Дело № 2-127/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2018 года город Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Цыганковой Т.Д.,
при секретаре Томиловой И.В.,
с участием истца Кудряшова И.А.,
представителя ответчика Добровольской Л.В.,
представителя третьего лица Максимейко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Ильи Александровича к УМВД России по г. Хабаровску о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, возложении обязанности на ответчика выплачивать ему компенсацию за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к УМВД России по г. Хабаровску о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, возложении обязанности на ответчика выплачивать ему компенсацию за наем жилого помещения.
Свои требования истец обосновал тем, что он проходит службу в УМВД России по г. Хабаровску с 2002 года. В связи с тем, что у него не имеется в собственности жилое помещение и он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, он вынужден арендовать жилое помещение. 26.11.2015 года он обратился с рапортом на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года, однако решением жилищно-бытовой комиссии от 25.12.2015 года ему было отказано в выплате денежной компенсации.
05.09.2016 года он обратился с рапортом на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года. Решением жилищно-бытовой комиссии от 01.10.2016 года ему было отказано в выплате денежной компенсации. С указанными решениями он не согласен, поскольку жилого помещения для проживания его семья не имеет. Просит признать незаконными решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску от 25.12.2015 года и от 01.10.2016 года об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Обязать Управление МВД России по г. Хабаровску выплачивать ему денежную компенсацию за наем жилого помещения за периоды - с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года и с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В отзыве на исковое заявление ответчик УМВД России по г. Хабаровску указал, что с исковыми требованиями не согласен. Ссылается на то, что обратившись с рапортом в 2015 году об оплате компенсации на наем жилого помещения за 2014 год, истец пропустил срок, т.к. 31 декабря закончился финансовый год и лимиты бюджетных обязательств за 2014 год прекратили свое действие. Кроме того, супруга истца имеет в собственности жилое помещение. Также полагал, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.
Определением суда от 15 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Хабаровскому краю.
В отзыве на исковое заявление УМВД России по Хабаровскому краю указало, что не согласно с исковыми требованиями, по доводам аналогичным отзыву УМВД России по г. Хабаровску.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, также просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Свидетель Ковалева М.В. в судебном заседании пояснила, что работает специалистом отдела тылового обеспечения в УМВД России по г. Хабаровску. Истец подавал документы за наем жилья, в 2015 году обратился в конце года. Члены жилищной комиссии приняли решение об отказе в удовлетворении его заявления. В день вынесения комиссией решения или на следующий день она звонила истцу и оповестила его о принятом решении. В конце сентября 2016 года Кудряшов И.А. забрал выписку из решения. В октябре 2016 года истец снова обратился за выплатой компенсации и снова было решение об отказе ему в ее выплате, о чем он был сразу уведомлен в ноябре 2016 года.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец проходит службу в УМВД России по г. Хабаровску.
Также в судебном заседании установлено, что 26.11.2015 года истец обратился с рапортом в УМВД России по г. Хабаровску на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску от 25.12.2015 года Кудряшову И.А. отказано в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, т.к. рапорт на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2014 года поступил от сотрудника 26.11.2015 года.
Также из материалов дела следует, что Кудряшов И.А. 05.09.2016 года обратился в УМВД России по г. Хабаровску с рапортом на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску от 01.10.2016 года Кудряшову И.А. в выплате компенсации отказано со ссылкой на решение №23 заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 01.08.2016 года, а также на то, что истец является членом семьи собственника жилого помещения в г. Хабаровске и имеет возможность ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение и не может быть признан сотрудником, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика и третьего лица о пропуске истцом срока на обращение в суд.
К указанным правоотношениям сторон установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. 392 Трудового Кодекса РФ трехмесячный срок обращения в суд не применяется, поскольку настоящий спор не является служебным (трудовым), так как заявленные требования основаны на реализации истцом своего права на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», в силу чего правовое регулирование спорных отношений находится за рамками служебного спора, понятие которого определено ст. 72 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Учитывая характер спорных правоотношений, наличие спора о праве, к указанным правоотношениям подлежит применению установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности, составляющий три года.
Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда).
Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок и размеры денежной компенсации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел".
Согласно пп. 2, 4 вышеназванных Правил денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу, с подтверждающими право на получение компенсации документами.
Рапорт и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа. На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации (пп. 6, 7 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Таким образом, возмещение сотруднику органа внутренних дел затрат, понесенных по договору найма (поднайма) жилого помещения, носит заявительный и компенсационный характер.
Также в судебном заседании установлено, что УМВД России по г. Хабаровску является бюджетной организацией, и в своей деятельности обязано руководствоваться требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что УМВД России по г. Хабаровску как получатель и распорядитель бюджетных ассигнований, администратор доходов федерального бюджета исполняет бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ему в текущем финансовом году.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1228 предусмотрено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску от 25.12.2015 года, не имеется, поскольку Кудряшов И.А. обратился к ответчику с рапортом на выплату компенсации за 2014 год в 2015 году.
Кроме того, как установлено в судебном заседании у супруги истца – Макейчик Е.А. находится 1/5 доли в праве в собственности на <адрес> в г. Хабаровске, что, по мнению ответчика не позволяет признать истца, не имеющим жилого помещения.
Суд соглашается с доводами ответчика в данной части, поскольку истцом суду не представлено доказательств невозможности его проживания по указанному адресу. То обстоятельство, что в <адрес> в <адрес> зарегистрировано большое количество человек, таким доказательством не является.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ответчика от 01.10.2016 года также не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования о выплате денежных средств являются производными от требования о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии они также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кудряшова Ильи Александровича к УМВД России по г. Хабаровску о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Хабаровску об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, возложении обязанности на ответчика выплачивать ему компенсацию за наем жилого помещения отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.
Судья Т.Д. Цыганкова
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2018 года.