УИД21RS0009-01-2022-000056-92
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 марта 2022 г. с.Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Артемьевой Р.М., с участием гособвинителя - старшего помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики младшего советника юстиции Евдокимова Е.Н., подсудимого Гурьева В.П., его защитника- адвоката Николаева В.С., предоставившего удостоверение от 24 апреля 2008 г. № 459 и ордер от 29 марта 2022 г. №29 Красноармейского филиала КА «Республиканская» Чувашской Республики, потерпевшей НОЯ.., рассмотрев уголовное дело в отношении
Гурьева Валерия Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца
<адрес>, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
<адрес>, пребывающего
по адресу: <адрес>
<адрес>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.116.1 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Органом предварительного расследования Гурьеву В.П. предъявлено обвинение в том, что он, являясь лицом, подвергнутым постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района Чувашской Республики от 25 февраля 2021 г. административному наказанию по ст.6.1.1 КоАП РФ за нанесение побоев, 22 августа 2021 г., около 22 часов 40 минут, находясь в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, в <адрес> Чувашской Республики, в ходе ссоры с НОЯ., возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно с силой обеими руками обхватил ее за шею, стал душить, сдавливая ей дыхательные пути и лишая ее возможности дышать, от чего последняя испытала физическую боль. После этого, он, продолжая свои преступные действия, схватив НОЯ. двумя руками в область горла возле мочек ушей, стал душить, сдавливая ей дыхательные пути и лишая ее возможности дышать, а затем умышленно уронил последнюю на пол лицом вниз, при этом ударив передней частью грудной клетки о пол, и, схватив ее левую руку, силой загнул за спину. В результате этих своих преступных действий он причинил НОЯ. физическую боль и телесные повреждения в виде одной <данные изъяты>, которые, как не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья или утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения не причинившие вреда здоровью человека.
Указанные выше действия Гурьева В.П. органом предварительного расследования были квалифицированы по ст.116.1 УК РФ как совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
Суд находит, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте в отношении Гурьева В.П., а также установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации его действий дополнительно как совершение более тяжкого преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ.
На судебном заседании подсудимый Гурьев В.П. виновным себя в совершении преступления, предусмотренного ст.116.1 УК РФ, признал. От дачи показаний относительно обстоятельств содеянного отказался.
Из его показаний, данных в ходе предварительного расследования и оглашенных судом в порядке п.3 ч.1 ст.276 УПК РФ, следует, что в ходе ссоры, он, находясь в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, разозлившись на НОЯ., схватил ее за шею правой рукой и, придавив, повалил, сопротивляющуюся, на диван. После этого, сказав ей : «завтра поговорим», отпустил руки от шеи. Никаких побоев ей не наносил, слов угрозы убийством не высказывал, хотя и признает, что телесные повреждения в виде <данные изъяты> причинил ей он (л.д.135-138).
На судебном заседании потерпевшая НОЯ. показала, что Гурьевым В.П. в действительности в отношении нее все вмененные ему в вину в обвинительном акте действия были совершены.
Из ее показаний, в том числе данных в ходе предварительного расследования, оглашенных в порядке ч.3 ст.281 УПК РФ ( л.д.100-101), которые она полностью подтвердила в ходе судебного заседания, видно, что, когда Гурьев В.П. душил ее за шею, в том числе руками в области горла возле мочек ушей (сонных артерий), и лишал ее возможности дышать, она испугалась за свою жизнь, т.к. думала что Гурьев В.П. ее задушит, поскольку последний находился в состоянии опьянения и был агрессивен, и в таком состоянии от него можно было ожидать этого.
Указанные выше показания потерпевшей НОЯ. объективно подкрепляются заключением судебной медицинской экспертизы.
