Дело № <...>а-6/2018
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокурора Вершининой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Шербакульского городского поселения»,
у с т а н о в и л:
Решением Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от <...> № <...> утвержден генеральный план Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (л.д. 58 карта границ населенных пунктов, л.д. 151 том 1).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим данного решения в части. В обоснование требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы р.<...> городского поселения включены лесные участки лесного фонда, а именно:
- Шербакульское сельское участковое лесничество (ур. Шербакульское ГП) в квартале 43 выдел 22 (часть), выдел 28 (часть), выдел 33 (часть), в квартале 44 выдел 1-3, выдел 34, выдел 35.
- Шербакульское участковое лесничество в квартале 9 выдел 1-30.
Названные лесные участки на основании свидетельств о государственной регистрации права находятся в федеральной собственности.
Однако при издании оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено.
Ссылаясь на нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», просит признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда (л.д. 4-9 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Пегушина Т.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указав, что согласование проекта генерального плана с Рослесхозом не требовалось, поскольку при утверждении генерального плана в границы Шербакульского городского поселения земельные участки лесного фонда не вошли (письменный отзыв – л.д. 146-150 том 1).
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал, дополнительно указал о включении генеральным планом в границы населенных пунктов защитных лесов (зеленых зон), которые могли быть включены с тем условием, что взамен будут предоставлены другие земельные участки для указанных целей (письменный отзыв – л.д. 243-244 том 1).
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в лице Омского филиала, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д. 233, 240-242 том 1).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Вершининой Г.А., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <...> № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 22 статьи 4 Устава Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (далее - Устав) (л.д. 103-125 том 1).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом местного самоуправления Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области является Совет Шербакульского городского поселения (статья 17 Устава).
По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом, Совет Шербакульского городского поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения (пункт 19 Устава).
В целях реализации предоставленных полномочий Совет Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области <...> принял решение № <...> «Об утверждении генерального плана Шербакульского городского поселения», которое подписано главой Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области и размещено на официальном интернет портале Омской области http://sherb.omskportal.ru
Таким образом, решение Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Шербакульского городского поселения» принято уполномоченным органом в пределах компетенции.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от <...> № 172-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьи 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным (пункт 1.3. Порядка).
По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение.
Сводное заключение подписывается руководителем Министерства регионального развития Российской Федерации (заместителем руководителя Министерства, уполномоченным на подписание сводных заключений) (пункт 2.4 Порядка).
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>).
Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до <...> согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Оспариваемым генеральным планом в границы Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Шербакульского сельского участкового лесничества (ур. Шербакульское ГП) в квартале 43 выдел 22 (часть), выдел 28 (часть), выдел 33 (часть), в квартале 44 выдел 1-3, выдел 34, выдел 35; Шербакульского участкового лесничества в квартале 9 выдел 1-30.
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от <...>, основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства 1980 г., 1994 <...> сельского участкового лесничества (ур. Шербакульское ГП) и Шербакульского участкового лесничества Любинского лесничества Омской области на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д. 22-26 том 1).
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленными свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 28, 29, 75 том 1).
Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» <...> пояснила, что при совмещении генерального плана Шербакульского городского поселения и материалов лесоустройства применялось специальное программное обеспечение, каких-либо технических ошибок не имеется, подтвердила правильность ранее данного заключения.
Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается представителем Совета Шербакульского городского поселения Пегушиной Т.Н., что на момент рассмотрения дела в суде в межмуниципальный Азовский отдел Управления Росреестра по Омской области направлено для принятия в государственный фонд данных землеустроительное дело по описанию местоположения границы р.<...> Омской области, из которого следует, что в состав населенного пункта ранее были включены земельные участки других категорий земель. Решение не принято, документы направлены на доработку (л.д. 157-159).
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.
Доводы административного ответчика о том, что часть земельных участков (выделы 1-3 44-го квартала) находится в муниципальной собственности, какими-либо допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждена.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Распоряжение уполномоченного органа Российской Федерации о переводе земель из одной категории в другую административным ответчиком в суд не представлено.
В связи с чем ссылка административного ответчика на результаты инвентаризации земель р.<...> в 1996 -1997 г.г. как муниципальных и на осуществление уборки зеленой территории (сквера) правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Из содержания административного искового заявления следует, что проект оспариваемого генерального плана на рассмотрение в Рослесхоз не поступал.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от <...> следует, что проект генерального плана Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области для проведения процедуры согласования в Минэкономразвития России не поступал (л.д. 234-235 том 1).
Федеральным агентством лесного хозяйства также сообщено, что проект генерального плана Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области на рассмотрение в Рослесхоз не поступал (л.д. 140 том 1).
Минстрой России сообщил об отсутствии информации о поступлении генерального плана Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в Минстрой России для согласования (л.д. 100 том 1).
Обстоятельство отсутствия согласования проекта генерального плана Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с Федеральным агентством лесного хозяйства ответчиком не оспаривается.
Таким образом, при издании решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Шербакульского городского поселения» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом отсутствовало.
Следовательно, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно абзацу 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку генеральный план фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Поселковый вестник» (статья 37 Устава) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении Генерального плана Шербакульского городского поселения» в части включения в границы р.<...> городского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Омская область, Шербакульский муниципальный район, Любинское лесничество, а именно:
- Шербакульское сельское участковое лесничество (ур. Шербакульское ГП) в квартале 43 выдел 22 (часть), выдел 28 (часть), выдел 33 (часть), в квартале 44 выдел 1-3, выдел 34, выдел 35;
- Шербакульское участковое лесничество в квартале 9 выдел 1-30.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Цериградских И.В.