костерева С.С. административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решая вопрос об установлении Костереву С.С. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4).
УУП ОМВД России по г. Ельцу Чернышевым С.В. Костерев С.С. по месту жительства характеризуется отрицательно, склонен к совершению преступлений и административных правонарушений; в период нахождения под административным надзором совершил преступление; до отбытия наказания официально нигде не работал. Данные обстоятельства подтверждается характеристикой от 14.05.2020.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за поведением Костерева С.С. после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и считает необходимым установить Костереву С.С. административное ограничение в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Поскольку Костерев С.С. судим за совершение преступлений против жизни и здоровья, а также против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, то суд, с учетом установленных приговорами суда обстоятельств совершения преступлений, считает необходимым установить Костереву С.С. в качестве еще одного вида административного ограничения – запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В частности, в части 3 статьи 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Судом установлено, что Костерев С.С. зарегистрирован и проживает по адресу: г. Елец, ул. Кротевича, д.12, кв.2, что подтверждается паспортом и объяснениями Костерева С.С. в судебном заседании.
В связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Костерева С.С., суд также считает необходимым установить следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут и запрещение выезда за пределы Липецкой области без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» даны разъяснения о том, что с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Из приговора Октябрьского районного суда г. Липецка Липецкой области от 25 марта 2008 года, а также приговора мирового судьи Краснинского судебного участка Становлянского судебного района Липецкой области от 12.12.2019 следует, что Костерев С.С. совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем, административный ответчик Костерев С.С. представил справку врача- психотерапевта С.А. Бондаренко о том, что Костерев С.С. действительно прошел лечение 09.11.2019 и закодирован от употребления спиртных напитков на 3 года, в связи с чем Костереву С.С. категорически противопоказано применение препаратов, содержащих этиловый спирт.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления административного ограничения в виде запрещения посещения, расположенных на территории муниципального образования баров, кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
По мнению суда, вышеуказанные срок и административные ограничения, соответствуют целям административного надзора, с учетом личности осужденного, его поведения, конкретных обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.20101 № 64-ФЗ, ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ельцу к Костереву Сергею Сергеевичу об установлении административного надзора, удовлетворить.
Установить в отношении Костерева Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него следующие административные ограничения:
1) запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них:
2) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом
жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов 00 минут до 06 часов
00 минут без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания:
запрещение выезда за пределы Липецкой области без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания;
обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения Костерева Сергея Сергеевича.
Контроль за поведением поднадзорного лица возложить на орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Костерева Сергея Сергеевича.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд Липецкой области в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: О.С. Фролова
Мотивированное решение принято 04 июня 2020 года.