Так, согласно фототаблице, приложенной к протоколу осмотра места происшествия, и заключению судебной медицинской экспертизы у НОЯ. на спинке носа была обнаружена ссадина линейной формы размерами 0, 5 х 0,1 см, на задней поверхности шеи справа - ссадина линейной формы размерами 3,5 х 0, 3 см, в левой подчелюстной области начиная от передней серединной линии ссадина размерами 1,5 х 0,2 см. Кроме этого, на передней поверхности грудной клетки у НОЯ. были обнаружены пять ссадин. Давность образования указанных ссадин 1-3 сутки к моменту осмотра экспертом ДД.ММ.ГГГГ, они, как не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья или утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения не причинившие вреда здоровью человека ( л.д.4-7,21-22).
Изложенные выше показания потерпевшей НОЯ. подкрепляются также указанными выше частичными признаниями подсудимого Гурьева В.П. своей вины о совершении руками в ходе ссоры в отношении НОЯ. удушающего действия, а также показаниями свидетелей МАФ., СЕВ., АЯА.
Так, из показаний свидетеля МАФ. видно, что он 23 августа 2021 г. на шее НОЯ. видел ссадины. Со слов последней узнал, что их ей причинил Гурьев В.П. ( л.д.102-103).
Как следует из показаний свидетеля СЕВ., 23 августа 2021 г. Гурьев В.П. ему признался, что во время ссоры, обхватив НОЯ. руками за шею, сжимал шею (л.д.104-105).
Согласно показаний свидетеля АЯА., НОЯ. 23 августа 2021 г. рассказывала ему, что Гурьев В.П. во время ссоры руками душил ее шею. У последней, действительно, на шее имелись ссадины ( л.д.106-109).
Таким образом, фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте в отношении Гурьева В.П., а также установленные в ходе судебного разбирательства выше фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что Гурьев В.П. в время ссоры, кроме как причинения физической боли и телесных повреждений НОЯ., также душил ее за шею и эти действия последней были восприняты как выраженное во вне намерение Гурьева В.П. задушить ее, указывают на то, по делу имеются основания для квалификации действий Гурьева В.П. в этой части дополнительно по ч.1 ст.119 УК РФ как угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Однако, органом предварительного расследования все указанные действия Гурьева В.П. необоснованно квалифицированы только по ст.116.1 УК РФ.
То, что при совершении указанных действий Гурьевым В.П., словесно в адрес НОЯ. не высказывалась угроза убийством не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава указанного выше преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ, так как угроза убийством может выражаться в любой форме: как словесно ( устно, письменно, по телефону, путем электронного послания), так и путем конклюдентных (молчаливых) действий, например, демонстрацией оружия, жестами и т.п., если при этом у потерпевшего имелись реальные основания опасаться осуществления этой угрозы.
Из показаний потерпевшей НОЯ. видно, действия Гурьева В.П., выразившиеся в том, что он без высказывания слов угрозы убийством душил ее за шею, лишая возможности дышать ее, она восприняла как угрозу задушить ее, то есть угрозу убийством, и у нее, исходя из конкретной обстановки, а именно того, что все происходило во время ссоры, нахождения Гурьева В.П. в состоянии опьянения и его агрессивности, имелись реальные основания опасаться осуществления этой угрозы.
Согласно п.6 ч.1 ст.237 УПК РФ, когда фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте, а также установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий подсудимого как более тяжкого преступления, суд вправе по собственной инициативе возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В силу изложенного, а также в соответствии с разъяснениями, изложенными в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» суд считает необходимым возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Руководствуясь п.6 ч.1 ст.237 УПК РФ, районный суд
п о с т а н о в и л :
Возвратить уголовное дело в отношении Гурьева Валерия Петровича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.116.1 УК РФ, прокурору <адрес> Чувашской Республики, для устранения препятствий его рассмотрения судом, так как фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте в отношении Гурьева В.П., а также установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации его действий дополнительно как совершение более тяжкого преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ.
Меру пресечения в отношении Гурьева В.П.- подписку о невыезде и надлежащем поведении- оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий