УИД 11RS0№...-49 Дело №...а-94/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... 26 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1, УФСИН ФИО1 по ..., ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1, ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ..., ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ... об оспаривании условий содержания в части неоказания медицинской помощи, присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к ФИО1, УФСИН ФИО1 по ... об оспаривании условий содержания в виде неоказания ему надлежащей медицинской помощи в связи с наличием диагнозов <данные изъяты> в период времени с момента помещения ** ** ** в СИЗО-1 ... и далее при отбывании наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ..., а также взыскании компенсации за нарушение указанных условий содержания в размере 1440 000 рублей.
В обоснование указал, что диагноз <данные изъяты> впервые был установлен ему в ** ** **, а диагноз « <данные изъяты>» в ** ** **. В предшествующий оспариваемому период отбывания наказания, он находился на диспансерном наблюдении во ФКУЗ МЧ-29 ФИО1, где проходил обследование и получал курсами рекомендованное лечение. С момента прибытия его в СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ..., и в последующий период нахождения его в ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ..., филиалами ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1 его диспансерное наблюдение надлежаще организовано не было, медицинская помощь, включая профилактику, обследование и лечение, должным образом по имеющимся заболеваниям не оказывалась, т.к. полагающаяся ему <данные изъяты> была задержана на 9 месяцев, лечение <данные изъяты> также не производилось.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1, ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ..., ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ..., в качестве заинтересованного лица ФКЛПУБ -18 УФСИН ФИО1 по ....
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме.
ФИО1, ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1, УФСИН ФИО1 по ... в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ... ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего ФИО1, остальные стороны непосредственного участия в рассмотрении дела также не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав явившихся лиц, оценив их доводы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** №... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на личную безопасность и охрану здоровья.
Согласно разъяснениям в пункте 17 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от ** ** ** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от ** ** ** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1, 3, 7 ст.26).
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
Правила организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируется в настоящее время Приказом Министерства юстиции РФ от ** ** ** «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», ранее содержались в Приказе Минздравсоцразвития и Минюста №... от ** ** ** «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу».
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения (п. 13 Порядка).
Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (п. 14 Порядка).
Приказом Министерства юстиции от ** ** ** №... утвержден новый Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФИО1, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФИО1, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п.31 Порядка).
Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.32 Порядка).
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (п.33 Порядка).
В силу пунктов 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
При этом в статье 2 того же Закона указано, что диагностика – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических, и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Лечение – это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ** ** ** в связи с заключением под стражу, ФИО2 был помещен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ..., откуда убыл ** ** ** по медицинским показаниям в ФКЛПУБ -18 .... По окончанию периода пребывания в медицинском стационаре ** ** ** прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ..., где содержался до окончания срока отбытия наказания - ** ** **.
Медицинское обслуживание перечисленных учреждений осуществляется филиалами « Медицинская часть №...», « Больница», и « Медицинская часть №...» ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1.
Для оценки доводов и возражений сторон относительно вопроса о качестве оказания административному истцу медицинской помощи в период содержания под стражей и дальнейшего отбывания наказания, по делу судом была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Из содержания экспертного заключения №...(п), вынесенного по результатам проведения в период с ** ** ** по ** ** ** экспертных исследований следует, что по данным представленной медицинской документации у ФИО2 по состоянию на ** ** ** имелось заболевание: «<данные изъяты>», ранее подтвержденная положительными результатами лабораторного исследования ( <данные изъяты> от ** ** ** <данные изъяты>
На первичном осмотре в ФКУ СИЗО -1 ** ** ** у административного истца отмечено : отсутствие жалоб. <данные изъяты> ( с <данные изъяты>)- прибыл без лекарств, последнее обращение в <данные изъяты> в феврале 2017. Диагноз: <данные изъяты>.
** ** ** на приеме диагноз: <данные изъяты>
** ** ** проведена беседа о порядке взятия анализа на <данные изъяты>
** ** ** вновь проведена беседа о порядке взятия анализа на <данные изъяты>
В период с ** ** ** по ** ** ** заявитель находился на стационарном обследовании и лечении с диагнозом: <данные изъяты>
<данные изъяты>
** ** ** вызван на сдачу крови для исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки. По вызову не явился.
** ** ** приглашен на прием к инфекционисту. На прием не явился.
** ** ** на приеме с жалобами на проявления <данные изъяты>
** ** ** – на приеме с жалобами на боли в подреберье. Диагноз: <данные изъяты>
** ** ** на приеме в связи с жалобами на проявления <данные изъяты>
** ** ** при убытии из учреждения состояние удовлетворительное, жалоб нет.
Как указано экспертами в заключении, наблюдение и лечение по имеющемуся у ФИО2 заболеванию «<данные изъяты>
По данному диагнозу ФИО2 нуждался в проведении <данные изъяты> с помощью которой можно добиться контролируемого течения заболевания. Данную терапию он получал ранее с ** ** **.
В период времени с ** ** ** по ** ** ** ФИО2 также нуждался в получении антиретровирусной терапии в связи с имеющимся у него заболеванием <данные изъяты>
При этом, как указано в экспертном заключении, по заболеванию <данные изъяты> обследование ФИО2 проведено не в полном объеме. Принимая во внимание действующий Стандарт оказания медицинской помощи, нарушена кратность приемов врача – <данные изъяты>
Стандарты оказания амбулаторной медицинской помощи при заболевании «<данные изъяты> вне обострения в настоящее время не разработаны. У ФИО2 зафиксировано увеличение активности трансаминаз (минимальное обострение заболевания от ** ** **), что требовало проведения клинико- лабораторных исследований, что было сделано не в полном объеме: <данные изъяты>
Вместе с этим, как отражено в заключении, выявленные дефекты оказания медицинской помощи не привели к возникновению у ФИО2 каких- либо принципиально новых заболеваний и состояний, либо потенциально предотвратимого прогрессирования имеющихся у него хронических заболеваний. Степень вреда здоровью неопределима в связи с невозможностью установить его сущность.
Таким образом, на основании данных представленной медицинской документации ухудшения состояния здоровья у истца не выявлено.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно полностью соответствует требованиям Федерального закона от ** ** ** N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими опыт экспертной работы, обладающими специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные судом вопросы. Доказательств какой- либо заинтересованности экспертов в исходе дела, суду не представлено.
В состав комиссии экспертов, возглавляемой начальником ГБУЗ РК "Бюро СМЭ" ФИО4, имеющим высшее медицинское образование, специальность - судебно-медицинская экспертиза, стаж работы с 1994 года, высшую квалификационную категорию, включены заместитель главного врача ГБУЗ РК « Республиканская инфекционная больница», врач- инфекционист со стажем работы с 1993 года, имеющая также высшую квалификационную категорию, и судебно-медицинский эксперт отдела сложных комиссионных экспертиз ГБУЗ РК "Бюро СМЭ" высшей квалификационной категории со стажем работы с 2005 года.
Поскольку для разрешения поставленных перед экспертами вопросов, исследованию подвергнута вся представленная медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья ФИО2, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда отсутствуют какие- либо сомнения в достоверности их выводов, изложенных в экспертном заключении №...(п).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от ** ** ** N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административным ответчиком, в нарушении действующего Стандарта оказания медицинской помощи, в отношении административного истца по имеющемуся у него заболеванию « <данные изъяты>», было проведено неполное обследование, при этом, необходимая кратность забора анализов и приема инфекциониста была нарушена в равной степени, как по причине бездействия медицинской части, так и по причине уклонения самого пациента от лечения. В период времени с ** ** ** по январь 2018 истец нуждался в проведении <данные изъяты> однако, необходимые препараты ему бесплатно предоставлены не были, как и <данные изъяты>, что, однако, не ухудшило состояние его здоровья в целом.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что экспертным заключением установлено наличие неполного оказания сотрудниками филиалов ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1 медицинской помощи, истцу, находящемуся в условиях пенитенциарной системы, исходя из доказанности данного факта, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации в соответствии со статьей 12.1 УИК РФ и статьей 227.1 КАС РФ, за счет казны Российской Федерации.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу административного истца компенсации, суд учитывает характер и длительность периода нарушения, степень физических и нравственных страданий, пережитых истцом, отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния его здоровья ввиду допущенных дефектов оказания медицинской помощи, в связи с чем, полагает возможным определить ее размер в сумме 10 500 рублей.
При этом, суд исходит из того, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на выплату компенсаций в порядке ст.227.1 КАС РФ, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки льготных категорий граждан, прямо нуждающихся в этом.
В соответствии с подп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве ФИО1 ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ** ** ** N 1314, ФИО1 осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При таких обстоятельствах взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания должно быть произведено с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО2 об оспаривании условий содержания в части неоказания медицинской помощи, присуждении компенсации за нарушение условий содержания - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФИО1 за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию за ненадлежащее оказание медицинской помощи филиалами ФКУЗ МСЧ-11 ФИО1 в период времени с ** ** ** по ** ** ** в размере 10 500 (Десять тысяч пятьсот) рублей с перечислением данной суммы по указанным реквизитам: УФК по ..., отдел №... ФКУ ИК-1 УФСИН ФИО1 по ..., л/с 05071165900, ИНН 1101465050, КПП 110101001, ОКТМО 877 01000, КБК32№..., р/счет 40№..., БИК 048702001, Отделение НБ ..., получатель- ФИО2.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 - отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение принято судом ** ** **.